История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека ПАТРИАРХ НИКОН В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ Патриарх Никон. Труды. Возражение, или Разорение смиренаго Никона ... (25)

ВОЗРАЖЕНИЕ, ИЛИ РАЗОРЕНИЕ СМИРЕНАГО НИКОНА ... (25)


Патриарх Никон.Труды

Научное исследование,

общая редакция В.В. Шмидта



ВОЗРАЖЕНИЕ, или РАЗОРЕНИЕ СМИРЕНАГО НИКОНА,

Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа газскому митрополиту Паисее Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы*


ВОПРОС, ГЛАВА 25


Мощно ли Государю отобрать те привилеи одному кому дал бы?


Ответ


Может, есть ли тот, которому дано худо требует. Глаголет убо право духовное: дары данныя неблагодарным назад обираются 1. Реткия б были твои привилейные дары, и права твоя к особам неблагодарным: Бог противу апостола, одних учинил апостолы, других пророки, не дав одному всех даров, чтоб не имел притти к спесивости и отлучении от своей милости; Рахили дал красоту, толко не позволил из плоду чрева ея. Кривоглаза была Лия, сестра ея, однако ж плодна была. Складал псалмы Давыд и описал, однакож их сам не пел, толко сыны Кореовы складно спивали. Милокротенской коли был силен в чювстве своем, чаял, что быти ему крепку и в руках, слово в слово что и Полидамос, который один из них, хотя рукама держать вертеп каменной, а другою хотел разодрать дерево на полы, разодрал же толко обезсилелся от болшой мочи, и опять древо, как спустилося, захватило руки его и задержало в себе, и пришли после волки и жива съели его. Люцыфер 2 понеже имел много доброты, и чево ему не достало и какова добра не было, такова не было, одно по одном чтет Езекииль 3: вознеслося сердце твое в твоей красоте, и испортилася хитрость с красотою твоею, для множества грехов твоих на землю бросил тебя, в погибель ты стал еси и не будеши паки во веки. Увидя его в таких многих благодетельствах неблагодарнаго, что вам кажется, не з болшова лиха что неблагодарение есть некоторой сухой ветер, которой все сушит: цветы, травы, овощи и реки; знак неблагодарнаго человека есть море, которое многия сладкия воды принимает, однакож их пременяет в горкия и солоныя воды. Четыре статьи вне благодарных обретаю пред Богом и человеки. Обретаются некоторыя, которыя не узнают добродетельства и николи гласа не вознесут на небо, моля о своих наставникох и благодарить Создателя своего за добро, которое им богато дал, и они такие суть что боровы, которые желуди ядят, а николи не посмотрят на дуба, которой желуди родит. Иныя неблагодарныя погружают свои добродетели, такия были июдеи, что хулили Моисея и самаго Господа Бога, который им давал ману и мясо заутра и в вечере. Иныя неблагодарныя забывают добродетельств принятых, с чево тот вирш неблагодарной человек приняв благодетельство забывает. Глаголал некоторой милосердец: зло надобно забывать, а добро всегда поминать, и худодетельства на песку писать, а добродетельства на камени вырезывать; а мы супротивно делаем: худодетельство на камени вырезываем, а добродетельство пишем на песку. Обретаются паки иныя неблагодарныя, которыя добродетельства возвращают на злобы и на убытки добродетелей своих. Се есть то, об чем плакал царь и пророк и сего ради возгласил: суди Господи обидящая ми, побори борющая ми. Воздаша ми лукавая вместо благаго и безчадие души моей.


РАЗОРЕНИЕ 25-го ВОПРОСА И ОТВЕТА


Вопрос. Мощно ли государю обратить те привилеи одному кому дал бы.

Послушайте, оба вкупе совопросниче и ответотворче, которыя привилеи? Аще убо сия, еже милости ради Божии давал государь царь Господеви Богу и Пресвятей Богородицы в вечное наследие, якоже изображение зде покажет, коея ради вины дано и кому.

(л. 398 об.)4 Образ государевы царевы и великаго князя Алексия Михайловича всеа великия и малыя и белыя Русии самодержца грамоты.

Божиею милостию мы, великий государь царь и великии князь Алексий Михайлович всеа великия и малыя Русии самодержец, пожаловали есмя отца нашего и богомолца великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа великия и малыя Русии.

В прошлом во 162-м году по нашем отшествии от царьствующаго нашего града Москвы с воинскими людми на неприятеля своего, на Полскаго короля за изгнание православныя христианския веры и за великия его 5 неправды и нестерпимыя досады, волею Божиею учинилося в царьствующем (л. 399)6 нашем граде Москве моровое поветрие. И мы, великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович всеа великия и малыя Русии самодержец, писали к нему, отцу нашему и богомолцу, великому государю Святейшему Никону Патриарху Московскому и всеа великия и малыя Русии, чтоб за милостию Божиею, как ево всемогущий Господь Бог наставит, о нашей царице и великой княгине Марии Ильиничне и о сыне нашем, благовернем царевиче и великом князе Алексие Алексиевиче, и о сестрах наших, о благоверных царевнах, благоверней царевне и великой княжне Ирине Михайловне, о благоверней царевне и великой княжне Анне Михайловне (л. 399 об.)7 и о благоверней царевне и великой княжне Татиане Михайловне, и о дщерях наших, о благоверней царевне и великой княжне Евдокии Алексиевне и о благоверней царевне и великой княжне Марфе Алексиевне промышлял. И он, отец наш, великий государь Святейший Никон Патриарх Московский и всеа великиа и малыя Русии, прося у всемогущаго Господа Бога милости, промышлял, от мороваго поветрия берег и милостию Божиею и Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и заступлением всемогущему Господу Богу великих Московских чюдотворцов Петра и Алексия и Ионы и Филиппа.

И молитвами отца нашего и богомолца (л. 400)8 великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа великия и малыя Русии и ево бодроопасным тщанием наша царица и великая княгиня Мария Ильинична 9 и сын наш, благоверный царевич и великий князь Алексий Алексиевич и сестры наши, благоверная царевна и великая княжна Ирина Михайловна и благоверная царевна и великая княжна Анна Михайловна и благоверная царевна и великая княжна Татиана Михайловна, и дщери наши, благоверная царевна и великая княжна Евдокия Алексиевна и благоверная царевна и великая княжна Марфа Алексиевна от мороваго поветрия сохранены и выехали невреждено, и до нас, (л. 400 об.)10 великаго государя, приехали в добром здоровье. И мы, великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович всеа великия и малыя Русии самодержец, с нашею царицею и великою княгинею Мариею Ильиничною и с сыном нашим, благоверным царевичем и великим князем Алексием Алексиевичем, и с сестрами нашима, со благоверною царевною и великою княжною Ириною Михайловною и со благоверною царевною и великою княжною Анною Михайловною и со благоверною царевною и великою княжною Татианою Михайловною, и со дщерьми нашима, со благоверною царевною и великою княжною Евдокиею Алексиевною и со благоверною царевною (л. 401)11 и великою княжною Марфою Алексиевною милости ради Божия и Пресвятыя Богородицы, благодарственная воздая Господу Богу и Пресвятей Богородицы, изволили дати в наше богомолье Новгородскаго уезду Деревския пятины в дом Пресвятыя Богородицы и святых чюдотворцов Филиппа митрополита Московскаго и Иякова блаженнаго в Ыверской монастырь, что на Святе озере, в строение отца нашего и богомолца великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа великия и малыя Русии от Холмовскаго уезду вниз до Илменя озера в Староруском уезде погосты. Погост Коломенской, погост Черенчицы и с селом Шотовым, погост Рамышов (л. 401 об.)12 и с селом Парфиным, со крестьяны и з деревнями и с пустошми по реке Волоти и со всеми угодьи, что к тем погостам из старины было по писцовым книгам, крестьян и бобылей и пашенныя земли и сенные покосы и рыбныя ловли, реки и озера и лешие угодья, звериные ловли и бобровые гоны и всякия угодья в вотчину вовеки неподвижно.

А по писцовым книгам в Коломенском погосте в живущих село да семнатцать деревень да пятьдесят две пустоши. А в селе и в деревнях сто дватцать дворов крестьянских, а людей в них тож. Да в тех же дворех братьи и детей и внучат и пле(л. 402)мянников 13 и зятьи и сосед и подсоседников четыреста пятьдесят девять человек да три двора бобылских, а людей в них тож. Да в тех же дворех братьи и детей шесть человек. Да тех же деревень сошлых крестьян и их детей и братьи шеснатцать человек. Пашни паханые и перелогу и лесом поросло середние и худые земли тысеча четыреста девять чети без третника, сена нет. Лесу непашеннаго около поль в длину на восмь верст с полуверстою, а поперег на тринатцать верст с четью.

В Черенчицком погосте живущих погост да село да четыре деревни, а в них шестьдесят девять дворов крестьянских, а людей в них тож. (л. 402 об.)14 Да в тех же дворех братьи и детей и внучат и племянников и зятьи и сосед и подсоседников двесте тритцать один человек да пятнатцать дворов бобылских, а людей в них тож. Да в тех же дворех братьи и детей девятнатцать человек. Пашни паханые и перелогу и лесом поросло середние земли триста шестьдесят семь чети с осминою. Лесу непашеннаго около поль в длину на пять верст, а поперег на две версты с полуверстою.

В Рамышевском погосте живущих погост да селцо да девятнатцать деревень с полудеревнею да дватцать две пустоши. А на погосте и в селце и в деревнях (л. 403)15 сто шестнатцать дворов крестьянских, а людей в них тож. Да в тех же дворех братьи и детей и внучат и племянников и зятьи и сосед и подсоседников двесте девяносто девять человек да пять дворов бобылских, а людей в них тож. Да в тех же дворех братьи и детей девять человек. Пашни паханыя и перелогу и лесом поросло середние и худые земли шестьсот шестьдесят пять чети без четверика. Лесу непашеннаго около поль в длину на девятнатцать верст, а поперег десять верст с четвертью.

А имяна тем погостам и деревням и пустошам и всяким угодьям и крестьяном и их детем и братьи и пле(л. 403 об.)мянником 16 и соседом и подсоседником написаны в отказных книгах подьячево Ивана Темирева за приписью дьяка Василья Шпилкина нынешняго 163-го году. И те погосты з деревнями и со всеми угодьи в Ыверской Святоозерской монастырь архимандриту з братьею или хто впредь в том монастыре иные архимандриты и братья будут в вотчину вовеки неподвижно.

А будет кто, забыв чаяние будущаго суда Божия и воздаяния коемуждо по делом, восхощет от святаго места что святотатством отъяти нашего жалованья от недвижимых тех вещей, еже есть от вотчин, да отъимет от него Господь Бог святую милость Свою и затворит двери щедрот Своих, (л. 404)17 якоже и от всех похищников и преобидников святых мест недвижимых вещей, а да приидет на него неблагословение и смерть, якоже на Ананию и Сапфиру.

Дана сия наша царьская жалованая грамота в царьствующем нашем граде Москве лета 7163-го апреля в день 18.

Образ государевы грамоты 2-я.

Пребезначалная и Живоначалные Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, видимых и невидимых всех единаго Бога, верный поклонник и раб истинный по святей Его милости, аз, государь царь и великий князь Алексий (л. 404 об.)19 Михайлович всеа великия и малыя Русии самодержец и со благоверною царицею нашею и великою княгинею Мариею Ильиничною и с сыном нашим благоверным царевичем князем Алексием Алексиевичем великия ради Божия милости, иже хотяй за малая великая и за тленная нетленная воздати и молитв ради Пречистыя Богородицы, Ея же ради вси надеемся спастися и иже во святых отца нашего новаго исповедника и священномученика Филиппа митрополита Московскаго и всеа Русии чюдотворца и святаго Иакова Праведнаго, от Бога даннаго нам царьства и отчины пожаловали есмя отца нашего и богомолца великаго государя Святейшаго Никона Патриарха (л. 405)20 Московскаго и всеа великия и малыя Русии по его прошению и обещанию повелели ему вновь сотворити монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Одигитрия Иверские и иже во святых отца нашего новаго исповедника священномученика Филиппа митрополита Московскаго и всеа Русии чюдотворца и святаго праведнаго Иякова в Новгородском уезде в Деревской пятине на острову на озере Волдае, а ныне по нашему царьскому изволению вновь именуемо Святоозеро.

А к тому монастырю Пречистые Богородицы Иверские и святых чюдотворцов Филиппа и Иякова пожаловали есмя из наших дворцовых сел в вотчину село Волдай (л. 405 об.)21 на том же Святе озере и с тем Святым озером. Да к тому же селу погост Еглицкой, погост Колодцкой, погост Нереходцкой з деревнями и с починки и с пустошми, да оброчныя наши рядки, рядок Яжелбицкой на Болшой Московской дороге на реке на Поломяти да на том же Яжелбицком рядку пустую ямскую землю с пустошми и с починки. Да в Михайловском погосте рядок Едров на Едровском озере, да на том же рядку пустую ямскую землю с пустошми и с починки. Погост Великопорожской и Печник на реке на Мсте, рядок Березовской на реке на Мсте ж да на реке на Березаи, в Демонском погосте рядок Селишской на реке (л. 406)22 Уяне, в Полоновском погосте рядок Полоновской берегом возле озера Селигеря, да в Бежецкой пятине рядок на Вышнем Волочке, да погост Петровской и Борисоглебской на реке на Мсте в Боровичах, погост Спаской и Боровицкой на реке на Мсте же, в том Спаском и Боровицком погостех рядок Потерпелец на реке на Мсте, пустошь Выдропуск, что преж сего бывал ям на реке на Тверце с пустошми. И того села Волдая и погостов и рядков селы и з деревнями и пустошми и починки и селищи и займищи и в них торговыми и ремесленными всяких чинов людми (л. 406 об.)23 и крестьяны и бобыли со всеми их животы и с промыслы и с пашнею и с лесы и с сенными покосы и с отхожими пожнями и с рыбными ловлями и с мелницами, с реки и с озеры, со мхи и з болоты и з бобровыми гоны и з звериными стойлы, со вспуды и с перевесы и со всеми угодьи по страине, как было за нами, великим государем, в наших дворцовых селех, с таможенными пошлинами и с перевохами и с хлебными запасами и со всякими поборы со всеми доходы во веки неподвижно, дондеже и мир вселенней стоит.

Да к тому ж монастырю Пречистые Богородицы Иверския пожаловали есмя в вотчину ж в Коротицком же погосте монастырь (л. 407)24 Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова со крестьяны и со всеми угодьи, да в Обонежской пятине в Деревяницком погосте монастырь Лисей Рожества Пречистые Богородицы со всеми вотчинами того монастыря, с селы и з деревнями и с починки и с пустошми и со всеми угодьи, да в Петровском и в Борисоглебском погостех в Боровичах пониже посаду на реке на Мсте монастырь Сшествие Святаго Духа и Покрова Пречистые Богородицы и святаго праведнаго Иякова чюдотворца со всеми вотчинами того монастыря, с селы и з деревнями и с починки и с пустошми, с реки и с озеры и со всякими угодьи по тому ж, как писано выше сего в сей нашей царьской жалованой грамоте.

Да к тому же монастырю Пречистые Богородицы (л. 407 об.)25 Иверския пожаловали есмя в нашем царьствующем граде Москве в Китае городе за Ветошным рядом в тупике на приезд того монастыря властям з братьею двор, что преж сего на том дворе стаивали гречане, а в межах тот двор с одну сторону двор Новгородскаго митрополита, а з другую сторону монастырь Богоявленской. Да в Великом Нове-городе пожаловали есмя в тот же Святоозерской монастырь Михайловский двор Милославскаго с садом и со всяким строением на приезд того монастыря властем з братьею по старым межам и по писцовым книгам.

Также мы, великий государь царь и великий князь Алексий Михай(л. 408)лович 26 всеа великия и малыя Русии самодержец и наша благоверная царица и великая княгиня Мария Ильинична и сын наш благоверный царевич князь Алексий Алексиевич по прошению отца нашего и богомолца великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа великия и малыя Русии пожаловали, велели ему дать к тому монастырю Пречистые Богородицы Иверские и святых чюдотворцов Филиппа и Иякова купленые его вотчины, что ему продали столник наш князь Иван князь Дмитреев сын Пожарской отца своего боярина князь Дмитрея Михайловича Пожарскаго купленую вотчину, что он купил у князь Евфима Мышецкаго в Новгородском уезде в той же Деревской (л. 408 об.)27 пятине в Листовском погосте сельцо, что бывала деревня Рахин Мост на Московской дороге по обе стороны реки Холовы, да в Волоцком погосте усадбище селцо Плоское з деревнями и с починки и с пустошми, да в Новоторжском уезде в Защегринском стану купленую же вотчину, село, что была слободка Шумковская на реке на Тверце, что ему продал Иван Иванов сын Урусов отца своего купленую вотчину Ивана Степанова сына Урусова, да в Клинском уезде купленые ж вотчины, что ему продала вдова Дарья дьяка Гавриловская жена Леонтиева з детми с Ываном и з Борисом селцо Щапово з деревнями и с пустошми, (л. 409)28 да Назарей Герасимов сын Мартемьянов деревню Максимково да деревню Ясенево да деревню Дмитрову, да что ему продали Чюдова монастыря архимандрит Ферапонт да келарь старец Феодосий з братьею по приказу и по духовней вдовы Федосьи Павловы жены Волынскаго вотчину в Московском уезде в Манатьине и в Быкове и в Коровине стану деревню, что была пустошь Холзуево, а Ескино и Фуниково то ж, на Коровье враге, да погост на речке на Студенке с пустошми по тому же, со всеми угодьи.

Также пожаловали есмя, утвердили и укрепили в монастырь Пречистые Богородицы Иверские и святых чюдотворцов Филиппа и Иякова в вотчину в Старой Русе у соля(л. 409 об.)наго 29 озерка на берегу на Порусье реке блиско Старорусскаго посаду шесть варниц вкладных с црены и с соляными анбары и со всякими варнишными заводы, да двор, которой поставлен для того солянаго варничнаго промыслу в Старой Русе святые великомученицы Парасковии нареченые Пятницы с огородом. А те шесть варниц и двор с огородом, со всякими заводы по нашему царьскому указу дал вкладу в монастырь Пречистые Богородицы Иверские и святых чюдотворцов гостиной сотни Парфеней Лукьянов сын Веневитов и теми варницами и двором с огородом владеть вовеки неподвижно. А оброку (л. 410)30 с тех варниц и с соли пошлин имать не велели. Также есмя пожаловали отца нашего и богомолца великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа великия и малыя Русии меновными вотчинами, что в нынешнем во 162-м году по его указу выменили Пречистые Богородицы Иверские и святых чюдотворцов Филиппа и Иякова Святоозерскаго монастыря архимарит и келарь и казначей з братьею Живоначалные Троицы Сергиева монастыря у архимандрита и у келаря и у казначея з братьею их монастырьские вотчины в Новоторжском уезде в Дмитровской волости село Медну да в Перевитцкой волости село Кунганово з деревнями и с пустошми, (л. 410 об.)31 да в городе Торжку двор осадной да в Тверском уезде в Шесткинском стану село Стружню з деревнями и с пустошми, да в Старицком уезде в Выворовской волости село Станишино да село Васильевское з деревнями же и с пустошми, да в Великом Нове-городе двор осадной с садом и со всем дворовым строением, да в Новгородском уезде в Деревской пятине в Сытинском погосте село Кунью гору, да в Листовском погосте село Сопки, да в Ладожинском стану деревня Доброва з деревнями же и с пустошми, с реки и с озерами и со всякими угодьи на монастырскую свою вотчину, (л. 411)32 что им пожаловал он, отец наш и богомолец, в Кашинском уезде село Горицы да село Стоянец, да приселок Русилово з деревнями и с пустошми и со всякими угодьи. А те Кашинския села отец наш и богомолец, великий государь Святейший Никон Патриарх, выменил из домовых вотчин Пречистые Богородицы честнаго и славного Ея Успения и великих святителей Петра и Алексея и Ионы Московских и всеа Русии чюдотворцов на Курмышскую свою вотчину на село Онтоново да на деревню Юрьевку, что пожаловали мы, великий государь, ему, отцу своему и богомолцу, то село Антоново и деревню Юрьевку по старине особь в вотчину. И те меновные и купленые вотчины (л. 411 об.)33 и варницы по тому ж со всеми угодьи, как писано выше сего в сей нашей царьской жалованой грамоте по нашему царьскому жалованью в дом Пречистые Богородицы Иверские и святых чюдотвоцов Филиппа и Иякова также во веки неподвижно, дондеже мир вселенней стоит и сия святая обитель.

А четвертная пашня в тех во всех вотчинах в нашем жалованье и в купленых и в меновных в селех и в деревнях и в погостех и с пустошах и в починках и в рядках торговые и ремесленые и всяких чинов люди и крестьяня и бобыли и селища и займища и сено и лес и отхожие пожни и реки и озера (л. 412)34 и рыбные ловли и мелницы и всякие угодья по нашим царьским жалованым грамотам и по старым и по новым писцовым книгам и дозорным и платежным и по дачам и по выписям и по купчим и по закладным и по меновным записям и по даной.

А будет хто тем купленым и закладным вотчинам и варницам выищется по родству вотчич и похочет те вотчины из монастыря Пречистые Богородицы выкупить или меновными вотчинами розменятися, и тех вотчин и варниц на выкуп и на розмен никому не давать, крепки те вотчины и варницы по нашему царьскому жалованью, по сей нашей царьской жалованой грамоте в дому Пречистые Богородицы (л. 412 об.)35 Иверские и святых чюдотворцов Филиппа и Иякова вовеки неподвижно.

Также мы, великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович всеа великия и малыя Русии самодержец, и благоверная наша царица и великая княгиня Мария Ильинична и сын наш благоверный царевич князь Алексий Алексиевич пожаловали отца нашего и богомолца великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа великия и малыя Русии, что преж сего в том селе Волдае, а по нынешнему прозванию в Богородицком, и в ыных селех и в деревнях и в рядках и на погостех, которые по нашему царьскому жалованью в вотчинах Пречистые Богородицы Иверскаго мо(л. 413)настыря 36 торги есть и впредь будут, пошлину имать велели рублевую против нашего государева указу со всяких товаров, а мостом и перевозом быти по прежнему и збирати мостовщина и перевоз и пошлину по нашему царьскому указу в домовую Пречистые Богородицы монастырскую казну по сей нашей царьской жалованой грамоте и по сему нашему царьскому жалованью. И велели есмя тех крестьян, что ныне дали по прошению отца нашего и богомолца великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа Русии в монастырь Пречистые Богородицы Иверские село Богородцкое с селы и з деревнями и рядки и погосты и починки обелити от всяких наших пошлин и с тех (л. 413 об.)37 крестьян никоторые нашие пошлины, рыбные и лавочные и анбарные и приметных и данных и оброчных и тамги и осминничных денег, ни явки, ни пятиннаго, ни свадебнаго, ни убруснаго и никаких пошлин на нас имать есьмя не велели и наши десятинные пашни не пашют и сена не косят и никакова изделья на нас не делают, и наших дворцовых сел старостам и целовалником и соцким ни в какие протори и в мирские розметы с волостными людми ничего не тянут, и к нашим ни к которым делем к таможенным и кабацким збором в головы и в целовалники, ни к десятинному и ни к какому збору (л. 414)38 тех монастырских крестьян не выбирати и не посылати ни в какие в отъезжие службы. А что будет Пречистые Богородицы Иверскаго монастыря вотчины того села Богородцкаго и иных сел и рядков и погостов и деревень и починков крестьяня в которых городех или в волостех купят на монастырской обиход хлеба и рыбы и всяких монастырских запасов, что им надобно на монастырской обиход, или продадут хлеба же и рыбы и соли и всяких запасов, и наши приказные и всякие пошлинные люди и таможенные головы и целовалники и откупщики дают и спуд и меру безпошлинно, не изволоча. А пошлин у них с тех покупных (л. 414 об.)39 и продажных со всяких монастырских товаров ничево не емлют. Такоже посланники наши в том селе, что был Волдай, а ныне Богородицыно, и в ыных селех и в деревнях и в рядках и на погостех и на починках, которые ныне по нашему царьскому жалованью отданы в вотчину Пречистые Богородицы в Иверской монастырь, у крестьян во дворех и в анбарех и в лавках не ставятца, ни подвод и проводников и судов и гребцов и кормщиков у них не емлют и из волости в волость их не провожают и под нашу казну и под десятинную рыбу и под наши запасы судов у них не отписывают и подвод у них не емлют. И наши бояря (л. 415)40 и воеводы и приказные люди тех монастырских крестьян не судят и не ведают их ни в чем, ни в каких делех, и пошлин с них и явки не емлют. А судят их и ведают во всем того Пречистые Богородицы Иверские и святаго священномученика новаго исповедника Филиппа митрополита Московскаго и всеа Русии и святаго праведнаго Иякова чюдотворцов новаго Святоозерскаго монастыря архимандриты и братия. А кому будет на тех монастырских крестьянех чего искати, и они бьют челом на тех крестьян нам, великому государю, и тех монастырских вотчин крестьян судят бояре наши на Москве на один срок, на Бого(л. 415 об.)явлениев 41 день, а без нашего указу мимо того сроку наши дети боярские и неделщики и розсылщики и их ездоки и всякие наши пошлинные люди к ним не въезжают ни по что и на поруки их не дают, и по приставным памятем сроков не наметывают, и ни по что к ним не всылают. А будет случитца на котором городе тем монастырским крестьяном какая гибель или татьба или грабеж или убивство, и учнут они на тех людей бити челом нашим бояром и воеводам и приказным людем, приставов на поличное давати и лихих людей имать и управу чинить по нашему указу безволокитно. А учнут (л. 416)42 искати или отвечати монастырские крестьяне перед нашими бояры и воеводы и приказными людми какова дела ни буди, и они судных пошлин и пересуду и праваго десятка и поконных и хоженых и никаких пошлин не дают ничево.

А отцу нашему и богомолцу великому государю Святейшему Никону Патриарху теми вотчинами, селом Богородицыным с селы и з деревнями и рядки и погосты и починки пустошми и озеры и рыбными ловлями и всякими угодьи велети владеть и ведати новаго монастыря Пречистые Богородицы Иверские и иже во святых отца нашего Филиппа митрополита Московскаго и всеа Русии и святаго праведнаго Иякова чюдотворцов (л. 416 об.)43 архимандритом и братье в вотчине по сей нашей царьской жалованой вотчинной утверженой грамоте вовеки неподвижно.

А то мы, великий государь, даруем всякую повольность в дом Пречистые Богородицы и великаго архиерея новаго исповедника священномученика Филиппа митрополита Московскаго и всеа Русии и святаго праведнаго Иякова чюдотворцов вместо великих дароношений.

А хто будет по нас сие наше царьское вечное повеление чем презрит и сию нашу жалованую вотчинную утверженую грамоту какими мерами или которыми причинами нарушит или из дому Пречистые Богородицы Иверские те вотчинные (л. 417)44 села и деревни и рядки и погосты и починки и пустоши и озера и рыбные ловли или иные какие угодья отнимет или не учнет вечно творити и ходити о всем так, как в сей нашей царьской жалованой вотчинной грамоте писано, и того судит Бог, якоже и прежних неправедников, которым за их великое согрешение в сем веце не стерпев Божие милосердие погубило без милости, а в день Судный да воздаст Бог, якоже Июде и прочим злодеем, и да обрящет себе Бога ратующа и затворит от них двери щедрой милости Своея. А яже при нас зде всякую обиду всяко немилосердие казнь.

Дана сия наша (л. 417 об.)45 царьская жалованая вотчинная утверженая грамота в нашем царьствующем граде Москве за нашею государьскою подписью и за золотою печатью лета 7162-го маия в 6 день.

А напоследи приписано: Рука великаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича всеа великия и малыя и белыя Русии самодержца.

Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович всеа великия и малыя Русии все, елико в сей нашей грамоте в дом Пресвятые Богородицы и великаго чюдотворца Филиппа митрополита в Иверской монастырь дал и своею рукою подписал, да будет сохранено навеки.

(л. 418)46 Тако и святому Животворящему Кресту Господню, тако и святому Живоносному Христову Воскресению грамоты государевы писаны для вечнаго государева постоянства и утвержения, з Господем Богом, а не мною, смиренным и грешным Никоном Патриархом.

Како же ты глаголеши, ответотворче, яко может, есть ли тот, которому дано, худо требует. Глаголеши, убо право духовное, дары даные неблагодарным назад отбираются, редкия б твои привелейные дары и права твоя к особным неблагодарным. Како же ты глаголеши, ответотворче, дары даныя неблагодарным назад отбираются? У ково царю назад велишь взять даныя Богу (л. 418 об.)47 за многую Его милость? Или, хотя б и мне даны за мою работу и труды, за што взять? Разгневався царь неправедно, а яже даные Господеви возложеныя паки возвращати.

Послушай, прелестниче, аз ти покажу, а ты то хотящим отъяти скажи.

И 48 бысть, рече, Авель пастырь овцам, Каин же делая землю. И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Богу, от вторых, а не от первых, от худых, а не от добрых. И Авель принесе и той от первородных овец его и от туков их. И призре Господь на Авеля и на дары его, на Каина же и на жертвы его не внят. И оскорбе Каин зело, и испаде лице его, (л. 419)49 и рече Господь Каину: Что оскорблен бысть и вскую испаде лице твое? Не убо праведно принесе Ми, праве же не приносиши, согрешил еси, умолкни к тебе обращение Его, и ты тем владей.

Видели, ответотворче, колико гнусно Богу неправедно приносити. Самому Богу свидетелствующу: Неправедно принесе Ми, праве же не приносиши, согрешил еси, умолкни. Колико согрешают, принесше малое что Богу, и паки разгневася на кого, возвратити хотят. А иже чюждая восхищаяй, коликих зол достойни суть. Но что по сих: Воста, рече Каин на Авеля, и уби его. Недоволен окаянный человек единым грехом к Богу, но (л. 419 об.) 50 противу ста Богу, уби и брата своего, ниже Бога боится, ниже родителскаго безчадства, ниже братския любве пощаде. И тако зависть бесовская вниде в мир и простреся даже и до ныне. И не точию наказуются Божественым наказанием, еже согрешил еси, умолкни, но и на убийство братне поучаются и самому Богу прекословят во гресех своих.

И рече Господь Бог к Каину: Где есть Авель, брат твой? Он же рече: Не веде. Еда страж брату моему есмь аз? Тако и ныне государь царь и прочии глаголют: Сам де он, покинув престол свой, нихто де ево не гонил.

Тем же (л. 420)51 паки рече Господь: Что сотворил еси? Се глас брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты на земли, яже разверзе уста своя прияти кровь брата твоего, и егда делаеши землю, не приложит силы своея дати тебе, стеня и трясыйся будеши на земли.

Зриши ли, неправедный ответотворче, колико зло приносит прекословие к Богу, клятву земли, неплодство и во всяком деле непоспешество, стенание, то есть печали и скорби множество, трясение, то есть смятение ума и непостоянство. И что по сих? Отчюждение от Бога.

И рече Каин ко Господу Богу: Вящшая (л. 420 об.)52 вина моя, еже оставити ми ся.

Видиши ли, ответотворче, како люто злоба, яко ни к Богу хощет покаятися, но желает оставитися.

И аще рече: Изгониши мя днесь от лица земли, и от лица Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся на земли, и будет всяк, обретаяй мя, убиет мя. Толико зло грех, яко и от Бога отчюждитися и стояти и трястися и убитися не отмещется.

И рече Господь Бог: Не тако. Всяк убивый Каина седмь отмщений приимет. И положи Господь Бог знамение на Каина, еже не убити его всякому обретающему его. И изыде Каин от лица Божия и вселися в зе(л. 421)млю 53 Наид прямо Едему. Камо отшел еси Каине и каинотворящие беззаконие, уне быти глаголати: Камо иду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси, аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо удержит рука Твоя.

И аще не бы порожно Богу принесл еси, не быти такова страсть случилася. И аще не бы позавидел брату своему и погна его без правды от жизни сея, не быти случилося самому отлучитися от Бога. Якоже и ныне от тебе образ злобы навыкшии, гоняют без правды братию свою, иже имут отлучитися по писа(л. 421 об.)ному 54 во Евангелии: Отъидите от Мене, проклятии, во тму кромешную, взалках бо ся, и не дасте Ми ясти. И прочее.

Согрешения же Каинова семдь.

Первое 55 зависть, еже позавиде брату своему Авелю в добродетелех, зане принесе Богу дары от первородных своих овец, Каин же от других, доброе же себе, а не Богу. Еже и ныне беззаконный закон, его беззаконницы держат, хуждшее Богу приносят, а лучшее себе употребляют. Тем же священник молится, глаголя: Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Ныне же не глаголют, еже Твоя от твоих Тебе приносим, но мое Тебе приношу, и о сем (л. 422)56 раскаиваются.

Второе лесть, с нею же веща брату рек, изыдеве на поле. Сице и ныне благотворящих прелщают и отводят от себе.

Третие убийство, прилог злобе, еже и ныне закон убийства держится, оттоле поченшися.

Четвертое яко братоубийца. Господу свидетелствующу: Предаст брат брата на смерть.

Пятое яко первый убийца и лукавству показатель всем живущим на земли, еже и доднесь от такова лукавства не престает человеческий род.

Шестое яко родителем плач сотвори. И оттоле мнози и ныне родители плачют, чад своих лишаеми (л. 422 об.)57 от неправедных убийц.

Седмое яко Богу солга. Вопрошен бысть, где есть брат твой Авель, и рече, не вем. Тако и ныне, в них же согрешают человецы в Божественых и глаголют, не ведая, но Бог тех ведущих множае имать мучити, не ведущих же не толико, но и те без муки не будут.

Сия убо седмь согрешений от Каина прозябшии и доныне в роде сем лукавнем и грешнем пребывают в человецех.

А яже седмь мук Каиновых, сия суть. Первое, проклята земля от тебе. Второе, делати землю. Третие, и не приложит дати тебе крепость свою. Четвертое, (л. 423)58 стонание. Пятое, трясновение, и будеши, рече, трясыйся на земли. Шестое, юже сам Каин открыв, рек: Аще отженеши мя ныне от Тебе, и от лица Твоего скрыюся. Тяжчайшая мука, еже от Бога разлучение. Седмое, еже не укрытися мучения, но знамение проявлено всем проповедати стонания ради и трепета. И сих ради двоих вин жертвы неправедныя и зависти вся злая вниде в мир даже и доднесь.

Коея ради неправды первый мир погибе потопом и коих ради добродетелей Ное сам есмь спасеся, аще не дары и приношенми лучшими и не раскаяйными. И первый от Бога завет прият, (л. 423 об.)60 на небеси знамение дугу поставлену, еже к тому не быти потопу, и по первом праотцы Адаме вторый всему человеческому роду отец наречеся. Такожде и Авраам, праотец наш, не дароношения ли ради угоди Богу, обетование прият и сына своего Исаака единороднаго возлюбленаго вознесе Господеви на всеплодие. И не усумнеся и вместо единаго яко звезды небесныя и яко песок морский умножи сыны тому Бог.

Древнему 61 же писанию, глаголющу: Всяк обет, иже обещает человек Господу от всего, елико ему есть. От человека и до скота, и от нив одержания его, и не отдаст, ниже (л. 424)62 искупит всякаго обета, святая бо святых, рече, будет Господу и от всякаго обета, иже обещает человек, смертию да умрет. И паки: Аще 63 обещаеши обещание Господу Богу твоему, да не умедлиши воздати его, яко взыща взыщет его Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех. Исходящая от уст твоих снабди и сотвори, им же обещася Господу Богу твоему дар, еже еси глаголал устнама твоима. Не приемли бо, рече, имени Господа Бога твоего всуе, не очистит бо Господь прилагающих имя Его туне. И паки: яко аще обещаеши обет Богу, не умедли его отдати, яко несть (л. 424 об.)64 хотение твое безумно, ты бо елико обещався, отдаждь. Благо, еже не обещатися, нежели обещатися, не отдати. Не дай же устен своих согрешити плоти своей, да не речеши пред лицем Божиим, яко невидима суть, да не прогневается Господь о глаголе твоем и погубит дело рук твоих, и обрящешися лжа перед Господем Богом твоим.

Видели, лживый ответотворче, древле реченое о хотящем отвечати, коль страшно, и что бысть Ахару сыну Хармиеву, еже взят от возложеных Богу мало нечто, на весь Израиль гнев Божий бысть.

Отпустил фараон царь Египетской (л. 425)65 люди Божия Израиля, паки хотя возвратити, в мори потоплен бысть со всем воинством. Восхоте Амалик Израилю противу стати, в пустыни поражен бысть.


(Продолжение 25-го Возражения)




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 26 27 28 29 30 <<< Предыдущий вопрос ... Следующий вопрос >>>



Ссылки:


* РГАДА. Ф. 27. Д. 140. Л. 2–1039. назад

1 Помета: привилеи, сии речь, санов дары.

2 На поле: сатана.

3 Помета: глава 28.

4 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

5 Вписано тем же почерком над строкой.

6 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

7 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

8 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

9 В ркп.: Ильична.

10 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

11 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

12 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

13 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

14 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

15 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

16 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

17 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

18 Число в тексте пропущено.

19 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

20 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

21 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

22 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

23 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

24 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

25 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

26 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

27 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

28 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

29 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

30 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

31 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

32 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

33 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

34 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

35 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

36 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

37 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

38 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

39 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

40 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

41 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

42 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

43 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

44 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

45 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

46 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

47 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

48 На левом поле листа помета: 1 Моис. 4.

49 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

50 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

51 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

52 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

53 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

54 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

55 На левом поле листа помета: Василия Вел. Шестоднев. 1 бесед.

56 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

57 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

58 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

59 На правом поле листа помета: 1 Моис. 7.

60 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

61 На левом поле листа помета: 5 Моис. 26.

62 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

63 На правом поле листа помета: 5 Моис. 23.

64 На верхнем поле листа киноварная помета: 25-е возражение.

65 На верхнем поле листа киноварная помета: на 25-й вопрос и ответ.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group