орогие читатели, вы держите в руках альманах, посвященный
Ферапонтовскому монастырю. Это издание задумывалось нами как
некоторое подведение итогов летней школьной практики. Здесь публикуются разные в жанровом отношении тексты: это и курсовые работы, и воспоминания или заметки членов нашего лагеря. Альманах,
с одной стороны, сохранит память о лете, совместной жизни и работе
в монастыре; с другой стороны, публикуемые здесь курсовые, как мы
надеемся, могут стать отправной точкой для исследовательских работ следующих поколений и быть подспорьем при подготовке и проведении экскурсий.
Главное отличие летней практики гимназии № 1514 от всех других
школ заключается в том, что ребята не только слушают, но и сами работают дежурными консультантами, т.е. водят экскурсии всем желающим и по архитектурному ансамблю Ферапонтова монастыря и внутри
собора Рождества Богородицы по стенописи Дионисия.
Поездки гимназии №1514 в Ферапонтово начались с летней практики
1999 года учеников 10 класса культурологического отделения под руководством Девятовой И.Ф. По договоренности руководителя отделения
Глебкина В.В. с директором музея Серебряковой М.С. планировалась
летняя экскурсионная практика учеников отделения в Музее фресок
Дионисия как продолжение программы Единого Гуманитарного Курса. Основываясь на полученных знаниях в области истории искусства
и культуры Древней Руси, учащиеся должны были подготовить экскурсии по собору Рождества Богородицы и помогать музею в качестве дежурных консультантов по стенописи собора в момент наибольшего наплыва посетителей (как правило, это были выходные дни). Со временем
состав практики изменился; к настоящему моменту в Ферапонтово от
гимназии ездят две группы: 9 класс культурологического отделения во
главе с Глебкиным В.В. и разновозрастная группа учеников и выпускников гимназии во главе с Девятовой И.Ф.
Ферапонтовской практике предшествует серьезная подготовка, по
сути, практика является итогом большой предварительной работы
в Москве. На уроках МХК изучению архитектуры и живописи Руси 6
уделяется самое пристальное внимание; в течение учебного года читаются факультативы, связанные с историей Ферапонтова монастыря,
искусством иконы и фрески, учащиеся ходят на занятия в Третьяковскую галерею; по возможности планируются дальние экскурсионные
поездки в места, связанные с именами иконописца Дионисия и преподобного Ферапонта. За неделю до отъезда в Ферапонтово (третья
неделя июня) планируются интенсивные занятия с привлечением
всего педагогического коллектива практики с заранее продуманной
программой, меняющейся каждый год, исходя из состава участников
практики, их знаний и возраста.
Ребята ездят в Ферапонтово, как правило, не один год, поэтому
постепенно осваивают материал от знания истории Ферапонтова
монастыря до изучения и освоения росписи собора.
Перед выходом на ведение экскурсий (после занятий с М.С. Серебряковой) ребята обязательно сдают зачет сотрудникам музея. На протяжении всего пребывания на практике ребята продолжают слушать лекции
М.С. Серебряковой, посвященные архитектурному ансамблю Ферапонтова монастыря, а также росписям Дионисия. Очень ценным является
то, что во время практики ребята получают возможность общения с
профессиональными реставраторами, художниками- практикантами,
музейными работниками и другими специалистами.
Во время всей поездки не прекращается и самостоятельная работа
внутри лагеря: ребята изучают дополнительную литературу, для них
преподавателями гимназии организуются занятия и чтения, в разные
годы посвященные – истории монастыря, представленной в лицах его
игуменов и насельников; житий святых (проводились также занятия
по поэтике жанра жития); акафиста Пресвятой Богородицы (перед
учениками одновременно ставилась задача попытки перевода на современный русский язык); просмотры фильмов, связанных с историей
христианства и праздников, историей и искусством Руси и др.
Но главной целью и итогом практики является такое творческое
погружение в искусство, культуру и историю Древней Руси, когда каждый участник поездки работает не по принуждению и обязанности, а
исходит уже из собственной внутренней потребности и желания ответить на собственные вопросы. |