История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека СМИ о Ферапонтово 04.02.2003 Дионисий, "живописец пресловущий"

04.02.2003 ДИОНИСИЙ, "ЖИВОПИСЕЦ ПРЕСЛОВУЩИЙ"

4.02.2003 19:19 | Музеи России


Государственная Третьяковская галерея приглашает Вас на выставку "ДИОНИСИЙ, "живописец пресловущий", которая работает с 28 ноября по многочисленным просьбам зрителей продлена до 23 февраля.

21 (по старому стилю - 8) сентября 2002 года исполнилось 500 лет со времени исполнения фресок Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Эта юбилейная дата была отмечена ЮНЕСКО как одно из важнейших культурных событий года. Время создания росписи установлено по надписи, сохранившейся в арке северного портала Рождественского собора. Там же названо имя мастера - Дионисий.

Дошедший до наших дней почти в полной неприкосновенности, ансамбль росписей Ферапонтова монастыря принадлежит к числу наивысших достижений русской художественной культуры. Он является важнейшим источником, обогащающим наши знания о духовной жизни и культуре Древней Руси, и характеризует творческий облик Дионисия - ведущего мастера эпохи, одного из самых блестящих художников "золотого века русского иконописания".

Выставка в Третьяковской галерее впервые настолько полно и обстоятельно представляет искусство знаменитого иконописца и мастеров его круга. Отражая результаты многолетних исследований творчества Дионисия, она демонстрирует, прежде всего, наиболее бесспорные работы иконописца и мастеров из его ближайшего окружения, а также художников, работавших рядом с ним на первых этапах его творческого пути. Наряду с давно известными работами Дионисия здесь представлены произведения, открытые сравнительно недавно, например, икона "Богоматерь Одигитрия" 1485 года из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря.

Экспонируются исполненные самим Дионисием и его ближайшими последователями 50 икон и 8 украшенных миниатюрами рукописных книг, а также 5 произведений лицевого шитья, в которых отразились художественные приемы и принципы искусства дионисиевского круга. Кроме нескольких подлинных фрагментов монументальных росписей из Пафнутьево-Боровского монастыря, на выставке представлено около 50 копий фресок. Особое место занимают копии монументальных росписей Ферапонтова, выполненные в 1960-70-е годы известным художником-копиистом Н.В. Гусевым. Копии исполнялись для задуманного тогда в Москве специального музея, где предполагалось собрать воспроизведения знаменитых средневековых фресок.

Музеи-участники выставки: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственный Исторический музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ростовский Кремль", Российская Государственная библиотека (Москва), Российская Национальная библиотека (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский институт истории РАН, Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова, Боровский филиал Калужского Государственного краеведческого музея.

О жизни Дионисия известно немногое. Время его рождения - 30-е или начало 40-х годов XV века. Судя по сохранившимся сведениям, живописец принадлежал к знатному роду. Нет данных о том, что он, подобно своему великому предшественнику Андрею Рублеву, принимал монашеский постриг. Первой известной работой мастера стали фрески собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря, несколько фрагментов которых были обнаружены сравнительно недавно в ходе раскопок несохранившегося храма. В 1480-1481 годах Дионисий возглавил артель, работавшую в главном храме Московского государства - кремлевском Успенском соборе. Как свидетельствует летопись, его артель должна была исполнить иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов иконостаса, не дошедшего до нашего времени. С работой дионисиевской артели, возможно, связаны не только некоторые сохранившиеся древние фрески Успенского собора, но и несколько икон, к числу которых могли принадлежать житийные образы русских митрополитов Петра и Алексия.

Со времени работы в Кремле Дионисий вошел в число ведущих столичных живописцев, а его творчество стало определять одно из главных направлений в художественной культуре эпохи. Ему поручали самые ответственные заказы, например, возобновление пострадавшей при пожаре 1482 года почитаемой иконы "Богоматерь Одигитрия" греческого письма. Согласно летописи, новое изображение было написано мастером "на той же доске в той же образ".

С середины 1480-х художник был тесно связан с преподобным Иосифом Волоцким, для которого исполнил множество произведений, практически не дошедших до нашего времени. Как свидетельствуют многочисленные источники, в обители преподобного Иосифа художник работал вместе со своими сыновьями - так же, как впоследствии в Ферапонтове. К числу немногих сохранившихся произведений, происходящих из Иосифо-Волоколамского монастыря, относится сравнительно недавно открытая икона "Богоматерь Одигитрия" 1485 года.

В конце 1490-х годов начался северный период творчества Дионисия. Северные русские монастыри, основанные в конце XIV - первой половине XV века монахами-подвижниками в глубине непроходимых лесов, к концу XV столетия начали превращаться в крупнейшие хозяйственные и культурные центры. Прославленного столичного "иконника" приглашали для украшения вновь возведенных храмов.

Первые из дошедших до нас северных работ мастера - иконы, исполненные в 1500 году для Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды: "Спас в силах", "Распятие", "Уверение Фомы" и "Успение Богоматери".

19 (по старому стилю - 6) августа 1502 года Дионисий с сыновьями приступил к росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Работы были выполнены в 34 дня. В том же году была, вероятно, исполнена и большая часть иконостаса. Живопись Ферапонтова принадлежит к наивысшим достижениям искусства Дионисия. Созданные им образы отличают предельная одухотворенность, идеальная возвышенность и утонченность, драгоценная красота цветовых сочетаний. Росписи Рождественского собора, по-видимому, были последней работой мастера. Некоторые исторические сведения позволяют предположить, что он скончался в 1503 году.

Искусство Дионисия и его ближайших последователей представляло одно из главных направлений столичной живописной культуры конца XV - начала XVI века. Влияние его творчества ощущается в большинстве дошедших до нас произведений вплоть до второй половины XVI столетия.

При содействии издательства "Северный паломник" к выставке подготовлен каталог.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group