История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Материалы СМИ. Государство, Церковь и музеи 2004 г. Кто мешает возрождению Ипатьевской обители?

2004 Г. КТО МЕШАЕТ ВОЗРОЖДЕНИЮ ИПАТЬЕВСКОЙ ОБИТЕЛИ?


Кто мешает возрождению Ипатьевской обители?


Уникальная находка


Глядя на могучую фигуру героя недавних событий - наместника Ипатьевского монастыря архимандрита Иоанна, начинаешь представлять себе мощь русского народа, отразившего неприятеля от стен древней Ипатьевской обители в годы Смутного времени. Отцу настоятелю пришлось противостоять произволу местных властей в лице председателя Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области С. Н. Конопатова.

Порядка двух лет в архиерейском саду, окружающем монастырь с юго-восточной стороны, ведутся работы, изменяющие внешний облик древней обители. Причина раскопок - вовсе не археологические изыскания, а обычная человеческая алчность. Просто руководство костромского музея-заповедника, с благословения господина Конопатова, решило соорудить на этом месте площадки для торговли сувенирами. Кроме того, здесь планировалось возведение перекидного железобетонного моста, который бы соединил набережную с территорией монастыря, пройдя при этом через разобранную стену архиерейского сада и далее - через храм Хрисанфа и Дарии - внутрь музейного комплекса. Чтобы глубокоуважаемые за валюту интуристы не стаптывали себе ножки и не утруждали себя полутораминутной ходьбой до центрального входа, а попадали в монастырь с пристани напрямую. Ну и что с того, что будет обезображен древний вид обители, давшей России первого государя из династии Романовых?!

Для этих целей и был на метр срыт исторический уровень территории архиерейского сада. Под угрозой разрушения оказались стены сада, храм святых Хрисанфа и Дарии, архиерейский корпус - древние постройки XIV века. Однако во время проведения земляных работ случилась непредвиденная заминка: рабочими оказался отрыт фундамент захаба XVI века. Захаб - фортификационное сооружение, с которого лилась кипящая смола и сбрасывались камни на голову неприятеля, осаждавшего стены обители в древние времена. На всю страну было сообщено об уникальной находке. Однако кое-кому эта находка встала поперёк горла. По указанию господина Конопатова приостановленные было работы продолжились ускоренными темпами. При этом в Москву уходит "честный" рапорт на имя начальника отдела инспекции охраны памятников Минкультуры А.В. Работкевича: строительство на объекте не ведётся!

Когда наместнику монастыря доложили, что "там рабочие бетоном стали заливать захаб", он принялся названивать власть имущим. Телефон господина Конопатова не отвечал. Вице-губернатор ответил издевательски: "Перезвоните мне вечером". Вот тогда отец Иоанн добежал до стройки и, не достучавшись до совести рабочих, спустился прямо под бетономешалку и отчаянно закричал: "Заливайте вместе со мной!"

Поняв, что священник не шутит, рабочие приостановили работы. Случилось это в день рождения Михаила Фёдоровича Романова.


"Мы же не враги!"


Конфликт монастыря и музея имеет давнюю историю. Уже 13 лет монахи отстаивают своё право проводить богослужения в монастырском комплексе. Но до сих пор решение по этому вопросу тормозится. Чего только не было за эти годы! Доходило до того, что руководство музея не пускало в монастырь архиепископа Костромского и Галичского Александра.

Под обитель был определён так называемый "новый двор" - отгороженная часть монастыря без церкви. А саму территорию монастырского комплекса музейщики запирают в 18 часов вечера и выпускают злющего ризершнауцера. В результате чего монахи до сих пор не могут проводить вечерние богослужения в храме Лазаря Четверодневного. Ведь храм-то - на территории музея.

И сколько ни бьётся Костромская епархия над тем, чтобы монастырь был возвращён законному хозяину, воз и ныне там.

- Такой проблемы, как с Ипатием - и на духовном, и на юридическом уровне, - я не встречала за всю свою более чем 20-летнюю юридическую практику, - рассказывает юрист Костромской епархии Елена Петровна Гаранова. - Да, в принципе, государство признаёт свою вину перед Церковью. В 1992 году был указ президента Ельцина о передаче церковного имущества. Наша епархия, как представитель РПЦ, действует чётко в рамках правового поля. Вышло постановление - можно просить. Но даже сама просьба вызывает у местных властей негативное отношение. Например, есть постановление от 30 июля 2001 г. Правительства РФ "О передаче федерального имущества религиозного назначения религиозным организациям". По этому постановлению религиозные организации могут просить вернуть себе религиозное имущество. Что это такое? Храмы, монастыри, комплексы. Для этого обращения в Правительство мы здесь должны собрать пакет документов: исторические справки, заключения... Так вы знаете, нам целый год не выдавали этих документов. И мы были вынуждены обратиться в областную прокуратуру. Несколько лет назад областная дума приняла решение о передаче комплекса Ипатьевского монастыря в областное подчинение. Это было вопиющее беззаконие, так как Ипатий является памятником федерального значения. Областная прокуратура уже выявила это нарушение закона и подготовила иски в Арбитражный суд, где этот перевод был признан незаконным. - Хочу подчеркнуть, что мы, монастырь, не являемся противниками музея, - говорит наместник Ипатьевского монастыря архимандрит Иоанн. - Нам так же, как и работникам культуры, дороги памятники, дошедшие до нас во многом благодаря бескорыстному труду реставраторов и искусствоведов. Потому что рядовые сотрудники музея получают зарплату по 800 рублей в месяц. Встаёт законный вопрос: куда же деваются деньги от посетителей нашего музея-заповедника? Ведь по самым скромным подсчётам, в год заповедник посещают до 400 тысяч человек. Даже умножая на те 2 доллара, которые каждый входящий в монастырь оставляет за посещение экспозиции, выходит весьма значительная сумма. Где оседают эти сотни тысяч долларов? Повторяю: мы не хотим выгнать на улицу бесценные коллекции музея. Или оставить его без реставрационного обслуживания. Мы просим, чтобы для музея были выделены другие площади в городе. И нам понятно, когда идут споры о зданиях, где действительно бесценные коллекции. Например, это, без сомнения, Троицкий собор, где сохранились уникальные фрески Гурия Никитина, который расписывал Успенский собор Московского Кремля. Но когда нам не передают архиерейский сад, где нет ничего, что требует поддержки музейных работников... Когда нам не передают храм Хрисанфа и Дарии, в котором расположена экспозиция советского периода: красные флаги, ткацкие станки...


Всероссийская святыня


По всей России едва ли найдётся пяток монастырей, которые имели бы такое значение для судеб нашей государственности, как Ипатий. Ведь Ипатьевский монастырь, основанный в XIV веке, связан не только с началом царствования Дома Романовых, но и со всем периодом их жизни. И даже Кострома и далёкий Екатеринбург связаны друг с другом мистически: 23 ступени вниз в Ипатьевском доме и 23 ступени вверх в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, где был избран на царство Михаил Фёдорович. Конец и начало. Тогда, 27 марта 1613 года, московское посольство 6 часов уговаривало мать Михаила Фёдоровича, инокиню Марфу, которая отказывалась принять для своего сына такой венец. Но когда принесли великую святыню - Феодоровскую икону, под которой он венчался, ходил в свои походы и закончил земное существование князь Александр Невский, она произнесла знаменитые слова: "Матушке Феодоровской я отказать не могу". С тех пор все Романовы почитали Кострому, считали её своей колыбелью. И даже отчества государынь, по своему происхождению нерусских, все были - Фёдоровна, в честь Феодоровской иконы Божией Матери. На протяжении всего правления династии Романовых каждый государь считал своей святой обязанностью посетить Ипатьевский монастырь и оставлял здесь богатые вклады. Последний из русских царей, Николай Александрович, был здесь несколько раз с наследником. А в 1913 году, когда вся Россия отмечала 300-летний юбилей Дома Романовых, он торжественно посетил костромскую землю, поклонился Феодоровской иконе, молился и причащался на службе в древнем Троицком соборе Ипатьевского монастыря.

После событий 1917 года здания Ипатьевского монастыря были национализированы. Долгое время здесь располагалась трудовая коммуна. В 50-х годах в монастыре открыли музей-заповедник.

- Для нас Ипатьевский монастырь - не только музейный комплекс, но великая национальная святыня, - подчеркнул архиепископ Костромской и Галичский Александр. - Здесь в обязательном порядке должна гореть лампада, чтобы монашеская жизнь во всей полноте могла осуществляться в этих древних номеленных стенах.

На протяжении всего последнего десятилетия мы всегда выступали за то, чтобы монастырь был передан нашей Церкви. За это время было три комиссии: президентская, правительственная и смешанная. И все они признали необходимость постепенного решения этого вопроса. А вот со стороны местных властей мы видим совершенно иное отношение. И всё-таки я надеюсь, что здравый смысл восторжествует, что здесь будет настоящая монашеская обитель, в которой также расположатся, как это было и до революции, музейные комплексы под эгидой Церкви...

Между тем в спор между музеем и монастырём подключились видные деятели русской культуры (среди них - Никита Сергеевич Михалков, Елена Васильевна Образцова, Александр Филиппович Ведерников), которые поддержали требование Церкви и поставили свои подписи под обращением к властям. Местные же власти продолжают держать сплочённую оборону и гнуть свою линию. Но, несмотря на это, монахи сдаваться не собираются. Что подтвердили последние события вокруг уникальной археологической находки. Прибывшая следом комиссия из Министерства культуры РФ выявила факт явного самоуправства в археологических изысканиях местных охранников исторических памятников. Возможно, эти события подтолкнут федеральные власти к скорейшему и мудрому решению вопроса по Ипатию. На это очень рассчитывают насельники монастыря во главе с отцом-наместником. А ещё архимандрит Иоанн мечтает о том, чтобы к 400-летию Дома Романовых, к дате, которую вся Россия будет отмечать в 2013 году, был заново отстроен Рождественский храм, стёртый с лица земли большевиками.

- Думаю, лепту в его воссоздание посчитает за честь внести каждый русский человек, - подчеркнул отец Иоанн.


Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

журнал "Русский Дом", октябрь, 2004 г.



Написать отзыв
Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения !
*Имя:
E-mail:
Телефон:
*Сообщение:
 

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group