История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Белоезерский Патерик Кирилловское викариатство Епископ Тихон (Тихомиров) 1920-1927 гг.

ЕПИСКОП ТИХОН (ТИХОМИРОВ) 1920-1927 ГГ.

Доклад на XIV ежегодной Богословской конференции

Православного Свято-Тихоновского богословского института

Секция Истории РПЦ XX века

24 – 24 января 2004 года



Епископ Тихон (Тихомиров)


После расстрела еп. Варсонофия Кирилловская кафедра вдовствовала полтора года, пока на нее не был назначен ректор Новгородской ДС архим. Тихон (Тихомиров). В миру Александр Львович (26.08.1882–16.03.1955), родился в Женеве в семье народовольца Льва Александровича Тихомирова, эмигрировавшего в Швейцарию после 4-летнего тюремного заключения в Петропавловской крепости за соучастие в покушениях на Государя Александра II. Вдали от родины у известного революционного публициста пришло осознание глубокой пагубности революционных идей. Перемена в мировоззрении у Л.А. Тихомирова произошла под влиянием его малолетнего сына Александра, который, однажды попав с отцом в русскую посольскую церковь в Париже, проявил необычайную серьезность и молитвенность, так поразившую отца, нежно его любившего.

В 1888 г. Л.А. Тихомиров открыто выступил против прежних своих убеждений, опубликовав брошюру «Почему я перестал быть революционером?», что сделало возможным его возвращение в Россию. Прошение о помиловании на Высочайшее имя было подписано Государем Александром III. Бывший народоволец стал в дальнейшем горячим защитником монархической власти, известны его глубокие статьи и книги, высоко оцененные современниками и не потерявшие своего значения и в наше время. Позже в своих воспоминаниях Лев Александрович писал о влиянии на его мировоззрение сына Александра: «Я учился верить в духовное начало, наблюдая этого милого ребенка, и сам от него получал, кажется, нежели давал ему» (9).

Получив разрешение на возвращение в Россию, Тихомировы поселились в 1889 г. в Новороссийске, там и крестили Александра, затем переехали в Москву. В Москве по окончании гимназии Александр Тихомиров поступил в 1902 г. в Московскую ДА, ректором которой в то время был еп. Арсений (Стадницкий). По окончании Академии выпускник в сентябре 1906 г. принял монашество, наречен был Тихоном. Родители благословили сына на монашеский подвиг иконой Иверской Божией Матери.

Иеромонах Тихон был назначен преподавателем гомилетики Новгородской ДС, в 1908 г. инспектором и преподавателем гомилетики в Вифанской ДС, наконец, в 1913 г. ректором Новгородской ДС и настоятелем монастыря прп. Антония Римлянина с возведением в сан архимандрита. О. Тихон был последним ректором семинарии. Весной 1918 г. состоялся последний выпуск, вслед за этим семинарию закрыли. 15 марта 1920 г. архим. Тихон, назначенный ранее на Лукояновскую кафедру, получил новое назначение в Кириллов. 4 апреля его хиротонисали во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. На этой кафедре Владыка был 7 лет (10).

Сделаем примечание. В списках иерархов, в том числе в “Актах Патриарха Тихона…” Владыка упоминается то как еп. Череповецкий, то как еп. Кирилловский. Хотя губерния стала Череповецкой согласно новому административному делению 1918 г., однако, его, как и следующего еп. Валериана, именовали Кирилловским викарием. В период между расстрелом еп. Варсонофия и хиротонией еп. Тихона, т.е. в 1919–1920 гг. делами управлял, по-видимому, еп. Череповецкий Нифонт (Фомин) (11).

По воспоминаниям людей, близко знавших владыку, еп. Тихон был молитвенником и аскетом, что еще замечали его однокурсники по Академии и подшучивали над ним, молчальником и постником. Спал он мало, и только сидя. Один из эпизодов, связанных с тем, как чуть не случился пожар от свечи во время ночного моления иеромонаха Тихона в своей академической кельи, описан митр. Мануилом (Лемешевским) (12).

На кирилловской кафедре еп. Тихону приходилось испытывать сильнейшее давление властей, репрессии, попытки разложить духовенство обновленчеством. Притеснения не давали ему возможности жить в Кирилло-Белозерском монастыре, священноархимандритом которого он именовался. Ему пришлось скитаться. Так, зиму 1921/1922 гг. он провел в Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре, затем, с закрытием Кирилло-Белозерского монастыря в 1924 г., он перебрался в Нило-Сорскую пустынь, ставшую оплотом противостояния обновленчеству. Владыка служил в приходской церкви местечка Сóрово, в Вознесенском храме, в 7 верстах от пустыни, где обязанности приходского священника исполнял его верный помощник Нило-Сорский игумен Иннокентий (Калинин), замученный в 1938 г. в Белозерской тюрьме. Тогда же в 1920-е гг. при этой церкви, находящейся на полуострове и удаленной от глаз, поселилось несколько насельниц женских монастырей Ферапонтова и Горúцкого.

Но местные власти и в Сòрове начали терроризировать еп. Тихона, принуждали его перейти в обновленчество, подписать резолюцию о порицании Святейшего Патриарха Тихона. В 1922 г. его арестовали и содержали в Череповецкой тюрьме, откуда он вышел совершенно больным. (На наш запрос в Архив УФСБ РФ по Вологодской области о наличии судебных документов на еп. Тихона ответили, что таковые отсутствуют) (13).

В 1927 г. Владыку снова арестовали, послали на лесоповал, где он окончательно подорвал свое здоровье. Опасаясь новых арестов, еп. Тихон переехал в Сергиев Посад к родным. Последние 15 лет он жил в Ярославле в затворе, в крайней бедности. Опекала его монахиня Ермогена (в миру Иулиания Телицына), насельница Горицкого монастыря, которую владыка постригал одной из последних. Через монахиню Ермогену Владыка в редких случаях принимал людей. Матушка собирала среди верующих милостыню, чтобы владыка не умер с голода. И только перед кончиной, когда Св. Патриарх Алексий (Симанский) посещал Ярославль и узнал, что в городе живет затворник высокой духовной жизни и пожелал его увидеть, произошла встреча двух бывших ректоров Новгородской ДС. Когда за затворником прислали машину, ему не в чем было предстать перед Патриархом, не было обуви, он поехал в тапочках. После этой встречи еп. Тихону назначили пенсию в 30 рублей.

Несмотря на тяжелейшие условия жизни, Владыка много писал, он составил 11 Акафистов на двунадесятые праздники (не опубликованы). Умер он в 1955 г. в субботу перед Прощеным воскресеньем, похоронен на знаменитой Туговой горе в Ярославле. Хотя еп. Тихон вел скрытную жизнь, его похороны оказались торжественными и многолюдными. Горожане большой процессией провожали своего подвижника. Фотографии, часть рукописей Акафистов и семейные святыни, связанные с памятью еп. Тихона, хранятся вологодским священником Сергием Телицыным (14). Значительная часть материалов еп. Тихона была взята митр. Никодимом (Ротовым), большим почитателем старца-затворника. Он отпевал Владыку Тихона, хоронил его, и на свои средства той же ночью поставил на кладбище памятник.


(9) Воспоминания Льва Тихомирова. М., 1928, с. 292.

(10) Галкин А., Бовкало А. Последний ректор // “София”. Новгород, 1994, № 2 (10), с. 11; Бовкало А., Галкин А. Архимандрит Тихон последний ректор Новгородской духовной семинарии // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Тезисы докладов и сообщений научной конференции 1994 г. Новгород, 1994. С. 131–134.

(11) Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. Сост. Губонин М.Е. М., 1994. С. 985.

(12) Мануил (Лемешевский), митроп. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. Т. 6, Erlangen, 1979. С.309–310.

(13) Использованы устные сведения от монахини Ермогены (Телицыной), ухаживавшей за Владыкой в период его ярославского затвора, подтвержденные записью воспоминаний уроженки Горицкой волости, духовной дочери владыки Тихона Е.В. Тихоновой, алтарницы Рождественской церкви г. Звенигорода. См.: Рассказ о Евгении Васильевне Тихоновой (духовные истоки, жизнь, воспоминания её и о ней). Сост. Федоров А.Е. М., 2002. С. 33–57; а также запись 1995 г. воспоминаний прот. Валентина Парамонова, настоятеля храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище (архив автора).

(14) Телицын Сергий, иерей. Преосвященный Тихон епископ Кирилловский // “Русский Паломник” № 9, 1994, с. 45–48.


(с) Е.Стрельникова



Написать отзыв
Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения !
*Имя:
E-mail:
Телефон:
*Сообщение:
 

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group