История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


Наши сайты:

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://www.ferapontovo.info/
http://www.ferapontovo.org/
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/

Инфо:

А. Контактная информация

Б. Личные сведения

В. Фото

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Белоезерский Патерик Кирилловский уезд в XX веке (Новомученики и исповедники белоезерские) Кирилло-Белозерский монастырь

КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ


НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ БЕЛОЕЗЕРСКИЕ


Кирилло-Белозерский монастырь



Кирилло-Белозерский монастырь — самый крупный в Белозерье — внешне представляет собой неприступную твердыню, окружённую довольно плотным кольцом монастырей, пустыней и храмов. Со времени своего основания (в 1397 г.) обитель сияла светом православной веры на Русском Севере. Она дала православному миру немало церковных иерархов, святых, основателей других монастырей. Достаточно вспомнить, что из стен этой обители вышли преподобные Нил Сорский, Мартиниан Белоезерский, Савватий Соловецкий, Александр Ошевенский, Корнилий Комельский.

Однако к началу ХХ в. жизнь главной обители Белозерья заметно изменилась. Это коснулось и внешнего её облика, и духовного содержания. Постройки заметно обветшали, церкви опустели, во всем виделись следы нового переломного времени. Хотя ризницы и храмы еще полнились бесценными сокровищами, содержать огромный монастырь в благолепии было некому. Вмещавший когда-то до тысячи насельников монастырь на рубеже веков стал немноголюден. К моменту закрытия число братии ограничивалось двумя десятками.

Историк Кирилло-Белозерского монастыря — уроженец Кириллова, преподаватель духовного училища Н.П. Успенский писал: "Современная жизнь монастыря настолько отделилась от прежней, что почти все сооружения стоят пустыми, не имея употребления, как внешне излишние, или получили новое назначение, а деревянные исчезли, не оставив следа"[Цит. по: 1, 11]. Запустение в монастыре отмечали многие путешественники, паломники, церковные иерархи, посещавшие древнюю святыню.

Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), в ведении которого находились тогда Белозерские монастыри (1), объезжая в 1911 г. свою епархию, обратил внимание на печальное положение монастырских строений. После этой поездки поданные Кирилловским епископом Иоанникием бумаги о необходимости срочного ремонта рушащихся строений Кирилло-Белозерского монастыря были направлены Новгородской консисторией в Государственную Думу. Государственная Дума и Священный Синод приняли решение о безотлагательных мерах к поддержанию знаменитого монастыря. Синоду предлагалось дать сведения о необходимых затратах на восстановительные работы. Однако начавшаяся Первая мировая война отодвинула выполнение реставрационных работ на неопределённое время.

Духовная жизнь в монастыре того времени поддерживалась преимущественно славой прошлого, многими святынями, хранимыми в монастыре. Монастырь, как и прежде, владел выдающимся собранием как рукописных, так и старопечатных книг, в ризницах хранились первоклассные образцы древнего лицевого шитья и изящной ювелирной работы, художественного литья, чеканки. Лучшие мастера Севера и Москвы начиная с ХV в. изготавливали церковную утварь для обители. Патриархи, знатные роды князей в бояр заказывали для своих вкладов уникальные предметы церковного искусства, и до сих пор остающихся непревзойдёнными.

Однако сама братия к 1917 г. была не только немногочисленной, но в среде её уже не встречались выдающиеся личности. Последним, пожалуй, подвижником был архимандрит Иаков (Поспелов; +1896), при котором и хозяйственная жизнь возрождалась, и духовные силы насельников укреплялись. После него монастырь больше не видел расцвета.

На долю архимандрита Иакова легли хлопотливые труды и по подготовке 500-летия Кирилло-Белозерского монастыря, отмечавшегося в 1897 г., уже после кончины настоятеля. Торжества эти были последней волной молитвенного подъёма в стенах древней обители. Величественные службы сопровождались огромным стечением народа и крестными ходами.

К полутысячелетнему юбилею был приурочен ряд важных публикаций местного историка Н.П. Успенского [3] и столичного учёного Н.К. Никольского, профессора Санкт-Петербургской духовной академии, который работал над многотомным исследованием о древней обители [4]. Тогда ими были проведены основные исследования монастырского архива, архитектурные обмеры памятников. С утратой впоследствии многих документов архива значение их публикаций неоценимо. Н.П. Успенский не только разбирал разрозненные рукописи, но провёл их исследование, систематизировал и сделал опись.

После смерти архимандрита Иакова в монастырской жизни ощутились послабления, изменившие общую атмосферу в среде братии. Некоторые монахи перешли в другие монастыри.

С 1892 г. город Кириллов стал местом пребывания второго викарного епископа Новгородской губернии. На Кирилловской кафедре сменилось восемь владык. Первым в 1892 г. стал епископ Антоний (Соколов), переведённый в следующем году на Черниговскую кафедру. Второй епископ, Назарий (Кириллов), только полмесяца 1893 г. пребывал Кирилловским викарием и был назначен в Санкт-Петербургскую епархию. Впоследствии он участвовал в освидетельствовании мощей преподобного Серафима Саровского, будучи епископом Нижегородским и Арзамасским. Третий епископ Арсений (Иващенко) управлял делами викариатства в течение десяти лет с 1893 г., в 1903 г. его сменил епископ Феодосий (Феодосиев). В 1907 г. на кафедру заступил епископ Иоанникий (Дьячков) — из настоятелей Новгородского Юрьева монастыря, за год до революции его перевели епископом Олонецким и Петрозаводским.

Деятельность трёх последних викарных епископов пришлась на времена сильнейших гонений. Епископ Варсонофий (Лебедев) погиб от рук карателей в сентябре 1918 г. Епископа Тихона (Тихомирова) несколько раз арестовывали и бросали в тюрьмы, в конце жизни он стал затворником. О судьбе последнего Кирилловского епископа Валериана (Рудича) известно немногое. В 1900 г. он закончил Московскую духовную академию, в 1921 г. хиротонисан во епископа Проскуровского, викария Подольского, с 1923 г. — епископ Ржевский, викарий Тверской епархии. На Кирилловской кафедре — с сентября 1931 г., в январе 1934 г. он был арестован, попал в ссылку. Дальнейших сведений о нём не имеется, год смерти неизвестен.


(с) Е.Стрельникова


(1) С 1657 г. монастыри Кирилловского уезда от Новгородской епархии перешли к Вологодской, с 1788 г. вновь вошли в состав Новгородской епархии, с 1918 г. — в созданную Череповецкую губернию, которая 1 августа 1927 г. была упразднена, а её территория составила Череповецкий округ Ленинградской области. С 23 сентября 1937 г. с образованием Вологодской области Кирилловский район вошёл в её состав.



Написать отзыв
Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения !
*Имя:
E-mail:
Телефон:
*Сообщение:
 

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group