История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Светские научные работы и различные исследования Распространение гармоники в России. Вологодская гармоника

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГАРМОНИКИ В РОССИИ. ВОЛОГОДСКАЯ ГАРМОНИКА


Появление и распространение гармоники в России

Часть 6. Вологодская гармоника

А.М. Мирек.


Череповка (черепанка) и вологодская гармоника.


Эти инструменты, происходившие из Вологды и окрестных деревень, сформировались позже других. Гармонное производство в тех краях стало развиваться довольно рано, но мастера в основном копировали уже известные образцы, чему способствовала близость столицы и других торговых центров. Местное гармонное производство зародилось в деревне Верхняя Гора Кирилловского уезда Новгородской губернии ныне Вологодской области), где с 1864 года делать гармоники начал крестьянин Иван Семенович Разин, занимавшийся отходным промыслом по сплаву леса. Первые две семиклапанные гармоники он изготовил, не имея ни оборудования, ни инструмента (известно, что проемы на планках он пробивал зубилом в примитивных деревянных тисках собственного изготовления). Потом, обзаведясь необходимым инструментом, он привлек к работе старшего сына Фирса. Так организовалась первая местная гармонная мастерская. Ф. И. Разин обучил этому ремеслу нескольких односельчан (Я. В. Яковлева, А. В. Спаскова, Г. И. Воронцова, Г. А. Горбунова), помогал им сырьем и материалами, но с условием, что изготовленные ими гармоники будут сдаваться для продажи только ему.


Так Ф. И. Разин стал не только мастером, но и предпринимателем. Дело постепенно расширялось: количество крестьян-кустарей увеличивалось. Разин разбил изготовление гармоник на девять операций, каждая из которых выполнялась одним кустарем, а в своей мастерской производил только сборку инструмента. Ему помогали три сына. Старший» Василий Фирсович, в 1904 году открыл в Петербурге на Глазовой улице магазин, где и стал сбывать продукцию и принимать заказы, а также поставлять материал в деревню Верхняя Гора. Связь со столицей оказывала существенное влияние на развитие производства. В частности, один из ведущих мастеров, Н. 3. Синицкий, к которому обращался Разин, помогал советами не только в улучшении конструкции, но и в организации производства. Зимой 1909/10 г. Синицкий даже выезжал в Верхнюю Гору, и там по его рекомендациям и указаниям стали производить и баяны. Как известно, Кирилловский уезд был долгое время одним из центров по изготовлению баянов (кстати, в отличие от тульских и московских трехрядных, здесь производились четырех-пятирядные по образцу петербургских). Создателями первого баяна в мастерских Разина являются известные мастера С. Д. Ляпичов, П. Г. Соколов, Ф. К. Хренин, М. И. Генералов и его братья Дмитрий и Петр.


Создав местный образец гармоники, мастера не остановились на выпуске одной модели. Производство пошло по пути удовлетворения спроса покупателей, что вызывалось экономическими соображениями. В 70 — 80-е годы изготовлялись 5 — 7-клавишные однорядные гармоники под названием «черепанки» (череповки), затем двухрядные тальянки и двухрядные минорки (подробное описание этой гармоники см. в Справочнике по гармоникам [70, с. 43]. 34). В 1890 — 1900-е годы производство значительно расширилось, многие из мастеров стали работать самостоятельно и привлекать себе в помощь новые кадры. В производство пошли и более совершенные гармоники: двухрядные, 23х12, трехрядные 28Х12 и 37х16.


Но было здесь и одно самостоятельное производство: в Вологде и ее окрестностях в начале 80-х годов сформировалась вологодская тальянка — гармоника с большими музыкальными возможностями и только ей присущим внешним видом. Это однорядный инструмент (позднее были и двухрядные), имевший 12 (16) клавиш на правой клавиатуре: при нажиме на клавишу звучало одновременно три (четыре) язычка, настроенных в октаву, а зачастую и еще один, настроенный на квинту выше самого верхнего (этот принцип применяется в наше время на современных баянах и аккордеонах).


Такие инструменты изготовлял мастер М. Смирнов. Звуки при смене движения меха были одинаковые. На левой стороне — два баса, два аккорда и пискун (гудочек) — квинта к основной тональности. Можно предполагать, что этот инструмент возник под влиянием вятской гармоники, к тому времени хорошо известной и распространенной. Одинаковые звуки при смене движения меха, строй и диапазон делали его удобным для исполнения местных распевных мелодий, а сильный звук (да еще с призвуком квинты) удовлетворял требованиям игры танцевальных мелодий. Но вместе с тем вологодская тальянка — вполне самостоятельный образец как по тембровым свойствам, так и по внешнему виду, для которого характерны строгие формы и ажурная медная сетка, мелким рисунком напоминающая знаменитые вологодские кружева; медные пластинки с узорами на клавишах; розетки вверху и внизу корпуса — типичные для местного прикладного искусства. Существовали еще и «упрощенные» варианты местных гармоник в 5 (7) клавиш, одно- и двухрядные, в маленьком некрашеном корпусе без всякой отделки. Производство гармоник в Вологде стабилизировалось еще стремительнее, чем в Кирилловском уезде. Этому способствовало то обстоятельство, что Вологда, ставшая в последней четверти XIX века крупным торговым центром, благодаря своему расположению на берегу судоходной реки, сделалась к началу XX века и железнодорожным узлом, связанным с Ярославлем, Архангельском, Вяткой и Петербургом. В городе организовалось кустарное производство (мастерские В. И. Заводчикова, В. К. Смыслова, братьев Александра и Владимира Сметаниных), где работали ученики и подмастерья. И в окрестных деревнях было немало мастерских: В. И. Гагарина (д. Фабрика), И. А. и А. И. Балдиных (д. Починок), С. В. Яблокова (д. Новогородово), П. А. Шилова (д. Шеломово), М. О. Смирнова (г. Череповец), в которых тоже практиковалось ученичество.


Следует отметить факт возникновения в Вологде на рубеже XIX и XX веков нового вида гармоники — двухрядной с одинаковыми звуками при смене движения меха, но с более развитым басо-аккордовым аккомпанементом, получившей название «северянки» — пример логичного развития двухрядной вологодской тальянки под воздействием городского фольклорного репертуара. Модель эта получила распространение во всей центральной части России, но под названием «хромка», которое бытует и в наши дни.


http://accordion-note.narod.ru/docs/mirek6.htm

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group