История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Авторизация

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Прогноз погоды:

Ферапонтово

Москва

Санкт-Петербург

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://www.ferapontovo.info/
http://www.ferapontovo.org/
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/

Инфо:

А. Контактная информация

Б. Личные сведения

В. Фото

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную История Ферапонтов монастырь. Святые и подвижники Преподобный Кассиан Грек

ПРЕПОДОБНЫЙ КАССИАН ГРЕК

ПРЕПОДОБНЫЙ КАССИАН ГРЕК

(память 2/15 октября и 21 мая/3 июня)


После покорения Константинополя турками греческий князь Константин Мангупский (от Мангуп-Кале в Крыму), нашел приют в Риме. Там находилась племянница византийского императора, дочь морейского деспота Фомы Зоя (Софья) Палеолог. В 1472 году Софья с многочисленным посольством из знатных греков и итальянцев отправилась в Москву, чтобы сочетаться браком с великим князем Иоанном III Васильевичем. В свите царевны прибыл и князь Константин.

Великий князь Иоанн с большими почестями встретил свою невесту и щедро одарил всех прибывших с нею. Предлагались и князю Константину “грады с волости на кормление”, но он отказался, оставаясь при дворе московского князя и ведя скромную жизнь. В Москве он сдружился с братом Иоанна III — Андреем Васильевичем по прозвищу Горяй, князем угличским, в землях которого впоследствии основал свою обитель.

Через несколько лет князь Константин был назначен владычным боярином к архиепископу Ростовскому Иоасафу (Оболенскому). В обязанности владычного боярина входили главным образом судебные дела в епархии — это была должность светского архиерейского чиновника. В Ростове князь Константин сблизился с владыкой Иоасафом, видя в нем подвижника, также родом князя, оставившего мирскую жизнь ради жизни духовной.

Летом 1489 года, когда архиепископ Иоасаф ушел с Ростовской кафедры в Ферапонтов монастырь, князь Константин последовал за ним. В обители его поселили в келью и поручили попечению благочестивого иеромонаха Филарета. Князь, ведя вполне иноческую жизнь, однако, не принимал пострига. Житие повествует, что однажды, после продолжительного всенощного бдения, ему в видении явился преподобный Мартиниан (по “Угличскому летописцу” — Ферапонт) и велел принять постриг, но князь стал спорить. Тогда преподобный поднял жезл на него и замахнулся. В страхе проснулся князь Константин и стал звать старца Филарета. Князь был в ужасе и не мог говорить. Сообщили о случившемся архиепископу Иоасафу и игумену. Константин, обретя дар речи и рассказав о видении, упал в ноги своим отцам и со слезами просил постричь его. По повелению архиепископа князя облекли в ангельский образ и нарекли Кассианом.

Дав наставления новопостриженному о том, как должно жить иноку, игумен передал его своему ревностному ученику — старцу Филарету в послушание. Вскоре преподобный Кассиан своими подвигами превзошел многих иноков.

По мнению некоторых исследователей, преподобный Кассиан был хорошо знаком с преподобным Нилом Сорским, жившим в пустыни неподалеку от Ферапонтова монастыря, в 15 верстах на речке Сорке. Полагают, что два послания преподобного Нила написаны к Кассиану, однако некоторые биографические данные, имеющиеся в послании, не вполне совпадают с данными жития преподобного Кассиана.

В Ферапонтовой обители инок Кассиан пробыл немногим более года. Неизвестно, что заставило его покинуть место своего пострижения так скоро. Возможно, решение начать самостоятельную подвижническую жизнь ускорил опустошительный пожар в монастыре. Преподобный направился вниз по реке Шексне к Волге, в княжество своего друга, угличского князя Андрея. В 23 верстах от Углича, при впадении в Волгу речки Учмы, он поселился со своими спутниками — несколькими иноками Ферапонтова монастыря.

Князь Андрей много помогал в устроении Кассиановой пустыни. Не оставил братию и в беде, когда в один из сильных разливов Волги водой разрушило все постройки. Он помог перестроить монастырь на новом месте, повыше, послав плотников и дав щедрую милостыню. Вскоре после того преподобный Кассиан лишился своего друга и благотворителя. Великий князь Иоанн III вызвал брата в Москву и заключил его в темницу, заковав в цепи, как изменника. Так же обошелся он и с сыновьями в Переславле-Залесском — Димитрием и Иоанном. Из Переславля их перевезли на Белоозеро, потом в Вологду, в Спасо-Прилуцкий монастырь. Князь Иоанн скончался в оковах иноком Игнатием (память 19 мая), князь Димитрий погребен через несколько лет в ногах у преподобного Игнатия.

Преподобный Кассиан прожил в своей обители более 10 лет, заботясь не только о братии монастыря — он кормил алчущих, одевал нагих, давал приют и пропитание странникам и не имеющим крова, посещал темницы. Духовным другом и собеседником преподобного Кассиана был преподобный Паисий (память 6 июня и 8 января), чей монастырь находился в трех верстах от Углича, на противоположном берегу Волги. Перед своей кончиной старец Паисий завещал Кассиану духовное попечение о своем монастыре.

В 1504 году (по иным сведениям, в 1509-м), предузнав свою кончину, преподобный Кассиан собрал братию и дал им последнее наставление. На погребение Учемского подвижника стеклось множество народа не только из окрестных сел, но и из Углича. Прошел год после кончины угодника, и при его гробе начали происходить чудеса, однако записывать их стали только с ХVII столетия.

Среди них — сказание о написании иконы преподобному. Священник-иконописец Симеон долго размышлял об образе преподобного, пока однажды ночью не услышал голос: “Пиши мой образ без колебания, пиши так же, как написан благоверный князь Роман Угличский, только бороду делай длиннее, чем у князя”. И священник увидел само изображение, написанное на доске. Проснувшись, он тотчас написал преподобного облеченным в схиму и отправил икону в обитель. Два года он хворал, пока не записал происшедшее чудо.

Святой не раз избавлял свою обитель от разных бедствий. О судьбе его пустыни в Смутное время говорит Угличская летопись: “Жалкие ляхи, ворвавшись в обитель чудотворца Кассиана, встретили здесь немногих граждан; некоторые из них бросились к соборной церкви с намерением выломать двери, но по молитвенному заступлению преподобного Кассиана поражены были слепотою и в ужасе, не зная, куда идти, едва отведены были своими, и все ушли назад”. Обитель не была тогда разорена. В 1764 году она попала в число упраздненных.

Житие преподобного Кассиана составлено около 1560 года угличским иноком Сергием, записавшим рассказ самовидца Силуана, старца Ферапонтова монастыря. Служба написана благочестивым сыном московского священника Михаилом Пименовым и передана в дар обители 17 мая 1686 года, о чем сообщается в рукописи, сохранившейся в Угличе. Мощи преподобного покоятся под спудом.


(с) Е.Стрельникова

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group