История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


Наши сайты:

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://www.ferapontovo.info/
http://www.ferapontovo.org/
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Историко-краеведческий альманах "Кириллов" Выпуск третий, 1998 г. Надгробные памятники Кирилло-Белозерского монастыря. В.А.Мазалецкая

НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ. В.А.МАЗАЛЕЦКАЯ

В. А. Мазалецкая


НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ


В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике имеется большое по количеству и интересное по содержанию собрание надгробных памятников, которое насчитывает около двухсот надгробий четырех видов: плоские намогильные плиты (наземные, напольные, настенные), кресты, саркофаги, мраморные памятники. Самые древние надгробия монастыря - белокаменные плиты XVI века, самые поздние - мраморные памятники XIX века.


В музее хранятся тринадцать белокаменных плит. Почти все они были найдены в результате археологических раскопок, проводимых в монастыре с 1971 года. Наиболее древние белокаменные плиты были обнаружены в 1995 году у алтаря Успенского собора. Найденные плиты поразительно схожи между собой по форме и орнаменту: плоские, прямоугольные, с гладкой лицевой поверхностью, с бордюром из двух полос разносторонних треугольников, боковые грани без орнамента, надписей нет. Характер орнамента, отсутствие надписей, изначальное местоположение плит позволяют датировать их если не концом XV, то первой половиной XVI века 1.


Несколько фрагментов подобных плит хранится в фонде керамики музея. На двух фрагментах - треугольчатый орнамент, два других орнаментированы змейкой, на одном фрагменте плиты вырезан солярный знак в виде лучевой розетки2. В фонде керамики хранятся также два фрагмента белокаменной плиты, которая до 1981 года лежала возле южной стены Успенского собора. Лицевая поверхность плиты настолько сколота и повреждена, что не дает возможности судить о наличии на ней орнамента или надписи. Боковые грани орнаментированы. Орнамент граней резной, состоит из пяти полос: двух треугольчатых, двух с косой насечкой, между ними полоса арочек3. Аналогичным орнаментом украшены боковые грани двух фрагментов белокаменных плит, найденных в октябре 1977 года при снятии грунта около южной стены церкви Кирилла. Фрагменты белокаменных плит датируются XVII веком.


В 1996 году собрание белокаменных плит пополнилось одной интересной находкой. При проведении внутренних работ в церкви Кирилла была найдена под полом плоская намогильная плита, белокаменная, трапециевидная, с гладкой лицевой поверхностью, украшенной жгутовидным орнаментом и двумя круглыми клеймами, заполненными жгутом; в центре клейм - вихревая розетка. Половину плиты от верхнего до среднего клейма занимает пятистрочная надпись без указания месяца и числа: "Лета 7100 [1592] месяца ... преставился Кириллова монастыря старец, Феодосии Борковъ". Три боковые грани украшены резной змейкой, двумя рядами косой насечки и полосой арочек. Орнамент плиты, толщина боковой грани, надпись позволяют датировать ее концом XVI века. Выемка плиты производилась под наблюдением археолога ВНПЦ "Древности Севера" И. В. Папина.


Фрагменты надгробных плит. Конец XV - начало XVI в.


В августе 1982 года в Ферапонтове монастыре при проведении земляных работ у южной стены церкви Мартиниана археологом П. М. Алешковским была найдена белокаменная плита с рельефным изображением Т-образного креста-посоха. Намогильная плита интересна не только орнаментом, который не встречается более ни на одной плите" собрания, но и надписью: "Зде лежат МОЩИ Ивши Ободаева"4. Надпись привлекает внимание как своей немногословностью, так и содержанием. Слово "мощи", свидетельствующее о перезахоронении, на других плитах собрания не встречается, а в надписях надгробий последующих столетий заменяется словами "тело", "прах". Слово "здесь", указывающее на конкретное место погребения, сохраняется в поздних надписях, а в некоторых заменяется словосочетанием "сие место". Слово "лежат" заменяется словами-синонимами: "находятся", "положено", "погребено".


На северной паперти Успенского собора лежит белокаменная плита, перенесенная из церкви Владимира с могилы архимандрита монастыря Гедеона. Плита трапециевидная, с аркатурной обработкой боковых граней, с гладкой лицевой поверхностью, украшенной по краям ногтевидным бордюром и рельефным Георгиевским крестом вверху. Лицевую поверхность ее занимает семнадцатистрочная эпитафия, содержащая полный послужной список архимандрита Гедеона: "На семь месте погребено тело Архимандрита Гедеона и Кавалера родившагося во Владимере 1761-го въ монашескш чин поступил 1782-го во 1еромонахи посвященъ 1790-го во игумены произведен?" 1799-го Архимандритомъ 1805-го и съ 1817-го въ Кириллобелозерском монастыре настоятелем былъ: скончался 18".


Надгробная плита архимандрита Гедеона. I половина XIX века


В фонде керамики музея есть две ромбовидные белокаменные плиты, единственным украшением которых являются надписи. Надпись о захоронении архимандрита Порфирия сообщает день погребения и день кончины:


"1817-го года сентября 30 день погребенъ рабъ божий священно архимандритъ Порфирий преставися того мца 27 день"5. Надпись о захоронении архимандрита Вавилы выполнена красивой четкой вязью: "1762-го месяца июля в 28 день преставися раб божш Кириллова монастыря архимандритъ Вавила"6. Обе плиты - из церкви Владимира, с мест захоронений архимандритов.


Надгробная плита архимандрита Вавилы. 1762 г.


Внутри церкви Владимира, родовой усыпальницы князей Воротынских, построенной в 1554 году, сохранились пять настенных надгробных плит, которые были сняты с гробниц Воротынских и вмонтированы в северную, южную и западную стены церкви. Три из них - квадратные по форме, две - прямоугольные со скругленными углами. Плиты с растительным орнаментом окрашены в голубой и красновато-коричневый цвета. Тексты надписей, выполненные четкой красивой вязью, заключены в квадратную или фигурную рамки, буквы окрашены черной краской.


Крышка саркофага А. И. Воротынского. Середина XVII в.


Надпись, свидетельствующая о захоронении Владимира Ивановича Воротынского, над могилой которого и был поставлен храм, находится в левом верхнем углу прямоугольной плиты, вмонтированной в западную стену церкви: "Престави благоверны кня Владимеръ Иеановичь Боратынской лета 7062 [1553] сентября в 27 де"7. Под ней - надпись, свидетельствующая о захоронении его брата Александра Ивановича: "Престави благоверны княз Александръ Иванович Боратынской, во иноцех Арсеней лета 7072 [1564] февраля в 6 дн"3. В правом верхнем углу плиты - надпись: "Преставися благоверны княз Михаила Иеановичь Воротынской лета 7081 [1573] июня в 12 дн погребен бысть во граде в Кашине". Под ней: "Преставися благоверный князь Логинъ Михайлович Воротынской 7092 [1584] июля в 27 дн". Надпись в центре плиты свидетельствует о перенесении из Кашина в Кириллов праха Михаила Ивановича и его сына Логина: "Пронесены ис Кашина в Кириловъ монастырь княз Михаила и сын его княз Логинъ лета 7114 [1606] генваря в 21 дн"9. Рядом вмонтирована овальная плита с надписью о захоронении Ивана Михайловича Воротынского: "Лета 7135 [1627] году января в 8 дн преставис раб болей благоверны князь Иван Михайлович Воротынской а в иноцех схимник Иона" 10. На южной стене церкви - квадратная плита с надписью: "Лета 7150 [1642] г месяца июня в 20 день на память святого священномученика Мефодия епископа Патарскаго престави раб божий благоверны княз Алексей Иванович Воротынско".


Надпись с указанием дня памяти святого, совпадающего с датой смерти погребенного, имеется на квадратной плите, вмонтированной в северную стену церкви: "Лета 7186 [1677] г сентября в 22 день на память святого священномученика Фоки епископа Синопийскаго и святого пророка 1оны в ден суботный в первый на дни Преставися раб божий благоверный князь Михаила Иванович Воротынской". На западной стене церкви справа вмонтирована плита с надписью: "Лета 718б[1678] июля 24 дня память святых страстотерпец князей русских обоюбра-тий по плоти Бориса i Глеба Преставися раб божий болярин князь Иоан Алексеевич Воротынской".


В Успенском соборе, направо от входа, в стене вмонтирована квадратная плита с надписью о захоронении Амвросия Орнатского: "На семь месте положенъ Бывший Пензенский Епископъ Амвросий скончавшийся 27 го декабря 1827 го". Напротив на полу лежит единственное в собрании металлическое прямоугольное надгробие, обнесенное оградой. В верхней части надгробия изображен Голгофский крест с орудиями страсти и сделаны надписи: "иръ славы", "ic xc". Ниже - эпитафия, названная автором "некрологией": "Некрология Амвросий Орнатский епископ Пензенский сопричисленный к ордеру Св. Анны 2 степени член Московского общества истории и древностей Российских. Родился Новгородской Губернии в Череповецком уезде 1778. Курс наук кончил в Александровской Академии 1800. Пострижен в монастырь в 1803. Ректором и архимандритом с 1808. Хиротонисанъ во епископа 1816. Уволен на покой 1825. Скончался въ Новгородскомъ Кирилло-Белозерском монастыре 26 декабря 1827 года".


Самыми распространенными надгробиями в монастыре в XVII- XVIII веках были намогильные плиты из обработанного камня-валуна. К сожалению, немногие из них находятся на местах захоронений. Так, около северной паперти Успенского собора лежит овальная плита на месте погребения старца Флавиана. В верхней части плиты - трехстрочная надпись:


Фрагмент надгробной плиты XVII в.


"Лет 7141 [1633] июня в 11 день старен, Флавиан Преставися". В конце XVIII века многие плиты были сняты с могил и обрели свою вторую жизнь в качестве строительного материала, который использовался в кладке зданий. Ступенькой южного портала церкви Кирилла до сих пор служит прямоугольная плита из серого камня с надписью: "Преставися Михаилъ Ошушковъ лета 7142 [1634] месяца августа в 19 дн". Надгробными плитами в конце XVIII века была вымощена дорожка, ведущая от церкви Архангела Гавриила к Успенскому собору и Архимандричьему корпусу. Описание этой "мостовой" дается многими путешественниками, посетившими Кирилло-Белозерский монастырь в конце XVIII - начале XX века. Наиболее подробно ее описывает К. М. Бороздин, который в 1809 году совершил путешествие по северной части России и посетил Кирилло-Белозерский монастырь. "...В другом монастыре, осмотрев соборную церковь [Успенский собор], Бороздин отправился к настоятелю. Из собора к его кельям вела дорога, устланная плитами. Бороздин заметил, что все плиты с высеченными на них надписями. На вопрос его провожатому, что это за плиты, он получил в ответ, что это камни, снятые со старых надгробных памятников. Рассмотрев их внимательнее, он увидел несколько камней с именами, принадлежащими к одному из наших знаменитых и богатых родов. Придя к настоятелю, Бороздин завел разговор о плитах и, объяснив о неприличии подобного распоряжения, дал совет восстановить разрушенные надгробные памятники. Настоятель обещал все это выполнить. На возвратном пути Бороздину пришлось проезжать через тот же монастырь. Он обратил внимание на дорогу от собора к настоятельскому дому и нашел, что надписи были все тщательно сглажены"11.


Вышеописанная "мостовая" из могильных плит была раскрыта в Кирилло-Белозерском монастыре в 1995 году в результате проведения работ по срезке грунта около Успенского собора, церкви Архангела Гавриила и колокольни12. Протяженность "мостовой" составляет 24 метра, ширина - от 2,6 до 7,8 метра. В "мостовой" более 130 могильных плит из разноцветного валунного камня и камня-плитняка, которые в процессе примитивной обработки приобрели прямоугольную, трапециевидную или овальную формы. Почти все плиты мостовой без орнамента. Только на шести из них имеется незатейливый рисунок. На четырех плитах вырезан сердцевидный листок с двумя перекрещивающимися растительными ветками, низ пятой плиты украшает небольшой по размерам ромб, на шестой - прямоугольная рамка в виде киота. Сорок семь плит с надписями, выполненными вязью в обронной технике. Высота букв - от 1 до 6 сантиметров, интервалы между строк - 4-6 сантиметров. На одних плитах надписи занимают всю плоскость, на других - размещаются только в верхней ее части. Надписи сообщают имена старцев, слуг, иноков, монахов, схимников, схимонахов, иеромонахов, игуменов, архимандритов, похороненных в XVII-XVIII веках в Кирилло-Белозерском монастыре. Надписи построены по определенной форме (дата смерти, слово "преставися" или "преставися раб божий", имя, сан погребенного):


Надгробная плита игумена Иоаникия Акинфиева. I половина XVIII в.


"Лета 7147 [1639] декабря в 29 день преставiсiя инок Варламъ"; "1725 мая въ 22 ден преставiся околничей схимонах Иоаникiй Акiнфиев погребен на сем месте"; "Лета 7183 [1675] г марта в 30 де npecmaвiciя схимонахъ Матфеи Никифоровъ"13.


Надгробная плита схимонаха Матфея Никифорова. II половина XVII в.


На одной из плит - надпись с указанием года, месяца, дня и часа кончины: "Лета 7213 [1705] году мая в 19 днъ во втором на десят часу преставися схимонах Варламъ Мамонов". На другой плите в надписи указано родство: "Лета 7181 [1673] июня в 29 ден преставися Тихонъ Трофимовъ снъ Волковъ слуга Кирилова монастыря".


Надгробная плита Тихона Трофимова. Вторая половина XVII в.


У входа в трапезную палату лежит овальная надгробная плита из камня-валуна с затесанной лицевой поверхностью. На ней надпись: "Лет 7134 [1626] сентября в 25 день старец Корнiле погребен" 14. До мая 1997 года напротив нее лежала вторая плита с надписью: "Лета 7205 [1697] г преставiся рабъ божий иеромонахъ Зосима Ферапонтоско сентября". В настоящее время эта плита передана в Музей фресок Дионисия15.


В собрании надгробий монастыря - четыре белокаменных саркофага: три трапециевидных, с округлым оглавьем, прямыми плечиками, гладкими боковыми гранями, без орнамента; один трапециевидный в форме каменной коробки. Данные саркофаги были найдены около южной стены Успенского собора и алтаря церкви Архангела Гавриила при археологических раскопках, проводимых в музее в 1981 году археологом П. М. Алешковским16 и в 1995 году археологами А. В. Суворовым и И. В. Папиным 17. Из трех крышек саркофагов, имеющихся в музее, наибольший интерес представляет крышка саркофага Алексея Ивановича Воротынского. Этот саркофаг был обнаружен в 1971 году А. Н. Кирпичниковым при археологических раскопках в церкви Владимира. На гладкой лицевой поверхности белокаменной трапециевидной крышки вырезана восьмистрочная надпись:


"Лета 7150 [1642] году июня в 19 день на память святого апостола Июды брата Господня по плоти преставися раб божий благоверный князь Алексей Иванович Воротынском"18. Надпись выполнена вязью с четкой разметкой строк, с интервалом 4-5 сантиметров, высота букв - 9,5 сантиметра.


В Успенском соборе лежит белокаменная крышка саркофага со жгутовым орнаментом - трапециевидная, со скругленными плечиками, округлым оглавием, гладкими боковыми гранями. Лицевая сторона украшена "жгутовым" орнаментом и двумя круглыми клеймами, заполненными перевитым жгутом. Крышка датируется рубежом XVI-XVII веков.

В собрании надгробий - семь намогильных крестов: два мраморных, четыре металлических, один каменный. Мраморные кресты (черный восьмиконечный и белый четырехконечный) венчали надгробия купцов Сизьминых, но из-за ветхости в 1980-е годы были сняты и убраны в фондохранилище. Металлические трехлистные кресты, гнутые из четырехгранного прута и прута круглого сечения, сохранились на кладбище Малого Ивановского монастыря. В фонде керамики хранятся фрагмент каменного четырехконечного креста с рельефным изображением "Распятия с предстоящими"19 и белокаменная подставка под крест в форме пирамиды, боковые грани которой украшены полосой косой насечки и полосой арочек, верхние грани - с угольчатым орнаментом20.


Во второй половине XIX века на монастырских кладбищах стали ставить мраморные памятники. В последней четверти XIX века мраморные надгробия появились на могилах кирилловских купцов Сизьминых, похороненных рядом с церковью Кирилла в Большом Успенском монастыре.


Надписи на памятниках Сизьминых содержат имя, отчество, фамилию, дату рождения, смерти, сословную принадлежность и дополняются словами, обращенными к Господу: "На семь месте погребено тело раба Божiя Кириловскаго Купца Михаила Ивановича Сизьмина родился 18 мая 1800 г. скончался 21 тля 1880 г. Упокой Господи душу усопшаго раба Твоего"; "Здесь погребено тело Кирилловской купчихи Феклы Семеновны Сизьминой Род. 25 Сентября 1814 г. сконч. 15 Апреля 1890 г. Упокой. Господи, душу рабы твоея". На памятнике Феклы Семеновны в правом нижнем углу указана фамилия исполнителя и адрес мастерской: "В. Ефимовъ С. П. Б. Разстанная 14".


У алтаря Успенского собора стоит памятник из серого мрамора, поставленный над могилой архимандрита монастыря Иакова21. В надписи указываются иноческое и мирское имена, дата и место рождения, дата смерти:


"Здесь покоится прахъ почившаго архимандрита Iакова въ мире Василiя Ивановича Поспелова родившагося 31 декабря 1817 года въ селе Кадномъ Тульской губернии и Эпархии скончавшегося 16 января 1896 года". В правом нижнем углу - фамилия исполнителя и адрес мастерской: "Раб. Игнатьевъ Митрофаниевское шоссе". Аналогичный памятник стоит на территории Малого Ивановского монастыря, около северной стороны церкви Иоанна Предтечи, на могиле купца Валькова.


За алтарем церкви Иоанна Предтечи в Малом Ивановском монастыре сохранилась родовая усыпальница кирилловских купцов Симоновых, построенная в последней четверти XIX века: прямоугольная, из черного листового железа, с цоколем из восьми гранитных красновато-коричневых полированных блоков на кирпичном фундаменте. Кровля восьмискатная с четырьмя бочкообразными щипцами, с прапорами в виде кованой решетки, с круговым заполнением и фигурными крестами. В центре - восьмигранный барабан с купольным завершением. В барабане восемь арочных проемов. Вход в усыпальницу с западной стороны оформлен в виде портала с двустворчатыми решетчатыми дверьми. Над входом - надпись: "УСЫПАЛЬНИЦА СИМОНОВЫХ". На южной и северной сторонах по три оконных арочных проема с коваными решетками. На восточной стене усыпальницы укреплен шестиконечный крест. Слева, на углу, сохранилась одна из двенадцати колонн - пустотелая, круглого сечения, с базой и верхней капителью, украшенной декоративными элементами. Внутри усыпальницы - пять надгробных плит из белого мрамора. На лицевой стороне плит вверху - четырехконечный крест, под ним - прямоугольные таблички с надписями, на которых имена и даты рождения и смерти: "Кириллъ Александровичъ Симоновъ родился 5 Апреля 1877 г. умерь 11 Декабря 1907 г. Младенецъ Павел Александровичъ"; "Елизавета Александровна Симонова родилась 1 Марта 1884 г. умерла 10 Февраля 1909 г."; "Павелъ Алексеевичъ Симоновъ родился 3 Ноября 1848 г. умерь 8 Сентября 1909 г."; "Александръ Алексеевичъ Симоновъ родился 29 Августа 1838 г. умерь 27 декабря 1890 г."22.


Усыпальница купцов Симоновых. Конец XIX в.


Надписи выполнены со строгой разметкой строк и букв, интервалы между строк - 5 сантиметров, высота заглавных букв - 6 сантиметров, прописных - от 2 до 4,5 сантиметра. К сожалению, усыпальница не сохранилась до настоящего времени в своем первоначальном виде. Металл покрыт ржавчиной, утрачены не только застекление, но и несколько решеток оконных проемов, 11 колонн и другие декоративные детали. Усыпальница именитых купцов, являясь памятником художественного литья XIX века, как и многие другие надгробия, ждет своей реставрации.


Надгробные плиты Симоновых. Начало XX в.


О наличии кладбища, которое существовало в Малом Ивановском монастыре с середины XVI века до 30-х годов XX века, свидетельствуют наполовину вросшие в землю и покрытые мхом надгробия. В числе их - надгробия с детских захоронений. На одном из них указывается возраст ребенка: "Здесь покоится тело младенца Константина умершаго 8 мая 1891 года от роду ему было 4 года". На другом - стихотворная эпитафия:


"Богъ на землю въ утешенье

Съ неба Ангела послалъ

Показалъ Свое Творенье

И обратно въ небо взялъ".


К 600-летнему юбилею монастыря начались планомерные работы по благоустройству территории: выложена булыжная мостовая, произведена срезка грунта, сделаны новые отмостки, вырублены старые деревья, расчищена от зарослей территория кладбища Ивановского монастыря.


В связи с окончанием реставрации церкви Кирилла планируется благоустройство прилегающего к ней кладбища с установкой металлической ограды. В самой церкви Кирилла к 600-летию по заказу музея (проект главного архитектора С. Б. Куликова) была установлена дубовая рака с филенчатой крышкой и фигурными медальонами на боковых гранях на месте захоронения основателя монастыря преподобного Кирилла Белозерского.


ПРИМЕЧАНИЯ


1. ОПИ КБИАХМ. ДПА (Папин И. В. Отчёт об археологических наблюдениях за строительными и земляными работами на территории Кирилло-Белозерского монастыря в 1995 г.).

2 КБИАХМ. № 2588, К-179.

3 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Д-254 (Алешковский П. М. Научный отчет. Археологические раскопки в Кирилле-Белозерском монастыре в 1981 г.).

4 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Д-277 (Алешковский П.М. Научный отчет о производстве археологических исследований на территории Ферапонтова монастыря Вологодской области в августе 1982 г.); КБИАХМ. № 15870, К-1263; Беляев Л. А. Белокаменное надгробие из Ферапонтова монастыря / / Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 211-226.

5 КБИАХМ. № 2302 нв.

6 КБИАХМ. № 2303 нв.

7 Hикoльcкий Н. Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство. СПб., 1910. Приложение четвертое. О месте погребения разных лиц (16-17 вв.) в Кириллове монастыре. С. 49.

8 Там же.

9 Там же. С. 54; Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397-18933 гг. (Публикация Г. О. Ивановой, А. В. Смирновой) // Кириллов. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997 г . С. 345.

10 Никольский Н. Н. Кирилло-Белозерский монастырь... С. 58.

11. Биографическое известие о сочинителе атласа К. М. Бороздине (Из письма Д. В. Поленова к Погодину) // Труды 1 археологического съезда в Москве (1869). М., 1871.

12 ОПИ КБИАХМ. ДПА (Папин И. В. Отчет об археологических наблюдениях...).

13.Дмитриева 3. В. Вытные книги села Рукина Слободка с деревнями 1620-1660-х годов // Кириллов. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997. С. 226-227.

14 КБИАХМ. № 3268, К-236.

15 КБИАХМ. № 3267, К-235.

16 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Д-254 (Алешковский П. М. Научный отчет. Археологические раскопки в Кирилло-Белозерской монастыре в 1981 г.).

17 ОПИ КБИАХМ. ДПА (Папин И. В. Отчет об археологических наблюдениях...).

18 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Д. 169 (К и р п и ч н и к о в А. Н. Отчет о раскопках на территории Кирилло-Белозерского монастыря 1971 г.).

19 КБИАХМ. № 2689, К-180.

20 Б е л я е в Л. А. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 148; Беляев Л. А. Русское белокаменное средневековое надгробие. Московский некрополь. История, археология, искусство, охрана. М., 1991. С. 153.

21 С м и р н о в а А. В. Отец Иаков // Памятники Отечества. Северная Фиваида. № 3-4. Вып. 30. М„ 1993. С. 86-89.

22 Завещание кирилловского купца П. А. Симонова. (Публикация Л. И. Глызиной) // Кириллов. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997. С. 352-353.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group


Элитные памятники и надгробия