История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Литературная страничка. ФЕРАПОНТОВО Фрески Ферапонтова монастыря В.Т. Георгиевского, 1911 г. 2. Древние храмы Ферапонтова монастыря и фрески соборной церкви Рождества Богородицы.

2. ДРЕВНИЕ ХРАМЫ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ И ФРЕСКИ СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ.

До настоящего времени в Ферапонтове сохранились следующие древние каменные храмы и здания: 1) соборный храм во имя Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя Св. Николая, XV в.; 2) церковь Благовещения с трапезой, 1534 г.; 3) колокольня, соборные паперти и сушило, XVI в.; 4) церковь преп. Мартиниана 1641 г. и 5) св. врата с церквой Богоявления, освященные в 1649 г.

Древнейшей из церквей является здесь соборный храм во имя Рождества Богородицы. Храм этот в 1904 и 1905 гг., а также колокольня и сушило, подвергнуты были тщательному изучению в архитектурном отношении учеником архитектурного класса Императорской Академии Художеств, ныне архитектором К. К. Романовым, которым и составлено весьма обстоятельное и ценное в научном отношении описание этих зданий, изданное Императорской Археологической Комиссией, с многими таблицами рисунков, планов и фасадов. Храмы Благовещенский с трапезой, преп. Мартиниана и надвратный – описаны академиком П. П. Покрышкиным. Ими же составлены прекрасные проекты реставраций, к сожалению, до сих пор не получившие осуществления за неимением средств. Между тем трещины, обезобразившие древние здания храмов, настойчиво требуют этих реставраций, грозя в недалеком будущем окончательною гибелью этих редких памятников древне-русского искусства.

Отсылая читателей к интересно и научно составленному подробному исследованию архитектуры Рождественского собора и др. зданий Ферапонтова монастыря, выполненному К. К. Романовым и академиком П. П. Покрышкиным 1) [«Известия Императ. Археолог. Комиссии». 28 вып., стр. 107–155], мы дадим лишь краткие сведения о внешнем виде храма Рождества Богородицы, который особенно ценен, помимо своей архитектурной красоты еще и тем, что он хранит в стенах своих замечательнейший памятник древне-русского искусства – фрески, принадлежащие кисти одного из лучших художников второй половины XV в., произведения которого ценились современниками не менее работ кисти другого художника древней Руси, Андрея Рублева, мастера начала XV в.

Рождество-Богородицкий собор занимает центральное место в ряду всех построек Ферапонтова монастыря. К сожалению, он сильно обезображен позднейшими пристройками: с северной и западной сторон он застроен крытой папертью, с южной – ризницей (часть паперти, отделенная стенкой) и церковью преп. Мартиниана.

Но если мысленно отнять все эти пристройки и представить древний Ферапонтовский храм в том виде, в каком он был построен архитектором вначале, своеобразная красота его простых, строгих, благородных архитектурных линий и изящество наружных украшений, несомненно, делают его выдающимся памятником русской архитектуры XV в.

Проф. Н. К. Никольский в своем исследовании о Кирилло-Белозерском монастыре, изучая особенности архитектуры соборного храма Успения, построенного почти одновременно с Ферапонтовским собором (в 1497 г.), и, нужно думать, судя по плану и архитектурным деталям того и другого, одними и теми же мастерами, делает заключение, что постройки эти есть произведение ростово-суздальских мастеров XV века, хотя не отрицает возможного влияния псковичей 2) [Н. К. Никольский. «Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство». Т. I, вып. 1, стр. 89–91].

Архитектор К. К. Романов, составлявший проект реставрации Ферапонтовского соборного храма и производивший обмер древних частей его, и давший описание собора, план и фасад храма в его первоначальном виде, также склоняется к предположению проф. Никольского. Устройство храма следующее.

Снаружи северная, южная и западная стены лопатками делятся каждая на три части. Верхние части стен оканчиваются закомарами по три с каждой стороны и каждая средняя закомара соответствует своду внутри собора. Архивольты закомар опираются на лопатки, делящие стены собора на три части. Капители пилястр обработаны в виде трех рядов кирпичей полуовальной тески, положенных друг на друга.


Рис. 4.


Под нынешней четырехскатной кровлей, выше закомар, увенчивающих стены, находится второй ступенчато-отступающий вглубь ряд закомар по три закомары с каждой из четырех сторон фасада; при этом средняя закомара каждой стороны соответствует ступенчатому своду собора, боковые же закомары чисто декоративные. Затем еще выше три декоративных кокошника прикрывают переход от квадратного плана к круглому в подкупольном барабане. В последнем окна расширены и укорочены; в древности в барабане было шесть узких и продолговатых окон. Изменена и форма главы, она увеличена и в древности имела шлемовидную, лишь слегка луковичную форму и, вероятно, была крыта свинцом.

При всей беспощадности переделок и пристроек, обезобразивших наружный вид Ферапонтовского собора, наружные украшения его, столь характерные для ростовских построек конца XV в., в значительной степени сохранились, и утраченные части легко могут быть восстановлены. Украшения эти состоят из широкого узорного пояса, идущего под закомарами по северной, западной и южной стенам здания. Верхнюю часть его образуют кирпичные карнизы, не выступающие за плоскость стены (рис. 2, 3, 4, 5, 6), нижнюю – терракотовые поливные балясинки во впадинах между двух рядов обронного орнамента растительного типа. Обронные орнаменты сделаны из обожженной глины в виде низких и широких плиток без поливы с лицевой стороны, т. е. из так называемых красных изразцов.

На северной стороне собора, почти на полсажени ниже широкого пояса от восточного угла, идет еще третий ряд терракот, который обрывается средней восточной пилястрой и не замечается на других частях стен. Он состоит из орнаментальных лилий в кругах, тонких и изящных по рисунку, и повторяется вперемежку с звериными изображениями на западной стене собора в паперти, немного выше уровня пола собора по обеим сторонам входной двери (см. рис. 1). Пояс восточной стены проще других, – без балясин и терракот. Верх купольного барабана также украшен изящным поясом из кирпичных узоров и терракот, значительно поврежденных при наделке новой главы.


Рис. 5.


В собор ведут две двери, западные и северные, обе украшенные довольно своеобразно. Западная дверь обделана с фасада лопатками и колонками с шарообразной, разбитой на треугольники, бусиной в средине. Архивольт с заостренным подвышением избочен. Северная дверь перекрыта полукруглой аркой с подвышенным центром и снаружи украшена тремя рядами подставных балясинок, поддерживающих уступы наличников.

Таким образом, Ферапонтовский собор в архитектурном отношении являет собою все лучшие черты древне-русского зодчества. При простоте и разнообразии фасадных украшений, в нем соблюдены единство и строгая внутренняя гармония между всеми деталями.

В плане собор почти квадратный с тремя полукруглыми алтарными абсидами на восточной стороне. (См. рис. 00). Четыре столба (пилона) поддерживают ступенчато-приподнятые над сводами подпружные арки и купол на парусах, в каждом парусе устроено по голоснику, которые заметны и сейчас. Голосники встречаются и в других частях сводов (в щековых частях).


Рис. 9. Ворота и церковь Благовещения.


Все арки и своды стянуты железными связями, а купольный барабан перетянут деревянной балкой, к которой прикреплено медное высеребренное паникадило, дар царя Михаила Феодоровича. Собор освещен 16 окнами, 6 из них в барабане и 10 в храме. Все эти окна расширены или пробиты вновь, исключая окон северной и южной абсиде, сохранившихся в своем первоначальном виде, да окна в южной стене, застроенного церковью преп. Мартиниана. Благодаря этому, форма древних окон легко может быть восстановлена и в алтаре, и в храме. Храм двухпредельный. В средней абсиде находится престол храма во имя Рождества Пресв. Богородицы, в северной абсиде – жертвенник, в южной – престол во имя Св. Николая Чудотворца. Этот придел закрыт снаружи главным иконостасом, идущим во всю ширину церкви. Небольшой по размерам, он, тем не менее, красив и, как справедливо отзывается о нем архитектор Романов, поэтичен.

За 400 лет собор сильно изветшал. По свидетельству того же г. Романова, цоколи стен и пилонов слабы, так как кирпич перепрел и сыплется. Особенно плох цоколь в подвале северо-восточной части собора. Здесь почти на треть толщины стены кирпич высыпался, и выше появились большие трещины. Собор треснул в двух взаимно - перпендикулярных направлениях по главным осям, минуя лишь барабан купола. Особенно значительная трещина идет с севера на юг чрез окно в северной стене подвала, северную входную дверь, окна, подпружные арки и южные двери собора, ныне ведущие в ризницу. Вторая трещина, продольная, начинается от западных дверей собора, проходит чрез среднее окно, подпружные арки и, минуя купольный барабан, режет среднюю абсиду по окнам.

Эти трещины достигают в некоторых своих частях до ширины 0,04 сажени и грозят собору разрушением. Необходимо принять неотложные меры для спасения от гибели этого редкого и в высокой степени важного художественного памятника древне-русской архитектуры. Вопрос остается не решенным лишь из-за средств, так как трудами того же архитектора Романова выработан и проект реставрации Ферапонтовского храма.

Но драгоценность этого памятника искусства еще более увеличивается, как мы уже о том упомянули, благодаря тому, что внутри своих пострадавших от времени стен он сохраняет замечательные фрески, которые, по художественности исполнения и своей сохранности, должны занять одно из важнейших мест в истории древне-русского искусства конца XV и самого начала XVI в., – эпохи, наиболее интересной и в то же время всего менее освещенной и изученной исследователями русского искусства.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group