История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Известия Вологодского общества изучения Северного края Преподобный Кирилл Новозерский и основанный им Воскресенский Новозерский монастырь в иконографии первой половины XVII - начала XX века, Выпуск 8, 2000 г.

ПРЕПОДОБНЫЙ КИРИЛЛ НОВОЗЕРСКИЙ И ОСНОВАННЫЙ ИМ ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИКОНОГРАФИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII - НАЧАЛА XX ВЕКА, ВЫПУСК 8, 2000 Г.


Михаил Юрьевич Хрусталев

Заведующий историческим отделом Череповецкого музейного объединения г. Череповец


Преподобный Кирилл Новозерский и основанный им Воскресенский Новозерский монастырь в иконографии первой половины XVII - начала XX века


Иконография преподобного Кирилла Новозерского и основанного им монастыря довольно обширна и разнообразна. Она включает в себя не только разновременные иконы, но и миниатюры рукописных Житий преподобного, вышитое символическое изображение обители и святого на хоругви 1678 года. Последние передают облик монастыря и его основателя весьма условно и схематично. Сохранился значительный комплекс гравюр и фотографий рубежа XIX-XX веков.

Весь этот материал позволяет довольно большой точностью и достоверностью проследить основные этапы строительства одного из самых известных монастырей Северной Фиваиды, увидеть систему упрочения иконографического облика его преподобного основателя. Необходимо отметить, что архитектурные сооружения Новозерского монастыря претерпели значительные изменения к первой четверти XIX века, многие из них утратили свой первоначальный облик. Поэтому сохранившиеся изображения Кирилло-Новозерского монастыря, независимо от времени их появления, представляют развернутую эпопею масштабного архитектурного строительства. Почитание преподобного Кирилла Новозерского даже в некоторой степени заслоняет почитание другого Кирилла - Белозерского еще в XIX столетии. Именно в это время широко распространяются небольшие иконки с изображением преподобного и его обители. Иконографию удачно подтверждают и комментируют архивные источники с определением строительных этапов отдельных архитектурных комплексов внутри и вне монастыря.

Преподобный Кирилл Новозерский, постриженник и ученик преподобного Корнилия Комельского, основал обитель в честь Воскресения Христова на Красном острове Нов-озера в 1517 году. Место это было предназначено ему свыше явлением Богородицы в Успенском Тихвинском монастыре, где Кирилл проживал некоторое время. Начало монастыря было довольно традиционным: хижина из неокоренных стволов деревьев, ветвей и коры, живописно изображенная в рукописных Житиях преподобного второй половины XVII века и 1804 года. В 1518 году были срублены две небольшие церкви: Воскресения Христова и Богородицы Одигитрии и две деревянные келий - для себя и собравшейся братии. Собственно с этого времени и начинается непрерывное строительство в новооснованной обители. Представляется логичным разбить строительную историю монастыря на определенные этапы, попутно с которою происходило и складывание иконописного образа самого Кирилла.

Первый строительный этап в границах 1518-1649 годов условно иллюстрируют две миниатюры рукописного Жития преподобного Кирилла 1804 года. Деревянные храмы обители представлены в виде разновеликих клетей, завершенных невысокими шатровыми кровлями на четыре ската, с круглыми барабанами и лемеховыми главами. К западному фасаду церкви Воскресения примыкает высокая паперть с тесовой односкатной кровлей. Почти под самым карнизом расположены окна, забранные в косяк, с железными решетками. Вторая церковь Одигитрии имеет вход с запада в виде забранной «в косяк» щитовой двери на кованых гвоздях с жуковиною1. Последующая миниатюра представляет те же храмы, но завершенные закомарами, с главкой по центру. С южной стороны написана келия, крытая тесом на два ската и рубленная «в брус"2. Изображения не совсем традиционны по сравнению с миниатюрами подобного рода. Мы не исключаем, что автор Жития имел пред собою не дошедшие до нас более древние иконы, либо руководствовался монастырскими преданиями и традиционными образцами храмовой архитектуры Русского Севера. Понятно, что мы не можем признать эти изображения достоверными, поскольку они являются лишь собирательным образом древних монастырских построек XVI века. Подобную иконографию представляет и вышитая хоругвь 1678 года, бывшая вкладом в монастырь царевны Татьяны Михайловны3. Но для построения четкого иконографического ряда эти изображения крайне важны.

Почитание самого Кирилла Новозерского на местном уровне начинается сразу же после окончания его земной жизни, а в 1648 году, после обретения его мощей, выходит на общецерковный уровень. Именно с этого времени начинают писаться первые его иконы. Их предтечей была несохранившаяся, известная по источникам XVII века верхняя доска первоначальной раки преподобного4. Не исключено, что именно она была в поле зрения автора рукописного Жития преподобного Кирилла второй половины XVII века, украсившего его иллюминованными миниатюрами, где образ преподобного, представленного средовеком, наделен рядом конкретных черт, повторяющихся с завидной постоянностью. Родовая фамилия Кирилла - Белый, становится одной из характерных черт его иконописного облика. Начиная с конца XVII века и далее преподобный изображается исключительно босым, с подчеркнутыми аскетическими чертами лика.

Нового строительства в Новозерском монастыре не было до опустошительного пожара 1605 года. После него, по храмозданной грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Кирилла (в чьей митрополии состояла обитель), данной иеромонаху Леониду, начали строить деревянную церковь Богородицы Одигитрии.

Позднее, в 1644 году, по второй храмозданной грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама возведение Одигитриевской церкви закончили. По непонятным причинам ее освятили лишь в 1649 году. Таким образом, полностью деревянной и небогатой Кириллова обитель и оставалась до этого года5.

Второй строительный этап передает облик монастыря на рубеже веков в границах 1649 года - 80-х годах XVIII века. Именно в это время в иконописный образ преподобного Кирилла вносятся некоторые изменения, впрочем традиционные для изображений преподобных: молитвенное предстояние пред благословляющим Христом или же пред образом Богородицы Одигитрии. Жестом правой руки Кирилл вручает основанную им обитель попечению Христа либо Богородицы.

С 1649 года Новозерский монастырь начинает постепенно одеваться в камень. Именно на протяжении второго строительного этапа, в основном, оформилось центральное ядро монастырского ансамбля. С ним связана утраченная ныне икона второй половины XVIII века. Изображение обители на ней практически лишено условностей. Представлен монастырский неповрежденный перестройками комплекс сооружений во главе с соборным храмом Воскресения Христова. В правом нижнем углу иконы помещен преподобный Кирилл со свитком в руке, обращенный к благословляющему его и обитель Христу. На плечах преподобного опущенная схима, правая рука прижата к груди. Черты лика преподобного еще тяготеют к первообразу6.

Территория монастыря ограждена деревянными стенами с четырьмя четырехгранными шатровыми башнями по углам. В средине северного прясла стены - проездные ворота в такой же башне, В центре монастыря расположен каменный Воскресенский собор, воздвигнутый в 1649-1652 годах по обету и на средства боярина Бориса Ивановича Морозова. К южному фасаду собора примыкает построенный в 1652 году придельный храм в честь преподобного Кирилла7, бывший первым храмом подобного наименования, сооруженным сразу же после обретения мощей еще до официальной канонизации. И собор и придел завершены каменными шатрами: один - на приделе, три - на соборе, причем средний из них выше боковых. Такие завершения, обычные для храмов Поволжья, Москвы и близких к ним земель, для северного монастырского храмостроительства явление редкое. Не исключено, что соборный храм строили приглашенные Морозовым московские мастера. Самыми ближайшими аналогами являются Успенская церковь Алексеевского монастыря в городе Угличе и церковь Одигитрии в городе Вязьме. Именно у них средний шатер выше остальных.8

Кровля собора Воскресения - двухскатная, а на плоскости западного фасада, разделенного на два прясла мощными лопатками, над карнизом расположены закомары. К северному фасаду собора и западному придела примыкает крытая на один скат галерея, равномерно разделенная лопатками на прясла. В завершении каждого из них ложная закомара с килевидным архивольтом. На галерею ведут два входа - с севера и юга. К северному фасаду собора примыкает второй придельный храм в честь Святителя Николая, построенный еще в 1650 году в связку с собором. Но свое шатровое завершение он не сохранил, так как в 1781-1784 годах, при игумене Луке, над ним была надстроена колокольня в четыре яруса, со звоном во втором. Облик придела Святителя Николая неизвестен по другим иконографическим и архивным источникам и реконструируется по аналогии с Кирилловским приделом9.

Первые три яруса колокольни представляют убывающие кверху четверики с парными арочными проемами по фасадам второго и третьего ярусов, декорированными треугольными фронтончиками. Третий ярус завершается высоким четвериком с четырехскатной кровлей, барабаном и главою, выделенною желтым цветом, возможно вызолоченною. Не исключено, что это монументальное с элементами позднего барокко сооружение имело образцом колокольню Кирилло-Белозерского монастыря, построенную в 1759-1761 годах. Это единственное изображение, позднее полностью разобранной, старой монастырской колокольни.

Вдоль западной линии монастырской площади вытянулось здание трапезной палаты и братских келий с церковью Богородицы Одигитрии и Алексея человека Божия. Построен был этот комплекс в 1685 году на вклады царицы Прасковьи Федоровны и царевен Софьи и Марьи Алексеевны10. Здание церкви по композиционно-пространственному объему нетипично для местной храмовой архитектуры и скорее принадлежит московско-ярославской строительной традиции. Над карнизами западного и восточного фасадов тесно расположены на полочке но шесть кокошников с архивольтами, а южного и северного - по четыре. Венчает здание пятиглавие. С западной стороны к церкви примыкает трапезная палата - монументальное кирпичное сооружение с глубокими арочными окнами и треугольным фронтоном западного фасада. Наиболее близким к нему сооружением подобного рода можно отнести трапезные палаты Михайло-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей города Великого Устюга. Плоскость западного фасада разделена на два прясла мощными лопатками. К югу от трапезной продолжается здание старых братских келий с жилым вторым этажом и подсобными помещениями в первом. Изначальный вид трапезного комплекса неизвестен по другим источникам в такой полноте, на что указывала еще Императорская археологическая комиссия в начале XX века, когда встал вопрос о восстановлении здания после пожара 1906 года11. С южной стороны площади, напротив Кирилловского придела располагалась небольшая бесстолпная церковь в честь Захарии и Елизаветы, построенная в 1742-1743 годах и увенчанная мощным барабаном с луковичной главой. В северо-восточном углу площади находилась построенная в 1768-1769 годах церковь в честь апостолов Петра и Павла - последнее по времени сооружение второго строительного этапа. По монастырской описи второй половины XVIII века в нижнем этаже храма были братские келий. С запада примкнули гостиничные келий, сооруженные в 1768 году. Высокий, прямоугольный в плане алтарь занимал более половины высоты восточного фасада храма. Это был единственный храм монастыря никогда не подвергавшийся переделкам и не пострадавший при пожаре 1906 года. По своему объему и композиции он близок архитектуре приходских храмов Белозерского уезда XVIII века. Несмотря на пожары 1711 и 1775 годов, уничтожившие дотла все деревянные постройки обители и повреждавших каменные - последние всегда восстанавливались в изначальном виде. Таким образом, указанная икона преподобного Кирилла Новозерского с видом монастыря, датируемая нами 80-ми годами XVIII века, позволяет представить Новозерский монастырь таким, каким он был до 90-х годов XVIII века, которые ознаменовались крупномасштабным каменным строительством и переделками фасадов и завершений зданий.

Элементы ансамбля монастыря того же времени представляет и икона преподобного Кирилла Новоезерского XIX века из коллекции Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева12. Сюжет ее имеет в основе возможно ранее существовавшие гравюры подобного рода. Преподобный Кирилл представлен стоящим посреди своей островной обители и благословляющим. В левой руке его свиток с надписью «Не скорбите убо братие". Здесь он уже старец в подряснике насыщенного охристого цвета, опущенной на плечи схиме и в полумантии. Собор Воскресения Христова дан условно, а справа от фигуры Кирилла - трапезная с церковью, показанная как бы в развертке. С западного и северного фасадов примыкает крытая галерея со входом, имеющим килевидный портал в завершении. Это позволяет полностью реконструировать облик исчезнувшего ныне сооружения XVII века. По окружности Красного острова расположено десять келий, а на другом берегу Нов-озера стоит каменная часовня стройных пропорций типа «восьмерик на восьмерике", поставленная на месте беседы преподобного Кирилла со старцем Никифором, посланником преподобного Александра Свирского, на том месте, где их «осиял чудный свет"13. Деревянную часовню, посвященную Тихвинской иконе Богоматери, сменила каменная церковь того же имени, построенная в 1832-1836 годах. Эта, хотя и поздняя, икона дает представление о главных монастырских святынях, изображенных достаточно выразительно и тщательно.

Миниатюра титульного листа Жития преподобного Кирилла 1804 года, иллюминованная акварелью, представляет уже сложившийся монастырский ансамбль строений, каким он был с 1799-го по 1906 год. Этому изображению близка икона преподобного Кирилла с видом монастыря из собрания Кирилло-Белозерского музея, датируемая нами первой четвертью XIX века, опубликованная в альманахе «Памятники Отечества. Северная Фиваида", М., 1994, С. 44. Указанная там датировка XVIII веком представляется неверной, поскольку не отражает истинной специфики монастырского храмоздательства.

Третий этап строительства в обители заключен в границах 1799-1906 годов, Именно в это время начинается обширное каменное строительство и множественные перестройки, связанные с деятельностью нового игумена (затем первого архимандрита) Феофана Соколова, переведенного из Николо-Моденского монастыря Устюженского уезда14. Автор «Истории Российской иерархии» архимандрит Амвросий Орнатский отмечает: "... все упомянутое строение с 1799 году переделано так, что и следов не можно узнать прежнего здания». Многие монастырские здания утратили свое первоначальное назначение.15

Центр монастырской площади на упомянутых миниатюре и иконе все так же занят Воскресенским собором, но уже в иной интерпретации. В 1799 году собор и Кирилловский придел были разобраны по окна, а Никольский придел со стоящей над ним колокольней - по фундамент. Растесаны оконные проемы и уничтожен фасадный декор, кровля сделана четырехскатной. Эффектное шатровое завершение уступило место высоким восьмигранным барабанам с ложными окнами и куполами барочного типа. Алтарные части собора и приделов были выведены на одну линию (что заметно на иконе середины XIX века из собрания ЧерМО). Скудный новый декор представлен карнизом и кокошниками на полочке сухого рисунка. Завершение приделов выполнено аналогично соборным.

Во всю длину западного фасада протянулась поместительная каменная галерея-паперть с отдельными входами в собор и приделы, оформленные трапециевидными в плане тамбурами с полукупольным покрытием. Цокольная часть их была отделана гранитом, отмеченным на миниатюре Жития коричнево-зеленоватым цветом, как бы покрытым мхом от постоянной озерной сырости.

Церковь Захарии и Елизаветы, расположенная к югу от собора, коренным образом перестроена. Над прежним четвериком XVII века надстроен в 1802 году восьмерик, увенчанный граненым барабаном с луковичной главой. Больничная палата уступила место братской трапезной с кухней, хлебнею и помещениями для служителей, таким образом, церковь из больничной превратилась в трапезную. Больничные палаты переместились в прежнюю трапезную. К западу от этой церкви поднялась новая монастырская колокольня, достроенная в 1801 году. В первом ее ярусе - четверике видны южные ворота, выводящие к гавани на берегу Красного острова. Четверик яруса звона прорезан арками, над ним - карниз и четверичок с кровлей и главой. С западной стороны примыкают двухэтажные келий с хозяйственными помещениями и мереженной палаткой на рыбном дворе. Значительно перестроена северная сторона монастырской площади. На своем месте и в первоначальном виде сохранилась лишь Петропавловская церковь, к которой с запада примыкает гостиница и двухэтажный корпус.

Древняя церковь Алексея человека Божия (придел Богородицы Одигитрии был вынесен на остров Сладкий, где было устроено братское кладбище) изменила свой вид. От XVII века остались только надстроенные стены четверика, Прежний свод и венчающее здание пятиглавие в 1798 году разобрали и завершение привели в соответствие с прочими храмами монастыря. Старая трапезная при ней стала больничными палатами и настоятельско-братским корпусом. Двухэтажное здание, замыкающее западную сторону площади, занимали рухлядная и братские келий. Монастырь был огражден все теми же деревянными стенами с башнями, что и в середине XVIII века.16

Еще одна икона, середины XIX века из собрания ЧерМО, представляет монастырь с восточной стороны. Изображение монастырского комплекса более схематично. Ограда монастыря уже каменная, сменившая деревянную в 1814 году. В ее линию входит шесть башен, завершенных шпилями. В центре восточного прясла стены, прямо на против алтарей собора, устроены Святые ворота, завершенные шатром и главой. От ворот на материк ведет деревянный мост на сваях без ограждения.

В таком виде Кирилло-Новозерский монастырь просуществовал до 1906 года, когда случился опустошительный пожар, уничтоживший завершения всех построек и частично их интерьеры, кроме Петропавловской церкви. Икона преподобного Кирилла, созданная вскоре после пожара, по «свежим следам», с видом обители и в ней самой, представляет ее обновленной. С 1906 годом связаны последние перестройки в монастыре.17

Четвертый сторительный этап умещается в небольшие границы 1906-1916 годов. Все поврежденные пожаром монастырские постройки были восстановлены по состоянию на XIX век (упомянутая выше икона 1916 года из частного собрания в городе Тотьме)18. Исключение составила лишь Алексеевская церковь, сгоревшее завершение которой заменили двухскатной кровлей, завершенной трехглавием. Но и оно оказалось недолговечным, поскольку церковь получила такое же завершение, как и другие храмы обители - в виде восьмерика с главкой на высоком восьмигранном барабане. Таким полностью отстроенным предстает монастырь и на фотографии 1916 года.

Состав упомянутого комплекса иконографических и архивных источников позволяет проследить, как в течение трех столетий изменялся облик этого исключительного по своей красоте архитектурного ансамбля. Представляется возможным реконструировать графически все строительные этапы. Кирилло-Новозерский монастырь после его закрытия в 1928 году был активно разрушаем; многое утрачено. Лишь небольшая часть его ценностей сохранена в музеях. Возрождение монашеской жизни было бы вполне закономерным и оправданным событием.


Примечания:

1 Чудо первое преподобного отца Кирилла Белаго: о прихождении монаха Никифора, посланного от Александра Свирскаго// Житие Кирилла Новоезерскаго. Собрание рукописей ЧерМО. 1804, с. 46.

2 Чудо шестое преподобнаго отца Кирилла Новоезерскаго о жене, оком болевшей// Там же. С. 65.

3 Преподобный Кирилл Новоезерский// Сошествие во ад. Хоругвь. 1678 год. Штоф, холст, лицевое золотое шитье. Реставрация ВХНРЦ 1987 года. Реставратор Белякова А.Н. 382/ 1. Собрание ЧерМО.

4 Житие преподобного и богоносного отца нашего Кирилла игумена, Новоезерского чудотворца. Кириллов. 1905, с. 9.

5 Краткий исторический очерк Кирилло-Новоезерского монастыря Новгородской губернии Белозерского уезда// Новгородские епархиальные ведомости. 1916. 38. С. 7.

6 Икона "Преподобный Кирилл Новоезерский в предстоянии» 80-е годы XVIII века. Дерево, левкас, масло. 30x24. Находилась в Воскресенском соборе города Череповца.

7 Краткий исторический очерк..., с. 22.

8 Косточкин В. Древнерусские города. М., 1972, с, 180, с. 297.

9 Краткий исторический очерк..., с. 23.

10 Краткий исторический очерк...., с. 20.

11 Известия Императорской археологической комиссии. Выпуск 31. СПб. , 1909, с. 11-13.

12 Тарасенко Л. Пять икон костромских святых// Глаголы жизни. Православный журнал. М. , 1992. С. 34.

13 Житие... Кириллов, 1905, с. 11-12.

14 Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова-Новоезерского монастыря. СПб. , 1862, с. 31.

15 Амвросий, архимандрит. История Российской иерархии. М., 1812. Ч. IV. С 511. Икона «Преподобный Кирилл Новозерский в предстоянии". Середина XIX века. Дерево, левкас, темпера. 13x17. Поступила из Старого музея города Череповца. 655/ 13. Собрание ЧерМО. Икона «Преподобный Кирилл Новоезерский». Конец XIX века. Дерево, левкас, темпера. 13x6,5. СПб. Частное собрание. Воспроизведение миниатюры из Жития 1804 г., см. Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М.; 1995, с. 47.

16 Архимандрит Феофан... С. 31.

17 Краткий исторический очерк... С. 23-24.

Храмам монастыря аналогичны церкви города Белозерска: Покрова Пресвятой богородицы 1740-1750 гг., Параскевы Пятницы 1791-1795 гг., Петра и Павла 80-е гг. XVIII века.

18 Икона «Преподобный Кирилл Новоезерский в предстоянии». 1916 год. Дерево, левкас, темпера. 24x18. Частное собрание, город Тотьма.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group