Дела святейшаго Никона патриарха,
паче же рещи чудеса врачебная
Чтения в Обществе истории и российских древностей.
Книга 1, 1887 год
огласно определению большого Московского Собора от 21 декабря 1666 года патриарх Никон был привезен в Ферапонтов монастырь. Заключение в монастыре, в котором узнику были отведены больничные братские кельи, "смрадные и закоптелые", было до того тяжко, что лица, добровольно поехавшие в патриархом Никоном в ссылку, вернулись обратно в Москву. Суровое и жестокое обращение с патриархом Никоном продолжалось почти до лета 1672 года, когда ему был дозволен свободный выход из келий и даже разрешено совершать прогулки по окрестностям Ферапонтова монастыря. С этого же времени расширяется круг деятельности бывшего патриарха, которая теперь обращается, в основном, на лечение приходивших к нему больных. Никон читает над ними молитвы, помазывает их освященным маслом, дает им разные лекарства, и больные получают выздоровление. Его помощь больным становится известно в народе, закрепляет за ним славу доброго целителя и привлекает к нему массу больных из окрестных мест, мужчин и женщин, человек по сорок и более. Это большое стечение больных привело даже патриарха Никона к столкновению с монастырскими властями. 4 февраля 1673 года Никон прислал приставу Шайсупову жалобу на игумена Афанасия, в которой, между прочим, писал: "Приезжают и приходят к нему (Никону) болящие, всякими болезнями одержимые, для исцеления; и от его молитв и от помазывания освященным маслом и от лекарств исцеления получают. И тем болящим доводится быть в келье до исцеления безотходно дня по два, и по три, и по четыре и по неделе. Никон просил игумена, чтобы для тех болящих, которые у него пребывают, и к которым он, Никон, должен приходить, игумен освободил особую келью, потому что у него, Никона, свои кельи тесны и сами, де, с нуждою пребывают, но игумен Афанасий в том ему отказал".
Один из келейных старцев Никона, диакон Мардарий, в бытность в Москве покупал Никону "для лекарства деревянное масло, росной ладан, скипидар, траву чечуй, целебиху, зверобой, нашатырь, квасцы, купорос, камфару и камень безуй. А как Никон, - говорил он впоследствии, - соединял эти травы и составлял из них лекарства, как он помазывал болящих, того он (Мардарий) не видал. А больные мужчины и женщины с детьми приходили часто, и он (Мардарий), по приказу Никона, приводил их к нему в крестовую келью и много раз видал, как Никон над больными читал молитвы по Требнику; он приносил ему в это время кадило и свечи, а ничего худого никогда не замечал и кроме больничных никто из зазорных лиц к нему не приходил". Приставам и царским послам, а впоследствии и судьям, Никон так говорил о своем лечении: "Являлся, де, ему, Никону, Христос часто в церкви тем образом, как пишется на иконе, и подал, де, ему благодать чаши лекарственной; и он, де, по тому явлению и по благодати неисчерпаемой чаши лекарственной исцелял и от того его лекарства Бог от болезней многих людей избавлял, а больше того его никто лекарству не учивал".
Оправдываясь от тех обвинений, которые возводили на него по поводу его лечения, патрарх Никон говорил: "У тех, де, людей он лечил больные места, помазывал маслом и говорил над ними молитвы, и от этого его лекарства милость Божия и исцеление многим людям бывало, а про то он не слыхал, чтоб от его лекарства кто умер. Девка, де, и малой к немк приходили больные, одержимы были нечистым духом, и он говорил над ними молитвы: и девка, де, от той болезни умре, а не от его опойства и лекарства, а он, де, той девке никаких напитков не давал... Больных, де, женок и девок до стыдных мест не обнажал и эти места сам не помазывал, а давал им те больные места мазать самим и говорил, де, молитвы над ними. А Ивашко Иванов, который на него извещал, сам к нему, Никону, приходил и сказывал на себе болезнь – что приходят к нему беси; и он, де, его маслом помазывал; и Ивашко после помазыванья ему, Никону, сказывал, что та болезнь потом у него миновалась. А при князе Самойле Шайсунове для лекарства к нему хаживали, и он, князь Самойло, для лекарства и милостыни к нему ходить всяким людям не заповедывал; а только был, де, от него, Самойла, заказ, а к себе он никого не пущал. А как, де, Иван Ододуров (29 марта 1676 года) приехал и не велел ему к себе никого пускать, то он с того времени никому к себе ходить не велел. В крестовой, де, келье он, Никон, над болящими молитвы говорил и маслом помазывал"...
Впоследствии следственным властям, посланным Собором 1676 года, между прочим велено было "все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, мази сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось".
Когда в Ферапонтове монастыре был (в ноябре 1673 года, апреле 1674 года и январе 1675 года, но в которое из посещений – неизвестно) царский посол Козьма Лопухин, он расспрашивал Никона о лечении больных. О своем лечении Никон писал царю Алексею Михайловичу и "прислал роспись, что он излечил мужеска полу и женска и девок много число", каковая роспись исцеленных патриархом Никоном лиц сохранилась до нашего времени в Петербургском Государственном архиве.
Помещаемый далее документ относится именно к этому периоду лечения больных: это подробные записи об исцелениях патриархом Никоном в Ферапонтове монастыре разных лиц от различных болезней. В этих записях упоминаются не только имена выздоровевших лиц, но и их звания, время исцеления, бывшая болезнь и пр. Записи начинаются с 7181 года и кончаются 7184 годом. В 7181 году записаны только четыре случая исцеления, но в 7182 году уже пятьдесят один и почти столько же в 7183 и 7184 годах. Всех исцеленных значится сто тридцать два человека, из них шестьдесят восемь мужчин, пятьдесят три женщины и одиннадцать младенцев. По сословиям большинство исцеленных происходило из крестьян (до восьмидесяти человек), но были лица из торговых и посадских людей, боярских детей и дворян, из духовных (среди них два приходских священника). Большинство больных было из Белоезерского края; но встречаются лица и из Вологды, Заонежья, Ярославля, Костромы, Москвы, Твери, Новгорода. Точно так же разнообразны и болезни, от которых излечивал Никон: падучая (38 случаев), страхование от бесов (15), забывчивость, мнительность, безумие (13), порча (3), черная болезнь (12), галическая (11), расслабление членов (10), волосатик (3), трясавица и гнетеница (6), слепота (3); по одному случаю исцеления горбатой, от зубной боли, кровотечения, килы, тайной болезни; младенцы исцелялись от зыбашника.
Настоящие записи об исцелениях обыкновенно встречаются в числе приложений к Житию патриарха Никона, составленному Шушериным, но встречаются очень редко. Из девятнадцати известных нам списков приложений к Житию имеются следующие: в Воскресенском монастыре № 129 (174), 130, 131, 132 (175); Соловецком монастыре 674 (234), 675 (235); А.Хлудова (в Николаевском монастыре) № 211; в Румянцевском музее № 1534 (Беляева), 174 (Румянцева), 394, 270 (Большакова), Ундольского № 415, 416, 1164; Царского № 119, 120, 684; в Археологическом музее при Киевской Духовной Академии № 213; в Императорской публичной библиотеке q.1, № 612, и в четырех рукописях: 1) в Воскресенском монастыре рукопись № 129 и 132; 2) Ундольского № 415 и 3) в Императорской публичной библиотеке (из собрания Толстого) q.1, № 612. Кроме того, в Воскресенском монастыре запись исцелений находится отдельно от Жития Никона в виде тетради в лист (писано в начале XIX века) со следующей пометой на обороте первого листа ее: "Тетрадь сию хранить в библиотеке монастырской, из коей без ведома моего оной ни для чтения, ни для переписки никому не давать. 8 июля 1827 года. Воскресенский архимандрит и кавалер Аполлос".
Все эти списки, кроме списка Публичной библиотеки, у нас были во время работы. "Дела, паче же рещи чудеса" патриарха Никона издаются по списку Ундольского, как более исправному; из рукописей Воскресенского монастыря приводятся разночтения в некоторых случаях. В приложениях помещены рассказы о видениях патриарха Никона и исцелениях, бывших в последнее время у гроба.
Сергий Белокуров, професор Московской Духовной Академии
Дела святейшаго Никона патриарха, паче же рещи чудеса врачебная,
яже соделающе жив сый, бе в изгнании в Ферапонтове и в Кириллове монастырях
вятейший Никон, Божией милостью патриарх, будучи во изгнании в предреченных монастырях, креплящеся духом благодати, веселящеся, яко сподобися за ревность Божию изгнание претерпети. К сему же видя себе от прежде бывших многих смущений и трудов упражднена, ни о чесом же ином паки печашеся, яко еже не быти праздну, ведая бо яко праздность всякому злу вина бывает. Сего ради нача пребывати в молитвах и постех и трудех непрестанных, яко же писания в житии его являют, Бога взыскати паче возлюби, на врага же диавола зело гневатися, к человеком же Божию, еже есть ко ближнему по заповеди любовию прилежати, благодаря во всех, елико возмогаше, паче же всего ко оскорбленным и бедствующим и страждующим от духов нечистых и различных болезней изнемогающим: по обыкновенному своему снисхождению о целбах их промысл творяще, не иными же киими лекарствы надеяшася уврачевати, точию, духовен сый врач, духовная и былия употребляше, яже есть молитвы, от святых отец преданные, над бедствующими и беснующими прочитавше и честным крестом знаменуя и святою водою кропляя и маслом святым помазуя, премногих исцели, и ихже число и различие недугов и какова кто чина и от коей страны и веси и в какая времена таковая чудотворения врачевства содеяшася, вся сия вкратце обретается в книге сей; писана сице.
В 7181 году:
1. Вологодского уезда, вотчины Кириллова монастыря, деревни Ортюкинской, крестьянина Григорья Игнатьева жена Улияна, Иванова дочь, болела ногой, которая от колена вниз гнила, и смрад лют шел и волосатик был; помазана маслом и благодатью Божией исцеле и бысть здрава.
2. Ферапонтова монастыря, деревни Захарьина, вдова Феодоровская, жена Агрипена Осипова, больна ногой; исцеле молитвами преподобного.
3. Кириллова монастыря, села Рукинского, деревни Дунина, крестьянина Тимофея Семенова жена Екатерина, Григорьева дочь, была расслаблена, не владела всеми уды; здрава стала.
4. Кириллова же монастыря, села Волоцкого, деревни Шовницына, крестьянина Самуила Вохромеева жена Фекла болела рукой, в которой волосатик был; абие вышел и рука зажила.
В 7182 году:
5. Сентября в 10 день. Белоезерского уезда, поместья Куприана Ошушкова, села Влохова, попа Иоанна Ефремова попадья Марфа Данилова была больна два года падучей болезнью; и Божией милостью здрава стала.
6. Игнатья Башкова из Дитятева Калинина жена Ксения слепа была семь лет, по воле Божией; видеть стала молитвами преподобного.
7. Декабря в 17 день. Вологодского уезда, Саимской волости, сельца Нескова, помещик Савва Иванов, сын Лихарев, нутром болен был семь лет; стал здрав.
8. Того же Белоезерского уезда, Александра митрополитова крестьянин Данило болен был четыре года падучей болезнью; стал здрав.
9. Кириллова монастыря работник Харитон болен четыре года порченой болезнью, приходил к Никону патриарху; благодатью Божией здрав стал.
10. Того же Кириллова монастыря дворового человека квасовара жена была падучей болезнью одержима; здрава стала.
11. Того же Кириллова монастыря рыболова жена болела падучей болезнью; здрава стала.
12. Того же Кириллова монастыря портного мастера дочь девка болела той же болезнью; здрава стала.
13. Декабря в 6 день. Белоезерского уезда, Лупсарской волости, Архангельского села поп Трофим Иванов болел внутренней болезнью; здрав стал.
14. Того же числа реки. Вотчины Воскресенского монастыря, села Богословского, крестьянин Трофим приходил с сыном своим Матфеем в Ферапонтов монастырь; болезнь его страхование велие от диавола. Молитвы сотворены над ним и отъиде здрав восвояси.
15. Есюмской волости, поместья Иоанна Феодорова, сына Полтева крестьянка рукой не владела правой; стала здрава.
16. Января в 9 день. Белоезерского уезда, Иванческой волости, деревни Тщанова, крестьянина Иоаннова жена Павлова Маремьяна падучей болезнью была одержима; здрава стала.
17. Января в 10 день. Белоезерского же уезда, прихода Рождества Богородицы, деревни Черноморскова, крестьянина Кирилла Спиридонова, жена Анна Борисова, дочь болела забытной болезнью и с дщерью Ефросинией быша здравы.
18. Заболовской волости крестьянин Илья Борисов болен был забытной болезнью; и исцеле.
19. Ферапонтова монастыря, деревни Ливинской, крестьянина Осипа Филипьева жена Праскевия Зиновьева была расслаблена; стала здрава.
20. Григория Овцына из-за Кубенского озера крестьянка была немощна и болезнь ее сицева: до чего прикоснется и то все мнела быти погано, и того ради своими руками не пила, не ела, все люди кормили и ничего не делала: сама не пекла, не варила; молитвами святейшего Никона бысть здрава.
21. Вотчины Ферапонтова монастыря, деревни Белоусова, крестьянина Самуила Никифорова дочь, девка Марфа больна была: страшилась и бесов видела; здрава стала.
22. Января в 12 день. Чаронского округа, Пунемской волости, деревни Андреевской, крестьянина Иоанна Петрова жена Федосья Емельянова была расслаблена; здрава стала.
23. Кирилловской вотчины Старые Ерги, деревни Сувровы, крестьянина Федора Иоаннова жена болела: страх был велий; и от сего исцеле.
24. Января в 22 день. Кирилловской вотчины, деревни Дымкова, крестьянин Павел Кондратьев болен был падучей болезнью по ночам; исцеле и бысть здрав.
25. Вологодского уезда, села Стрелкова, деревни Григорья Шишкина, крестьянин Афанасий Марков болен падучей болезнью девять лет; здрав стал.
26. Февраля в 15 день. Белоезерского уезда, Новоезерского монастыря, Сучкова стана, Анпопалской волости, прихода Покрова Богородицы, деревни Карповы, крестьянин Иуда Иудин болен падучей болезнью; и, от сея свободився, здрав восвояси отъиде.
27. Февраля в 19 день. Ухтумской волости, Вологодского уезда, Ильинского прихода, деревни Яхомовы, крестьянина Филиппа Иоаннова сына жена Ефросиния больна была черной болезнью лет тридцать; и исцелела.
28. Февраля в 20 день. С Вологды, Троицкой слободы Никольского собора посадского человека Максима Панфилова сына Клушина сын его Лазарь болен был падучей болезнью; и сей такожде исцелел.
29. Марта в 4 день. Костромского уезда, Угорского яра, бобыль Иоанн Михайлов болен был падучей болезнью; исцелел, отъиде.
30. Марта в 11 день. Кириллова монастыря, Романовской слоюодки, деревни Паштонкова, крестьянин Савва Леонтьев болел падучей болезнью пять лет; здравие получив, отъиде.
31. Марта в 16 день. С Котюгии, от Ильи пророка, бобыль Георгий страдал болезнью сицевой: страх был на нем великий; и молитвами святейшего патриарха здрав бысть.
32. Той же волости деревни Ловы крестьянин Иоанн Нестеров страдал падучей болезнью семь лет; и, исцеление получив, отъиде.
33. Марта в 20 день. Белоезерского уезда, деревни Панфилковы, крестьянина Антона Павлова жена Федора, Трифонова дочь, больна была галической болезнью; здрава стала.
34. Марта в 22 день. Вологодского уезда, волости Корни, деревни Есихина, крестьянина Семена Васильева жена Матрена, Тимофеева дочь, больна была галической болезнью; здрава стала.
35. Саимской волости, деревни Афонасьевы, крестьянина Иоанна кузнеца жена Улияна галической болезнью одержима была; здравие получила.
36. Марта в 30 день. Слоботской волости, деревни Арихтовы, крестьянина Павла Артемьева, сын его Иоанн болен был падучей болезнью и, исцелев, отъиде.
37. Апреля в 1 день. Березенской волости, Петро-Павловского прихода, деревни Баландина, крестьянин Никифор болен был падучей болезнью; здрав стал.
38. Апреля в 3 день. Зиямы, крестьянский сын Михаило болен был падучей болезнью; исцелел.
39. Из Заболотья крестьянский сын Потап тем же недугом болен был; исцелел.
40. Кириллова монастыря, Уломской волости, деревни Дымковы, крестьянин Павел Кондратьев болен был черной болезнью; и молитвы говорены над ним, здрав стал и исцелел.
41. Апреля в 30 день. Князя Самуила Шейсунова раба девка Анна болела забытной болезнью; молитвы говорены, здрава стала.
42. Май в 13 день. Волости Сурской, деревни Сарки, крестьянина Никиты Семенова, жена Мария Прохорова, дочь больна была черной болезнью; здрава стала.
43. Волости Колначевской, Петровского прихода, деревни Демидова, крестьянина Козьмы Архипова жена Соломия, Козмина дочь, болела волосатиком; исцелела.
44. Белоезерского уезда, волости Кулигии, деревни Агеевы, крестьянин Герасим Гаврилов без ума был, исцелел.
45. Кириллова монастыря, Великого села, деревни Дуровы, крестьянин Еремей Игнатьев испорчен был (ускоплен) и молитвами блаженного здрав стал.
46. Саржской волости, деревни Жогова, у крестьянина Стефана Валутина работника Клима Никифорова была кила привязана; молитвы говорены, стал здрав.
47. Июля в 10 день. Вологодского уезда, Уголской волости, деревни Левова, помещик Григорий Федоров, сын Свиязев, болен был падучей болезнью; и исцелел.
48. Сороковской волости, Кнутова сына боярского Алимпия Одухтина дворовая женщина Ксения Попова, дочь Мартынова, жена Матвеева, болела некоторой (черной) болезнью; здрава стала.
49. Июля в 21 день. Со взвозу крестьянский сын именем Иоанн, болев падучей болезнью, исцелел.
50. Вологодского уезда из Троечины, Ухтомского погоста, деревни Хоршики, старица Анисья больна была падучей болезнью пятнадцать лет; здрава стала.
51. Из Пошехонского уезда, села Любца, крестьянина Федора Пахомиева, жена Ирина Клементьева, дочь больна была, руками не владела; здрава стала.
52. Из города Вятки купца Хлынова посадский человек Никита Васильев Суцов ногой болел два года; здрав стал.
53. Из Шуйского села крестьянин Иоанн Алексеев болен был ногой два года; здрав стал.
54. Августа в 19 день. Белоезерского уезда помещик Ирдомской волости, села Борисоглебского, Никифор Петров, сын Микулин, болен был зубами; здрав стал.
55. Галицкого уезда от Соли крестьянина Саввы Иванова сын болен был падучей болезнью; исцелел.
В 7183 году:
56. Сентября в 30 день. С Вологды, села Фрязина, крестьянина Семена Яковлева, жена Анисия, Дементьева дочь, больна была галической болезнью; и молитвами и кроплением святейшего здрава стала.
57. Октября в 8 день. Города Твери посадский человек Даниил болен был падучей болезнью; здрав стал.
58. С Сытколского женщина Екатерина была больна галической болезнью; здрава стала.
59. Октября в 28 день. Надпорожской волости, села Покровского, крестьянина Харитона Стефанова дочь, девица Феодосия, больна была падучей болезнью; здрава стала.
60. Ноября в 8 день. Кирилловской волости, деревни Шертина, крестьянина Артемия Семенова, сына Тетерина, жена Фекла, Исаакова дочь, кровоточива была; здрава стала.
61. Декабря в 22 день. Из Пешехонья, сын боярский Никифор Филиппов, сын Наурин, привозил жену свою Ксению, Елизарьева дочь, а она одержима была болезнью галической; здравие получи и отъиде.
62. Января в 4 день. Чаронского округа, Вещезерской волости, Петровского прихода, Шобунинской деревни, крестьянина Иоаникия Кирнякова, сын его Иеремий страхом одержим бысть велиим, бесов видел и душили его; и молитвами святейшего Никона здрав стал.
63. Ферапонтова монастыря, служка Иван Кривозубов болен был, бесовский шум слышал и хотели задушить; молитвы говорены, стал здрав.
64. Из-под Вологды же, сын боярский Василий Вараксин болен был галической болезнью; здрав стал.
65. Января в 14 день. Итколской волости, прихода Рождества Богородицы, диачка Василия Федотова жена Мариамна, Авксентиева дочь, больна была изумлением и страшилась; молитвы говорены, здрава стала.
66. Государевой дворцовой волости, с Бору, крестьянка Васса больна была черной болезнью; здрава стала.
67. Из-под Вологды, Масленой волости, боярская крестьянка Ксения, литовка родом, болела галической болезнью; стала здрава.
68. Января в 15 день. Вологодского уезда, Кузмерской волости, деревни Афилихи, Фроловского прихода, крестьянин Андрев Вохрамеев болен был падучей болезнью; абие исцелел.
69. Января в 20 день. Белоезерского уезда, из Озадков, Федора Яковлева жена Анна, Никифорова дочь, больна была забытной болезнью, а по ночам находило и давило; молитвы говорены и бысть здрава.
70. Из Череповца, прихода Спаскова, деревни Вартовские, крестьянин Евстафий иродионов болен был черной болезнью; здрав бысть.
71. С Бору, с погоста, крестьянка Васса болела падучей болезнью; здрава стала (см. № 66).
72. Из Новгорода Великого, с Коржавы улицы, рыбак Флор Зиновьев болен был падучей болезнью; исцелел и стал здрав.
73. Января в 22 день. Белоезерца Игнатия Башковского дочь, отроковица Марья, больна была: по ночам не спала, демон давил; молитвы над нею говорены, стала здрава.
74. Февраля во 2 день. Из Пешехонья, из Любца, Василия Башмакова крестьянка Федосья одержима была бесом, не говорила, не молилась и не крестилась, изломана от демона была; молитвы говорены, бысть здрава.
75. Из Вологодского уезда, вотчины боярина Петра Васильевича Шереметьева, крестьянин Андрей болен был: изумлялся на всяк день и трясся; молитвы говорены и здрав стал.
76. Ярославского уезда села Прозоровского, Прозоровских князей крестьянин Федор болен был падучей болезнью; стал здрав.
77. Из Москвы, от Георгия, меж Никитской и Тверской улиц, из богадельни Никиты священника, казенный стрелец Иоанн болел галической болезнью; и исцелел.
78. Февраля в 10 день. Из Вологды, с Калашной улицы, торговый человек Тимофей Пантелеев, сын Суханов, изумлен был; молитвы говорены над ним, стал здрав.
79. Из-под Кириллова, Новой слободы, портного мастера Никиты Денисова, сына Грязевского, жена Акилина Панкратьева больна была: безумствовала и того ради пострижена, переименована Антонина; здрава стала.
80. Февраля в 20 день. Из-за Онежья, Мещерского погоста, деревни Слема, крестьянина Семена Федорова, сын Иоанн болен был падучей болезнью, сый десяти лет; молитвы говорены и помазан елеем, здрав стал.
81. Марта во 2 день. С Устюги, из Троицкого прихода, князя Иоанна Масальского крестьянина Афанасия Никифорова сын Григорий болен падучей болезнью; и бысть здрав.
82. Мартс в 14 день. Белоезерского уезда, Шунского стана, Георгиевского прихода, деревни Кузминского, князя Федорова Еленкова крестьянин Иоаким Митрофанов был болен черной болезнью; исцелел и стал свободен от нее.
83. Ярославского уезда, села Глебовского, головы Юрия Лутоксина крестьянская дочь девка Анастасья Антопиева была больна, пять лет в безумстве была и не говорила ни с кем; молитвы говорены, стала здрава.
84. Марта в 13 день. Вологодского уезда, Курозерской волости, Флоровского прихода, вотчины Иоанна Кондырева, деревни Борсинской, крестьянин Ефрем Назарев был болен: сонного било падучей болезнью; и бысть здрав.
85. Марта в 29 день. Вологодского уезда, волости Томаши, Введенского прихода, деревни Подъгорья, Афанасия Кастюрина, крестьянина, Татиана, Аникиева дочь, больна была падучей болезнью; стала здрава.
86. Марта в 30 день. Вологодского старого села Никольского, говорены молитвы над Ивановым человеком Кондырева, над Ермолаем Иевлевым, а он был болен бесовским насильством; и бысть здрав.
87. Марта в 10 день. Ярославского уезда, села Давыдкова, деревни Матренцова, крестьянин Иван Федоров болен был черной болезнью; здрав стал.
88. Апреля во 2 день. Корнилиева монастыря прислан приспешник Данило, трясовицей заболел; молитвы читаны, здрав стал.
89. Мая в 9 день. Прилуцкого монастыря, с Вологды, прислан повар Василий Измаилов в ума исступлении; молитвы говорены, стал здрав.
90. Июня в 12 день. Белосельского уезда, села Любца, государева крестьянина кузнеца Иосифа Наумова, сына Кожевникова, жена его, Марфа Исаева, была изумлена, дралась и билась; молитвы говорены, здравие от того получила.
91. Из Пешехонья, Любенской волости, из Городища, крестьянина Семена Полуехтова его родственник Андрей Васильев изумлен был и стал здрав.
92. Августа в 14 день. Костромской волости, деревни Зуевской, крестьянин Козьма Леонтьев болен был, ухващаем от демонов от юности; молитвой святейшего здрав стал.
93. Августа в 29 день. Кириллова монастыря, с волоку деревни Кудрина, крестьянин Афанасий Пантелеймонов трясавицей болен был; здрав стал.
94. Кириллова монастыря, села Колкача, деревни Чиркова, крестьянина Евсевия Стефанова жена Антонида, Сидорова дочь, болела черной болезнью; здрава стала.
В 7184 году:
95. Октября в 1 день. Города Костромы, с посада церкви Космы и Дамиана, что в Кузнецах, поп Андрей Стефанов испорчен был, не можно службы святыя служити и Евангелие чести, страх на нем велий был; молитвы говорены над ним и маслом святым помазан, здрав стал.
96. Ноября в 24 день. Из Мелны (из Кемы) Иоанна Дементьева девка Ефросиния Леонтьева болела падучей болезнью; молитвы говорены, здрава стала.
97. Ноября в 27 день. Белоезерского уезда, Троицкого монастыря с устья Шексны реки, Заболоцкой волости, прихода Рождества Богородицы, деревни Рыхлины, крестьянин Илья Борисов болен падучей болезнью; здрав стал.
98. Декабря в 8 день. Новгородского уезда, Любатинской волости, деревни Нестрелова, крестьянина Алексия Нестерова сына жена Параскевия, Зотова дочь, болела падучей болезнью; здрава стала.
99. Того ж Любатинского погоста, деревни Слудни, крестьянин Никифор Иудин болел черной болезнью; здрав стал.
100. Декабря в 21 день. Троицкого монастыря с устья Шексны реки, из Заболотья, села Шекина, крестьянин Петр Андреев болен черной болезнью; молитвы говорены, здрав стал.
101. Января в 15 день. Кирилловской вотчины, Покровского прихода, деревни Завуломского, крестьянина Стефана Семенова сын Иван болен был падучей болезнью; молитвы говорены, здрав стал.
102. Января в 17 день. Ферапонтова монастыря, деревни Бяковского, крестьянина Артемия Игнатьева сын Петр болен был: демон в нем был; свободився и здрав бысть.
103. Января в 20 день. Белоезерского уезда, с устья Шексны реки Кириллова монастыря, села Великовелья, крестьянин Тарасий Иосифов болен был трясавицей, распух, что бочка; молитвы говорены, стал здрав.
104. Бывшего крестьянина той же вотчины старосты Феофила Алексиева внучок Иван болен гнетеницей; молитвы говорены, стал здрав.
105. Января в 21 день. Белоезерского уезда, Заболоцкой волости, деревни Новой, крестьянина Федора Иевлева сын Гавриил болен падучей болезнью; и молитвами святейшего стал здрав.
106. Января в 31 день. Из Каргополя, Никольского диакона диаконица Мария, Герасимова дочь, была больна, горбата, не могла ни ходить, ни сидеть два года, а стала здрава.
107. Февраля в 25 день. С Ваги, Верховавского посада, диачок земской Афанасий Елизарьев, сын Безсонова, болел падучей болезнью; молитвы говорены, бысть здрав.
108. Февраля в 26 день. Вологодского уезда, Никольского погоста, деревни Якишилова, крестьянина Анфима Артемьева дочь, девочка Гликерия, больна была падучей болезнью; молитвы говорены, здрава стала.
109. Февраля в 28 день. Новгородского уезда, Бежецкой пятины, Белоезерской половины, Вхонского погоста, сельца Огомонова, Иван Васильев, сын Мусин-Пушкин, изумлен был; молитвы говорены, стал здрав.
110. Марта в 4 день. Чаронского округа, из Шагли (Шангии), Феофиловой деревни, крестьянина Исаака жена Соломония больна была трясавицей; молитвы говорены, здрава стала.
111. Марта в 20 день. Белоезерского уезда, Чюжбоя погоста, церкви Рождества Богородицы, попа Павла Матфеева попадья Евдокия, Васильева дочь, больна была порчей галической; здрава стала.
112. Февраля в ... день. Ферапонтова монастыря, трудник Иаков тосковал, болел трясавицей; молитвы читаны над ним и стал здрав.
113. Марта в ... день. С Устюжны железной троицкий пономарь Емилиан Спиридонов был слеп; святым маслом помазаны очи, стал здрав.
114. С Устюжны же были посадские люди Григорий Ефимов, сын Пестов, да Яков Новиков, больны черной болезнью; молитвы говорены, стали здравы.
115. Да с ними же была девица слепа; стала видеть.
116. Да с Устюжны же был посадский человек Иван Фролов, болен был; стал здрав.
117. Из Суздаля, Покровского девичьего монастыря вотчины, Белоезерского уезда, села Ухтомы, крестьянина Семена Емельянова жена Дарья, Артемьева дочь, больна была тридцать лет галицкой болезнью, всякими голосами кричала; молитвы говорены и елеем святым помазана, здрава стала.
118. Из-за Белого озера сына боярского Ивана Патрекеева мучили бесы; молитвы говорены, стал здрав.
119. Города Вологодского некоторый человек ради пользы своей Федор, Волоцкой сын, приходил ко святейшему, а болезнь была – занимался проход и тем болел тяжко; помазан святым елеем, стал здрав.
120. Ферапонтова монастыря, из слободы, мужняя жена Ивана, Филиппова сына, приходила с младенцем, а на младенце болезнь была зыбошная, сиречь бесом мучим; молитвы говорены и помазан святым елеем, здрав стал.
121. Слуги Григория Бовина сына жена приходила с младенцем, а младенец болел, бесом мучим был; молитвы говорены и елеем помазан, стал здрав.
122. Слуги Дорофея Исаакова жена приходила с младенцем, а на младенце болезнь была зыбошная; стал здрав.
123. Портного швеца Ивана Черномора жена приходила с младенцем больным; молитвы говорены и помазан маслом; стал здрав.
124. Дьячка Василия Данилова жена приходила с больным младенцем, а на младенце болезнь была зыбошная; молитвы говорены и маслом помазан; стал здрав.
125. Дьячка Михаила Исаакова жена приходила с младенцем больным, которого бес мучил; молитвы читаны, маслом помазан; стал здрав.
126. Вдова Антонида приходила с дочерью малой, а в другой раз приходила с сыном малым, больными; молитвы говорены и маслом помазаны; стали здравы.
127. Повара Леонтия жена приходила с младенцем больным, а на младенце болезнь была зыбошная, сиречь бесом мучим; молитвы говорены и маслом помазан; стал здрав.
128. Истопника Никиты Никитина жена приходила с дочерью больной, бесом мучимой; молитвы говорены и елеем помазана; здрава стала.
129. Старосты Кирилла Тимофеева жена приходила с младенцем больным; молитвы говорены и елеем помазан; стал здрав.
|