Троицкий Устьшехонский монастырь
последнее время исследователи все больше внимания уделяют позднему русскому летописанию, в результате чего все отчетливее вырисовывается его широта и многогранность. Важное место в этом летописании занимают летописи местного характера, и в частности северные1. К числу последних относится и "Летописец Троицкого Устьшехонского монастыря".
Данный летописец не имеет характерной для летописей погодной канвы записей событий. Это - летописная повесть, рассказывающая о предыстории и начальной истории Троицкого Устьшехонского монастыря, первого в Белозерском крае, основанного, по преданию, князем Глебом Белозерским (1237-1278 гг.) в середине XIII в. у истоков Шексны (в летописце исток именуется устьем) из Белого озера. В конце XVI в. это небольшой монастырь, имевший около 60 дворов в Белозерском уезде. 2
Летописец небогат историческими известиями, но они представляют определенный интерес. В первую очередь, это сведения о создании и перестройках монастыря, его топографии. Основание монастыря датируется 1251 г. Дата возможная: в этом году Глеб, по летописным данным, прибыл из Ростова в свою белозерскую "отчину"3. Однако связь создания монастыря с исцелением сына Глеба Михаила - явный домысел: в 1251 г. Глебу было всего 14 лет, женился он лишь в 1257 г., а Михаил родился в 1263г.4
Важные сведения летописец содержит о местонахождении древнего г. Белоозера. Город находился "на усть (у истока - Ю. В.) Шексны-реки". Блестящим подтверждением этого известия явились раскопки древнего г. Белоозера Л. А, Голубевой, начатые в 1949 г. Раскопки показали, что город существовал с Х в.5 Исследователь полагает, что древнее Белоозеро было оставлено жителями после двух эпидемий чумы 1352 и 1363-1364 гг.6 Однако летописец отмечает, что город был перенесен через 200 лет после основания монастыря "вверх по Белуезеру от Шехонского устья 10 поприщ", т.е. на южный берег Белого озера, к западу от истока Шексны, где находится в настоящее время. Следовательно, по летописцу, белозерцы оставили старый город в середине - начале второй половины XV в. (1251-1278 гг. + 200 = 1451-1478 гг.). Видимо, возникновение нового Белоозера как города следует относить к 1350-1360-м годам. "Список городов дальних и ближних" конца XIV в. отмечает 2 города Белоозера, один из которых М. Н. Тихомиров ошибочно считал Устьшехонским7 . Ряд летописей отмечает, что в 1398 г. новгородцы "поидоша на Белоозеро, и взяша, и повоеваша, и пожгоша, и старый город Белоозерьский сожгоша, а из ыного городка вышедше воевода великаго князя з белозерцы, добиша челом"8. Следовательно, в конце XIV в. существовали как старый, так и новый город Белоозеро. Во 2-й половине XVI в. на месте старого Белоозера существовало сельцо Старое Городище9 .
Заслуживает внимания и объяснение смысла топонимов Белое озеро и река Шексна, данное в летописце.
Летописец составлен в начале XVII в. Сведения о церковном строительстве в монастыре заканчиваются 7 125-7 128 гг., т. е. 1617-1620 гг. 7 128-й год в летописце именуется нынешним. В литературе имеются указания на ряд списков летописца10, Мне известен лишь один список XVII в., находящийся в сборнике из собр. М. П. Погодина; Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. №1579. Л. 43-5011. На л. 43 владельческая запись скорописью XVII в.: "Сия книга Троицкого монастыря дьячка Петрушки Иванова, а нет до тые книги никому дела". Ниже поздним почерком: "О Троицком Усть-Шехонском монастыре". Далее с л. 43 об. идет текст летописца, публикуемого ниже. Начало статей в летописце дается тем же почерком (скорописью), кроме первой, в публикации они подчеркнуты для удобства чтения.
Ю. С. Васильев.
(л. 43 об) О зачале и о создании Троицкого монастыря, что на усть Шексны реки, иже первее стояше в Плеществе водном и в говоромели шума воды(?), рекомаго Бела озера за градом Белозером, от западныя страны, и в кое лето, и ким составися святая обитель сия.
Первие еже о сем; о нашестви Батыя царя на нашу Рускую землю в лето 6475 (1237 г. - Ю. В.}.
Господу Богу нашему праведным своим гневом наказующи нас за умножение (44 л.) грехов наших овогда гладом, овогда пожаром, иногда же нашествием инопле[ме]нных, Якоже сего попустих на Рускую землю безбожнаго царя и лукавнеиша паче всея земли иже отнюдь Бога неведуща, паче ж Богом незнаема бусорманския веры злаго и безчеловечнаго Батыя глаголемая, иже пройде многие грады пожигая и яко серпом пожиная человечество, яко огнь попаляя дубравы, неповиныя люди владеющих и владомыя, овыхъ убивая и инныхъ же в работу сущим с ним предавая. Тогда убо от благороднаго корени израстьшаго и во благочести воспитавшаго самодержца всеа Руския земли благовернаго князя Георгия Всеволодича убил, неповинную кровь пролиял на реце на Соте за Волгою и инных многих побил благоверных князей, а инных в плен сводил. Тогда же взял и сродника его благовернаго князя Василка Констянтиновича Ростовского. Он же, став пред ним, нечестие (л, 44 об.) его обличил исустную и безчеловечна, ина того именовал. И того ради от него мучением конец приял исповедованием венцем от Христа венчая.
Наследницы оттечеству его быша сынове его. Первы сын его восприим князь Борис Ростовское княжение, вторыи сын князь Глеб начал княжити на Белеозере на Вологде.
О князе Глебе. Не по мнозе же времени на Белеозере благоверному князю Глебу родился сын князь Михаил. По трех же летех рождения его прииде ему лютая болезнь и не изнеможе до конца очима и ничто же не виде и пребысть лишаяся света 1 2 лет и 3 месяца.
О чюдотворнеи иконе Живоначалныя Троицы. Стояще за градом Белозером церковь Живоначалныя Троицы, а в ней чюдотворны образ ея, на месте нарицаем Плещество водное, сииречь на Переливне, от западныя страны Белаозера, ныне же именуется место то Верная Троста. И в та времена начаша быти от святая иконы тоя (л. 45) знамения и чюдеса. Князь же Глеб слыша таковая чюдеса подвижеся с великою верою, прииде к церкви святыя Троицы, паче же к чюдотворному ея образу. Поять же с собою и сына своего князя Михаила болезнующа и изнемогающа очима и нача молебная совершати, и милостию Живоначалныя Троицы, и молитвами Пресвятые Богородицы, кроплением священныя воды отверзлися ему очи, исцеление получил на самый праздник Благовещания Пречистыя Богородицы. Князь же Глеб, благодарствуя, славу воздавая благодателю Богу о таковом преславном чюдеси.
О начале монастыря. И пришед в дом свои благоверный князь Глеб помысли в себе сотворити совет благъ зъ благолюбивым епископом Лукою ростовским, еже и бысть тогда бо бывшу ему епископу в некоем острове Белозерских продел крыющася. И постави на том преже реченном месте церковь древяну, в высоту зело велику и чюдну во имя святыя Живонача-(л. 45 об.)лныя Троицы в лето 6759, и чюдотворную икону украсив всякою утварию подобающею, и создал монастырь, и в нем опшее житие составил, и брати собрал числом 20 и множа его. Из их же быша и священноиноцы и приносяще службу Богови. Князь же Глеб сам всеми ими промышляя во всем, еще бо не бывши тогда игумену у них. Слышав же о монастыре боголепнаго Преображения Спасова иже на Валааме острове в пределех Великого Новаграда и жителстве их, и о чину монастыря того, и о отцех, иже в нем подвизающихъся добрыми подвиги, посылает к ним доволну милостыню и молит тамо сущаго игумена, да бы дал от паствы своея единаго инока, могущаго пасти и наставляти Христово стадо словесных овец. Игумен же советует с сущими тамо отцы, изобрав единаго инока, мужа изящна житием и благими делы украшена, именем Генадия, достойна суща прошения княжа, и послаша к благоверному князю Глебу на Белоозеро. (л. 4 6) Князь же рад бысть таковаго мужа пришестьвию и поставил его игуменом в новосозданнем от него монастыре иноком пастыря и учителя, и даде монастырю тому многа потребная, елика доплеет на строение места того. И оттоле благоверный князь Глеб и сын его князь Михаил стяжаста велию веру к Живоначалнеи Троице, бе бо первы тот монастырь въ его отечестве, еще бо тогда не был ни един монастырь на Белеезере и на Вологде. Последи же создал и други монастырь на Кубенском езере, на острове зовом Каменном, в пределех града Вологды во имя благолепнаго Преображения Спасова, сии же монастырь первый в Вологодских. И паки прииде князь Глеб на Белоезеро и прочая поживе вся днии живота своего во благочести и чистоте и в правде и преставися, к вечным обителем положен бысть на Белеезере в посаде в соборной церкви великаго Василия Кесариискаго, ныне же место (л. 46 об.) то пусто, зовомо селище Княжее, отстоит же от самаго устья вниз по реке полтретья поприща до того Княжаго селища, а от Троицкого монастыря едино поприще.
Наследник же бысть отца своего имения сын его князь Михаиле, и тот такожде имея велию веру к Живоначалнои Троице и воздвиже теплы храм Благовещения Пресвятыя Богородицы. И потом родился благоверному князю Михаилу сын Федор. Просветил же его святым крещением троецкои игумен Генади, Тот же игумен поживе богоугодно житием и отъиде въ вечны покои. В него же место поставлен бысть игумен имянем Васиян, и тот такожде благими делы украшен и добре пасяше Христово стадо словесных овец во всем подобяся житием и нравы первоначалному игумену Генадию. При сем же игумене Васияне бысть монастыре инок имянем Моисеи, убо пророческаго дара подобися и пророчествуя о монастыре сем: Яко стояти имать преставляем (л. 47) в четырех местех: зде, рече, первое на Переливне, второе, рече, за градом на Новокрестневе, третие - в Лимонисе водном, а четвертое, рече, среди посадские стороны на Василевском крестце, где преже была соборная церковь Великаго Василия и где почивает благоверны князь Глеб Василковичь. И аще, рече, начнут братия радети святому месту сему и межь собою духовную любовь имети, с верою же и правдою и терпением благодарным и со смиреномудрием жити, тот монастырь си нечем не оскудеет, но и паче разпространится, но и благодати всякия исполнен будет. Того ради достоит чюдотворному образу Живоначальныя Троици непрестанно молитися и с верою милости у нея просити.
О Беле езере. Бело озеро, понеже именуеться естество; имать вода в себе бело, а вода густа и клеина.
О Шексне реке. Шексна река именуеться, понеже шествие косно имать, приусуглено имя ей и вкратце сложено (л. 47 об.) под неслагателную титлу без прикрова. Сие же оставим и предлежащее паки возвратимся.
Стояще же монастырь той на том месте Переливне 200 лет, до преселения града Белаозера на новое место вверх по Белу езеру от Шехонского устья десять поприщ. По преселении того града начат тот монастырь подмывати водою, и с того места представиша монастырь на прежьнее градское место, ему же имя Новокрестьсное, а ныне зовомо Уголны мыс, на усть Шексны-реки. И по некоколицех летех погорел монастырь той и со всем, церкви и кельи. И подшашася радением и поставиша все ново, якоже и прежде. И ту стоял 63 лета. И на том месте начат одолевати вода и подмывати тот монастырь, и оттоле преселишася и преставиша монастырь по Шексне реке полтора поприща на место, нарицаемо Лириновское, а зовому по камень Лимонис, а тот камень против Троицкого монастыря, в Шексне реке. И на том месте поставиша церковь зело чюдну и высоку, крестообразну же и пространну в широту (л. 48) и высоту убо сажень 37. Теплый же храм поставиша от реки верх шатров имуща в высоту 1 9. И тут ныне стоит 105 лет по нынешней 128-го год.
Егда же состареся и обетща, и паки поставиша инъ храм. Той теплый храм от лесу. А преже сего храм Троицу поставили в лето 7030, а преставливали 92-го году. Сей же монастырь под собою место имать обоюду непространно и тесноту имущи много от севера Шексна-река близу сущи и водою касающеся ограде; от востоку речка Волхонка у Воягова поля, а от солнечны страны блато неизследимо и дебрь непроходима и тимение ноготопно, от Белаозера же речка Карголка, под монастырем же слободка Каргулина у речки тоя. Братия же в монастыре том и белцы с работающи ему мнози. Такову жизнь имуть и незлобием хотят, но мали суть такови живущи тако. Мнози же суть иже ненависть имуще и мало душу подъемлюще и роптание держаще и расколы гоняше. Мали же суть иже любовь имуще и долготерпение подъемлюще и благодарение держаще и согласие имуще сего ради братие какова хощет к себе брата своего, (л. 4 8 об.) такови подшимся и сами ему быти, каков хощет покои тамо от Бога обрести, таково и житие. Начнем зде жити болши труда, боле тамо и покоя; зде потерпим, а тамо благоденствуем во царстви небеснем. Его же наследити будет всем нам молитися и о мне окаяннем да нам не лишеся вас вечнаго покоя.
При игумене Маркеле, при строителе старце Иосафе, по реклому Луженом, в лето 7112 году поставиша церковь теплую от реки о пяти версех с каменноделнаго подобия зело чюдну и пространну и высоку, а предел в ней учинили страстотерпца Христова Димитрия Солунскаго, а совершили ея 115-го году, а святили ея 117-го году. А 121-го году февраля въ 6 де[нь] в нощи, грех радя наших, сия церковь погорела, и не успели из нея ничто же вынести, зелнаго ради жара и преодолевшаго огня. И церковное пение зимой совершали в сталовои кельи и трапезу братиям поставляли, итого же времени бысть 4 лета.
(л. 49) Понеже того лета приехал с Москвы июня в 28 де[нь] некто черноризец, зол человек, смутник и расколник именем Иосиф, иже и поколебал святым местом и зле расточил, пастыря же и стадо Христово развратил и распуди лесно, туж и скорби и стощания многа учинил, яко злы волк и хищник и разоритель, волк убо и гонитель наречеся на ст[ад]о(?) Христово властолюбия и сребролюбия ради, хищник же, понеже манастырская сокровища расхитил и расточил, понеже грамоты ради, иже искупи мздою у дьяков на Москве. Наречеся строитель; паче же мы речем, разоритель по его житию, а сокровища монастырская истощил, благочиние зорил, а брати всякую скорбь и тесноту нанес многу. И в та времена о святом месте никако не порадеся, ни же радеющим воли подаяше, но смутою и расколами пресекаше и неразумными козньми всяко воздвижаше, яко плотяны бес и елика святому месту на разорение и на пагубу, братии на тщету (л. 49 об.) и разгнание, себе же на собрание богатства и неправедную корысть. Сему же лжеимени тому строителю Иосифу Живоначалная Троица судия и мстителны его наставники, той же Господь Бог судит в последни день.
По изгнании же сего лжеименитаго строители Иосифа на том же месте от реки со[ве]ршали церков теплую нискую о два верха на каменоделное подобие и освятили 125-го году февраля во 2 де[нь].
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См.: Васильев Ю. С. Летописное наследие Поморья // Вспомогательные исторические дисциплины (далее- ВИД). Л., 1979. Вып. XI. С. 19-42;Сербина К. Н. Устюжское летописание XVI-XIX вв. (Краткий обзор списков) // Там же. С. 42-48; Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). Т. 33: Холмогорская летопись. Двинский летописец. Л., 1977: Т. 37: Устюжские и вологодские летописи XVI-XVIII вв. Л., 1 982; Корецкий В. И. Соловецкий летописец конца XVI в. //Летописи и хроники. 1980. М., 1981. С. 223-243.
2. Шумаков С. Обзор "Грамот коллегии экономии". Вып. 2: Тексты и обзоры белозерских актов (1395-1758 гг.). М., 1900. VII, С. 144-154.
3. ПСРЛ. М., 1965. Т. 9-10. С. 138.
4. Там же. С. 141, 143. Если соотносить основание монастыря с этим событием, то основание следует датировать 16-м годом жизни Михаила, т. е. 1278 г., последним годом жизни его отца - Глеба.
5. Голубева Л. А. Древнее Белоозеро // КСИИМК, 1951. Вып. 40. С. 37-40; она же. Весь и славяне на Белоозере. X-XIII вв. Л., 1973.
6. Голубева Л. А. Славянские памятники на Белом озере // Сборник по археологии Вологодской области. Вологда, 1961. С. 46.
7. Тихомиров М.Н. Список русских городов дальних и ближних // Исторические записки. М., 1952. Т. 40. С. 252.
8. Устюжский летописный свод. М.; Л., 1950. С. 66.
9. Шyмaкoв С. Обзор... С. 145.
10. Голубева Л. А. Славянские памятники... С. 40.
11. См.: Бычков А. А. Описание церковнославянских и русских рукописных сборников. СПб., 1882. С. 6-8.
|