История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Церковные научные работы и исследования Нил Сорский и традиции русского монашества. Е. Романенко

НИЛ СОРСКИЙ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО МОНАШЕСТВА. Е. РОМАНЕНКО


НИЛ СОРСКИЙ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО МОНАШЕСТВА


Е.В. Романенко,

кандидат исторических наук,

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова


Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв.


1. Основные принципы скитского жития по древним источникам


Около 1485 г., возвратившись из паломничества во Святую Гору Афон, преподобный старец Нил вместе со своим учеником Иннокентием поселился в лесу на реке Соре, за "пятнадесят поприщ" от Кирилло-Белозерского монастыря. На Соре он бывал и раньше, когда, будучи монахом Кириллова монастыря, разбирал межевые дела с соседним Ферапонтовым монастырем1. Очевидно, место тогда понравилось преподобному старцу своей уединенностью и пустынностью. Болота, "мхи великие и непроходимые" делали его труднодоступным для мирских людей. Преподобный Нил выбрал Copy как место, удобное для жизни по скитскому обычаю, общий принцип которого он так сформулировал в своих главах "О мысленном делании": "еже с единем или множае с двема братома житие"2.

Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества, основатель которого в Египте преподобный Антоний Великий († 356) после 20 лет затвора, как сообщает его житие, жил в окружении своих учеников (РГБ. Вол. собр., 630, л. 100). Хотя это не был скит со своим определенным уставом и правилами жизни, но в нем соблюдался основной принцип скитского жития - иноки всегда могли пользоваться наставлениями своего старца и спасались рядом с ним.

Именно о таком устройстве монастыря преподобного Антония Великого сообщает и скитский патерик (в тексте все цитаты из скитского патерика приводятся по списку рукописи XVI в. из библиотеки Нило-Сорского скита): "Поведа... Кроние, презвитер Нитрийскым яко некогда унынию нападшу ми. Ползы ради приидох к авве Антонию и дошедшу ми в монастир долнии идеже ученици его седяху и ждах его видети. Когда убо десятый день схождааше когда же пятыи яко же хотяше ему Бог открыти по потребе сошедшихся" (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 2 - 2 об.).

Первые египетские монастыри скитского типа основали ученики преподобного Антония - святой Аммон и преподобный Макарий Великий, Египетский. Святой Аммон († 350) положил начало подвижнической жизни в Нитрийской пустыни (сорок миль от Александрии), о чем сообщает в своей "Истории монахов" пресвитер Руфин, живший в Египте в 70-х гг. IV в. Пятьдесят монастырей, находившихся на Нитрийской горе, подчинялись одинаковым правилам и одному игумену. За Нитрийской горой находилась местность, которую называли "Келлиями" из-за множества рассеянных по пустыне келий. Согласно описанию пресвитера Руфина, монашеская жизнь в пустыне "Келлий" была организована как в монастыре скитского типа. "Сюда удаляются только те, кто достаточно приготовился к более уединенной жизни в Нитрии. Пустыня весьма обширна, и кельи находятся одна от другой на столь большом расстоянии, что обитатели их не могут ни видеть, ни слышать друг друга. Отшельники живут по одному в келье и в глубоком безмолвии, в ненарушаемой тишине. Только по субботам и дням Воскресным они сходятся все вместе во храм и только тогда видят друг друга"3. В описании Руфина названы основные принципы организации жизни монастыря скитского типа: уединение каждого инока, общее богослужение раз в неделю, малая соборность (в скиту живет по нескольку иноков), возможность получить духовное наставление. Пресвитер Руфин сообщает, что "тот, кто одарен особым даром назидания", может зайти "к кому-либо со сладостным словом утешения"4.

На расстоянии суточного пути от пустыни "Келлий", как описывает в своей книге Руфин, находилась "местность, называемая Скит" (М.И. Хитров вслед за П.С. Казанским предполагает, что название "Скит" происходит от коптского Schiet, что значит "пространная равнина")5. Монастырь, основанный здесь в IV в. преподобным Макарием Великим († 390), получил такое же название. Впоследствии подобные ему по укладу жизни и духовному строю монастыри стали называться скитами. Принципы жизни скита и монахов пустыни "Келлий" были похожи, но сами условия жизни в скиту отличались еще большей суровостью. В описании Руфина скит преподобного Макария Великого выделен как наиболее высокий уровень монашеского жития: "Там живут только мужи, уже усовершенствованные в духовной жизни. Кто ж иначе может жить в таком страшном месте, кроме людей, обладающих безповоротной решимостью и совершенным воздержанием"6.

Скитской патерик говорит, что не стоит даже ("лихо есть и глаголати") рассказывать об аскетических подвигах и постах подвижников скита, так как там "и в ленивых несть обрести объядения или бесчиния.., скудости ради потреб, и ревности подвига сущих тамо" (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 77).

Одновременно с Египтом скитская форма монашеской жизни распространилась и в Палестине. Первые палестинские лавры (первоначальное палестинское название монастырей скитского типа) со строгой уставной жизнью основал преподобный Харитон († ок. 350): Фаран, Лавру Сука и Иерихонскую Лавру7.

Лавра другого палестинского подвижника, преподобного Иллариона Великого († 371), в отличие от монастырей преподобного Харитона не имела строгого устава. Устройство Лавры святого Иллариона наглядно показывает его житие. Как и в монастыре преподобного Антония Великого, иноки Лавры жили обособленно, вели свое собственное хозяйство - возделывали огороды, но всегда могли пользоваться советами своего старца (РГБ. Тр., 684, л. 62 об. - 64).

Наиболее известными палестинскими лаврами стали монастыри преподобных Евфимия Великого († 473) и Саввы Освященного († 532). Правила жизни египетского скита строго соблюдались в Лавре святого Евфимия, который был ревностным подражателем подвигов одного из знаменитых подвижников скита - преподобного Арсения Великого: "и в сладость послушаше от приходящих к нему отец из Египта о великом Арсении... и велми тщашеся делание его подражати..." (РГБ. Вол. собр., 630, л. 165 об.). В тексте "Жития Евфимия Великого" неоднократно встречаются поучения подвижников египетского скита, которые преподобный Евфимий Великий пересказывал в назидание своим ученикам (РГБ. Вол. собр., 630, л. 167 о6. - 168).

Преподобный Савва Освященный в своей игуменской деятельности также использовал опыт предшественников. Известный церковный писатель XV в. Симеон Солунский писал: "святой Савва изложил Устав, приняв его от святых Евфимия и Феоктиста, а они приняли от бывших прежде них и исповедника Харитона"8. Афонские скиты, более поздние по своему происхождению по отношению к древним скитам Египта и Палестины (наиболее древний Свято-Аннинский скит был основан, по предположению известного историка монашеской жизни на Афоне епископа Порфирия Успенского, при Лавре преподобного Афанасия Афонского в конце Х в., затем пришел в запустение, восстановлен около 1012 г. вторым (после преподобного Афанасия Афонского) игуменом Лавры - Евстратием)9, повторяли основные принципы скитского жития предшественников.

Русский путешественник Василий Григорович-Барский, неоднократно посещавший Афон для изучения жизни афонских монастырей, в описании своего второго посещения Святой Горы Афон (1744 г.) дал общую характеристику афонского скитского жития, в основном согласующуюся с описанием древних египетских скитов пресвитера Руфина, что говорит об уже устойчивой традиции. "Скити же именуются, иже на уединенных и далекых местах обретаются, идеже часты келии, недалече едина от другой… в них же обитают по единому или по два, или по тры… и питаются иже такожде от рукоделий различных, но паче всех подвизаются в молитвах, постах и бдениях и безмолвствуют наедине в работные дни, в неделы же и праздникы всей собираются с вечера и утра в общий храм, на се нарочно устроен, и в том согласно вси совершают правило и пение"10). Скитской путь подвижничества многие святые отцы почитали "золотым", т.е. наиболее удобным для тех, кто мог избрать любую форму монашеской жизни: отшельничество, скит, киновию.

Устав скитского жития ("Предание уставом иже на внешней стране пребывающим инокам, рекше Скитьскаго жития правило о келейном трезвении и катадневном петии"), известный на Руси с начала XV в.11, содержит высказывания святых Иоанна Лествичника, Василия Великого, показывающие преимущества скитского жития: "Василие в предание своем сице глаголет яко иноку самому наедине без брата пребывати никакоже но уставляет на троеиночское житие" (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 232).

"И повсюду обретается въ святых писаниих, - пишет в своих главах "О мысленном делании" преподобный Нил Сорский, - похваляемо иже с единем или съ двема безмолвие, яко же и самовидцы быхом въ святей горе Афонстеи и в странах Цариграда, и по инех местех многа суть такова пребывания"12. Следуя традиции преподобного Иоанна Лествичника, святого Варсонофия, преподобный Нил Сорский называет скитской путь "царским", "непадательным", подчеркивая его наибольшую безопасность (в духовном понимании) для подвижника.

Отшельническое житие "ангельскыа требует крепости" и грозит многими духовными опасностями. Преподобный Нил Сорский ссылается здесь на слова преподобного Иоанна Лествичника: "Единому бо горе, рече: аще впадет въ уныние или сон, или разленение, или отчаяние несть въздвижаи его в человецех"13. (Эта же цитата из творений преподобного Иоанна Лествичника в несколько измененном виде приведена в "Уставе скитскаго жития": "горе единому, аще в ленность впадет во уныние или отчаяние яко не имат воставляющего его в человецех" - (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 232 об.) Поэтому, замечает преподобный Нил Сорский, даже такие совершенные безмолвники, как святые Исаак, Арсений Великий, Нил Синайский, Даниил Скитский, имели учеников и жили рядом с ними, а не в полном уединении14. "Молвы и соблазны", свойственные общежительным монастырям, также могут быть неполезны для "безмолвия" и созерцания, как и полное уединение. Малая же соборность скита (в отличие от киновий) дает возможность получить духовное наставление, чего лишены живущие в полном уединении, помогает избежать опасных "прелестей" духовного пути и создает наилучшие условия для "безмолвия". "Того ради нам удобно зрится, - пишет в своих главах "О мысленном делании" преподобный Нил Сорский, - с верными братиами и единомудренными въ дело Божие пребывание съединем или двема, да от святых писании воли Божии научаяющеся, и аще кому Бог подаетъ вящие разумети, брат брата да назидает и друг другу помогает"15.

Сам принцип скитского жития, когда двое или трое иноков собирались вокруг опытного старца, безусловно, не мог быть новым для русской монастырской жизни. Так составлялся любой монастырь. В книгах Кирилла Белозерского находится, как установил Г.М. Прохоров, "Устав скитскаго жития", переписанный рукой преподобного Кирилла16. И, вероятно, именно по этому Уставу жил Кирилло-Белозерский монастырь на ранней стадии своего становления. Особенность же Нило-Сорского скита, его уникальность состоит в том, что это первый русский скит, длительное время просуществовавший как самостоятельный монастырь со своим определенным Типиконом, уставом и укладом скитской жизни.

Многих исследователей интересовал вопрос о святоотеческих источниках аскетических сочинений преподобного Нила Сорского, так как его "писания" не имеют себе аналогий в истории русской духовной литературы (эта тема исследовалась в работах А.С. Архангельского, С.П. Шевырева, Г. Левицкого и др., наиболее фундаментально в книге Ф. Лилиенфельд "Нил Сорский и его сочинения. Кризис традиции в России Ивана III")17. Представляет интерес и вопрос о том, на какие примеры монастырского устройства ориентировался преподобный, создавая свой скит - ведь он был устроителем нового для истории русского монашества типа монастыря.

Изучение устройства Нило-Сорского скита поможет, на наш взгляд, определить, что есть скит как монастырь. В историографии не существует единого взгляда на то, что можно считать скитом. В соответствии с поздней традицией Русской Церкви (ХIХ-ХХ вв.) под скитами часто подразумеваются уединенные монашеские кельи, находящиеся на небольшом удалении от основного монастыря. Здесь подвижники живут по более строгому уставу, посещение скита мирскими людьми строго ограничено18.

Описывая монастырскую жизнь средневековой Руси, Н.К. Никольский указывал, что скиты были распространены на русском Севере, при этом он подразумевал под скитами особножительные монастыри. Это мнение у него сложилось под влиянием исследований А. Никитского - автора монографий по истории церковной жизни в Новгороде и Пскове19. Однако сам А. Никитский называл скитский образ жизни ("два или три") отшельничеством20. При этом он, доказывая в своих исследованиях особую распространенность отшельничества на Севере Руси, ссылался на грамоты митрополита Макария к Василию III21. Но сам святитель Макарий в своих грамотах говорит не о скитах, а о большом количестве особных монастырей, которые стали настоящим бедствием тогдашней монастырской жизни. Так, в грамоте 1528 г. он просит великого князя осуществить реформу этих монастырей. Указывая на их недостатки, он пишет: "а прочие монастыри, иже окрест града, особь живущи, койждо себе в кельях ядяху и всякими житейскими печалми одержими бяху; а в лучших монастырех шесть черньцов или семь, а в прочих два или три"22. Таким образом, никаких доказательств распространенности скитов в XV - XVI вв. на Севере Руси в исследованиях Никитского не приводится, однако это мнение продолжает существовать, так как в историографии нет четкого определения скита.

Н.В. Синицына, как и Н.К. Никольский, высказывала в своих исследованиях мнение, что скит - это фактически идиоритм, т.е. особножитие23. Ф. Лилиенфельд, наоборот, считает, что в скитской форме монастырского жития можно найти много черт общежительности24. Таким образом, проблема, что можно считать скитом, остается в историографии нерешенной.

Чтобы понять, что есть скит и какой тип монастыря устраивал на Руси преподобный Нил Сорский, необходимо рассмотреть традицию скитского жития и Нило-Сорский скит в русле этой традиции.

В исторических исследованиях неоднократно отмечалось, что в своей монастырской деятельности преподобный старец руководствовался собственным опытом, полученным на Афоне "и в странах Царьграда", о чем он сам пишет в 11-й главе сочинения "О мысленном делании", а также святоотеческими творениями (этот вопрос затронут в книге В.С. Иконникова "Максим Грек в России", его касались В. Ключевский, А.С. Архангельский, из современных исследователей - Н.В. Синицына)25. Это бесспорно. Но необходимо конкретное исследование святоотеческих традиций и собственных особенностей устройства Нило-Сорского скита.

Важное открытие в этом направлении сделала Ф. Лилиенфельд, установившая стилистическое и содержательное сходство "Предания" преподобного Нила Сорского и "Правил" преподобного Саввы Освященного, а это, по ее мнению, говорит о том, что преподобный Нил Сорский был хорошо знаком с устройством палестинской Лавры преподобного Саввы Освященного26.

Рассмотрим вопрос о святоотеческих традициях устройства Нило-Сорского скита шире. Сравним принципы его местоположения, планировки, богослужебный, дисциплинарный Устав, внутренний распорядок жизни, хозяйственный уклад с устройством древних скитов.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 Отводная грамота Кириллову монастырю на пустоши и деревни (1448-1468) / РИБ, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб., 1875. Т. 25. В грамоте сказано: "а на отводе были... а старци были Кириллова монастыря Ефросим крылошанин, Ефимей Перхутков, Нил, Игнатей Турок" (стб. 24). Г.М. Прохоров считает, что упоминаемый в кирилловских грамотах 1460-1470 и 1471-1475 гг. старец Нил - преподобный Нил Сорский (Прохоров Г.М. Нил Сорский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 134.)

2 Боровкова-Майкова М.С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912 // ПДПИ. Т. 179. С. 89 (далее - Предание и Устав Нила Сорского).

3 Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991. С. 92.

4 Там же.

5 Там же. С. 102, прим. 2.

6 Там же. С. 102.

7 Феодосий (Олтаржевский), иером. Палестинское монашество с IV до VI в. // Православный палестинский сборник. СПб., 1896. Т. XV. Вып. 2. С. 34-35.

8 Путешествие по Востоку и его научные результаты. Отчет о заграничной командировке в 1887/88 г. доцента Киевской духовной академии А. Дмитриевского. Киев, 1890. С. 173, прим.

9 Второе путешествие по Святой Горе Афонской архимандрита, ныне епископа Порфирия Успенского в годах 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афона. М., 1880. С. 335.

10 Второе посещение Святой Афонской Горы Василья Григоровича-Барскаго. СПб. 1887. С. 35.

11 Белякова Е.В. Устав пустыни Нила Сорского // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 105.

12 Предание и Устав Нила Сорского. С. 89.

13 Там же. С. 87.

14 Там же. С. 88.

15 Там же. С. 89.

16 Кирилл Белозерский, преп. // Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 31.

17 Архангельский А.С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их литературные труды и идеи в древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский. СПб., 1882. (ПДП. Т. 16) С. 140-177 ; Шевырев С.П. История русской словесности. Лекции. М., 1860. Т. 4. С. 182-196. Левицкий Г. Отчет профессорского стипендиата Г. Левицкого о занятиях в 1889-1890г. // Христианское чтение. 1895. Вып. 2-3. Протоколы заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии. С. 287-345; Культура и общество Древней Руси (X-XVII вв.) Зарубежная историография. М., 1988. Ч. 2. С. 255-262.

18 Этот принцип хорошо виден на примере устройства Успенского и Иоанно-Предтеченского скитов Нило-Сорской пустыни XIX-XX вв. // Иоанн (Калинин), инок. Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии. (На форзаце набрано неверно - Нижегородской епархии. - Е.Р.). М., 1913.

19 Никольский Н.К. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI веках и в начале XVII-го // Христианское чтение. 1907, август. С. 168, прим. 2.

20 В книге "Очерк внутренней истории Пскова" А. Никитский писал: "Из всех этих форм (монашеской жизни - Е.Р.) на Севере Руси особенно преобладала одна. Там не пользовалось значительным развитием ни пустынножительство, сообразно с которым каждый отдельный монах уж и образовывал особенный монастырь, ни общежительство, состоявшее в полном общении лиц, которые поступали в монастырь. Та и другая формы иноческой жизни уступали первое место в своем распространении в обществе третьей - отшельничеству" (Никитский А. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873. С. 204).

21 Расшифровывая, что понимать под "отшельничеством", Никитский ссылается на послание митрополита Фотия в Снетогорский монастырь в котором митрополит называет монашескую общину из двух или трех иноков, т.е. скит, отшельничеством. "Понеже три чины суть иночства: 1) общее по всему житье; 2) отшельство, два или три; 3) особное каждого житие в монастыри, преданное внимающим понести великаго и жестокаго житья" (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. 1. № 26. С. 52).

22 Полное собрание русских летописей. T. VI. С. 284.

23 В своей ранней статье "Послание Максима Грека Василию III" Н.В. Синицына писала: "Максим Грек выступает сторонником общежительных монастырей; другой нестяжатель, Нил Сорский, чье учение сложилось также в какой-то степени благодаря влиянию афонских порядков, наоборот, идеальной формой организации монахов считал скит, т.е. в сущности идиоритм". (Византийский временник. 1965. Т. 26. С. 124).

24 Лилиенфельд Ф. Проблемы исследований о личности и исторической роли Нила Сорского. Проблема метода. (на ит. яз.) // Nil Sorskij e l`esicasmo. Comunita di Bose. 1995. P. 68.

25 Иконников В.С. Максим Грек и его время. Киев, 1865. Вып. 1. С. 394; Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988. Ч. 2. С. 264; Синицына Н.В. Нестяжательство и Русская Православная Церковь XIV-XVIвв. // Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1983. М., 1983. С. 85; Архангельский А.С. Указ. соч. С. 25-26.

26 Лилиенфельд Ф. О литературном жанре сочинений Нила Сорского. // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 92-93.


Список сокращений


ААЭ - Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 1-4.

Вол. собр. - Волоколамское собрание.

ГАВО - Государственный архив Вологодской области.

ГЛМ - Государственный литературный музей.

ДАИ - Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846-1875. Т. 1-12.

ЖМНП - Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1834-1917.

ИОРЯС - Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук.

КБИАХМЗ - Кирилло-Белозерский историко-художественный музей-заповедник.

Кир.-Бел. собр. - Кирилло-Белозерское собрание.

ПДП - Памятники древней письменности.

ПДПИ - Памятники древней письменности и искусства.

Погод. собр. - Погодинское собрание.

РГБ - Российская государственная библиотека (Москва).

РИБ - Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею.

РГАДА - Российский государственный архив древних актов и документов.

Соф. собр. - Софийское собрание.

ТОДРЛ - Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук.

Увар. собр. - Собрание Уварова.

ФИРИ - Архив СПб. филиала Института русской истории Российской академии наук.

ЧОИДР - Чтения в Обществе истории и древностей российских.

ЧОЛДП - Чтения в Обществе любителей духовного просвещения

Щук. собр. - Щукинское собрание.


© Романенко Е.В., 1999


На премию памяти митрополита Макария автором было представлено исследование под названием настоящей статьи. Текст оригинала - диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности "Отечественная история", раздел "Исторические науки" (М., 1997. 288 с. Комп. набор). Работа состоит из четырех глав: "Введение, источники, историография", "Особенности работы Нила Сорского с агиографическими материалами", "Взгляды Нила Сорского на проблемы личной собственности монахов и корпоративной собственности монастырей", "Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв." (последняя, четвертая глава публикуется в настоящем номере "Исторического вестника"), "Заключения", "Примечаний", "Литературы и источников". Диссертация полностью не публиковалась. Четвертая глава - по истории скита - частично была использована при написании двух статей для журнала "К свету": "Первый скит России: страницы истории. XV-XX вв."; "Роль преподобного Нила Сорского в спорах его времени: вопрос о ереси "жидовствующих" // "К свету", вып. 15: "Край Кирилла Белозерского". М., 1997.

Отдельные тезисы диссертации использованы в докладе "Нил Сорский и его скит" на конференции, проходившей в Италии в 1994 г. // Романенко Е.В. Нил Сорский и его скит // Nil Sorsky e e`Esicasmo. Comunita di Bose, 1995. С. 111-121. - Ред.

2.1 НИЛО-СОРСКИЙ СКИТ В СРАВНЕНИИ С УСТРОЙСТВОМ ДРЕВНИХ СКИТОВ. МЕСТОПОРЛОЖЕНИЕ СКИТА
2.2 ПЛАНИРОВКА СКИТА
2.3 МОНАСТЫРСКИЙ ТИПИКОН
2.4 БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ И "ПРАВИЛО КЕЛЕЙНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ИНОКОВ" НИЛОВА СКИТА
2.5 БИБЛИОТЕКА НИЛО-СОРСКОГО СКИТА
2.6 ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ НИЛО-СОРСКОГО СКИТА
3. СИМВОЛИКА ПОСВЯЩЕНИЯ ПРЕСТОЛОВ В ХРАМАХ НИЛОВА СКИТА
4. ИСТОРИЯ КАНОНИЗАЦИИ НИЛА СОРСКОГО

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group