История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Церковные научные работы и исследования Нил Сорский и традиции русского монашества. Е. Романенко 2.5 Библиотека Нило-Сорского скита

2.5 БИБЛИОТЕКА НИЛО-СОРСКОГО СКИТА


Традиция изучения "Божественных Писаний", положенная в скиту преподобным Нилом Сорским, никогда не прерывалась. Заповеди старца о скитской жизни "от преданий святых отец", главы "О мысленном делании" в его монастыре не забывали. Каждый год накануне Великого поста, в Прощеное воскресенье, иноки Ниловой пустыни собирались в храме "прощаться", т.е. просить прощения друг у друга. Перед чином прощения обязательно читалось "Предание" "опасно иночествующаго во времена сия и подражателя древних святых отец постника пощенника Господня и отца нашего инока Нила", обращенное к тем, кто начнет "терпеть" и спасаться в его скиту (ГИМ. Щук. собр., 212, л. 116).

""Устав скитскаго жития", "Предание начальника старца Нила" часто переписывали в пустыни для монастырской братии и на заказ, - писал старец Серапион, - два предания начальниковых...", он же "переделывал наново книгу Устав от переплетки за кожей за главу дано 6 алтын 4 деньги" (ГИМ. ОПИ. Ф. 484, оп. 1. № 74, л. 12 об.; л. 26 об.), - такие записи часто встречаются в приходно-расходных книгах Нилова скита. Скитской Устав также обращал особое внимание иноков на то, что без "Божественных Писаний", без их постоянного изучения невозможен путь к духовному совершенству. "Неумеющим писаниа" полагалось учиться у искусных братий: "не умея книг же пети или прочитати да учится елико есть мощно" (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 211 об.). Знание грамоты и "Божественных Писаний" было необходимо скитскому иноку, ибо книга подчас заменяла духовника.

Устав наставлял "вся исповедовати духовным и рассудительным. И по тех разсуждению творити о всех, а не уповати на себя... горе уповающим на ся. И им же, несть окормления, падают якоже листвие" (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 234). Юные иноки, согласно Уставу, обязательно должны были находиться со старейшими и учиться у них. "Кроме старейших младым пребывати никако ж подобает" (там же, л. 220 об. - 221). Двое или трое могли собираться вместе только "по нужному прилучению о имени Господнем". Если собиралось больше трех иноков, все должны были повиноваться "единому старейшему по чину послушаниа во всякой вещи" (там же, л. 231).

Эти правила традиционно соблюдались в скитах для того, чтобы опыт монашеского делания обязательно передавался от старца к ученику. Таких примеров можно много найти в скитском патерике105. Но и скитский Устав, и препо-добный Нил предупреждали, что найти духовника трудно106. Поэтому если духовник "не имеет духа или слепец по Господню речению", "таковому не исповедати"107. Тогда единственным духовным руководством оставались "Божественные Писания". Небольшой скит, затерянный среди лесов и болот, имел богатую библиотеку. В ее составе было немалое число богослужебных книг (напрестольные Евангелия, Апостолы, Октоихи, Псалтири, Минеи, Служебники, Часословы, Обиходники, Триоди, Канонники, Святцы и др.). Кроме этих книг описи называют прологи и "соборники писмяные", составленные, как правило, из житий и поучений святых отцов, патерики скитской и азбучной, творения святых отцов - "Лествицу Иоанна Синайского", главы аввы Дорофея, святых Ефрема Сирина, Исаака Сирина, "Маргарит" святителя Иоанна 3латоуста, а также "Ниловы главы" (сочинения преподобного Нила Сорского) (ФИРИ. Кол., 115, ед. хр. 693, л. 13 об. - 18).

Самые древние рукописные книги Нило-Сорской библиотеки, сохранившиеся до наших дней в Кирилло-Белозерском собрании РНБ, датируются XV - началом XVI в. (т.е. временем жизни преподобного Нила Сорского). Это Четвероевангелие служебное (РНБ. Кир.-Бел., 61/66), Четвероевангелие толковое (РНБ. Кир.-Бел., 13/138), Евангелие воскресное с избранными поучениями святых отцов и "от многих Божественных Писаний" (РНБ. Кир.-Бел., 17/142), Лествица святого Иоанна, игумена Синайского (РНБ. Кир.-Бел., 43/168).

Библиотека быстро пополнялась (по описи 1641 г. в пустыни находилось 70 книг, а в 1689 г. - уже 140)108 благодаря книжным вкладам в монастырь, книги и покупали, но главным образом их переписывали сами иноки скита. Переписка книг была самым распространенным рукоделием сорских иноков, в монастыре имелись даже специальные "книжные снасти" для изготовления книг109. Отдельные приписки на рукописях, описные и приходные книги скита говорят о постоянном книгописании в Нило-Сорской пустыни.

В конце книги поучений и посланий аввы Дорофея (РНБ. Кир.-Бел., 129/254) после текста тем же почерком, что и вся рукопись, следует надпись: "Лета 7153/1645 августа месяца в 14 день написана сия книга преподобного отца аввы Дорофея с переводу печатного Киевскаго в дому Сретения Господня и преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема Сирина в стране Белаезера, зовомо в Сорской пустыни в ските преподобного отца нашего Нила чюдотворца скитскаго. А трудившийся многогрешный чернец Козма Колмогорец, постриженник Пречистыя Богородицы Кириллова монастыря. Инок обители скита Нилова братства церковнаго страны Белозерския православия греческаго". Книгу аввы Дорофея старец Козма вложил в скит "по себе и по своих родителех"110. Его письму принадлежит также Псалтирь 1640 г. (РНБ. Кир.-Бел., 18/23) и, видимо, Часослов (РНБ. Кир.-Бел., 251/508), имеющий запись "Часословец чернеца Козьмы Кириллова монастыря живущего в Ниловой пустыне в ските". Род старца книжника Козмы Колмогорова был внесен в скитский синодик для вечного поминания (КБИАХМЗ. РК. 127, л. 29).

Другая рукопись из скитской библиотеки - Шестоднев XVII в. (ГПБ. Кир.-Бел., 550/807) - написана монахом Герасимом Глупым (или Скудным) также с просьбой "по смерти его написати в Сенодик" (РНБ. Кир.-Бел., 550/807, л. 12). Сохранился патристический сборник, переписанный уставщиком Нило-Сорской пустыни - старцем Серапионом (РНБ. Соф. собр., 1290). Запись в книге, сделанная рукой старца Серапиона, рассказывает о судьбе самой рукописи и ее переписчика: книга написана в 1612 г. "с переводу Нилова скита старца Серапиона, постриженника Прилуцкаго монастыря а старец Серапион ту книгу писал у Ионы митрополита Ростовскаго с переводу из ризницы Иова патриарха всея Руси".

Патристические и агиографические сборники были постоянным чтением монахов Нило-Сорского скита. Краткие поучения от старчества, конкретные и назидательные примеры житий являлись главным духовным руководством ко спасению.


ПРИМЕЧАНИЯ


105 Казанский П.С. История православного монашества... С. 16; РНБ. Кир.-Бел., 20/1259. Л. 73 об., 101, 104 об.

106 Прохоров Г.М. Послания Нила Сорского // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 140-141.

107 РНБ. Кир.-Бел., 25/1102. Л. 234.

108 Иоанн (Калинин), инок. Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни... С. 11.

109 "Тиски деревянные басма серебряная басма коленчатая басма втышная" (ФИРИ. Кол. 115. Ед. хр. 671. Л. 14 об.).

110 РНБ. Кир.-Бел., собр., 129/254. Л. 23-49.


Содержание:


1 Основные принципы скитского жития по древним источникам;

2.1 Нило-Сорский скитв сравнении с устройством древних скитов. Местоположение скита;

2.2 Планировка скита;

2.3 Монастырский Типикон;

2.4 Богослужебный устав и "правилокелейного пребывания иноков" Нилова скита;

2.5 Библиотека Нило-Сорского скита;

2.6 Организация хозяйственной жизни Нило-Сорского скита;

3. Символика посвящения престолов храмах Нилова скита;

4. История канонизации Нила Сорского.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group