История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную История Ферапонтов монастырь. Святые и подвижники Старец Варлаам-Доброписец

СТАРЕЦ ВАРЛААМ-ДОБРОПИСЕЦ

СТАРЕЦ ВАРЛААМ—ДОБРОПИСЕЦ

(память 4/17 июля)


В ХV и ХVI веках заволжские монастыри славились просвещенными иноками и богатством библиотек. Особую известность получил Кирилло-Белозерский монастырь. Ферапонтова же обитель в пору своего расцвета отчасти разделяла его славу в этом отношении, особенно при преподобном Мартиниане, который, следуя своему учителю, смотрел на занятие книгами как на одно из важнейших послушаний. По словам жития преподобного Ферапонта, многие в монастыре занимались книжным рукоделием: “Инии книзи пишут, друзии книгам учатся”.

Здесь не только писались и переписывались книги, но и, начиная с ХV века, собирались более древние рукописи. Так, например, Новгородский архиепископ Геннадий в упомянутом выше послании Ростовскому владыке Иоасафу спрашивал, имеются ли в Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом или Спасо-Каменном монастырях нужные ему книги, которых не оказалось в Новгороде, и просил их прислать.

Возможность составлять собственные сочинения, подобные тем, какие выходили из-под пера митрополита Спиридона-Саввы, свидетельствует о том, что в Ферапонтовом монастыре была богатая библиотека.

О мастерстве здешних монахов говорит, например, более поздняя грамота, 1641 года, митрополита Ростовского Варлаама игумену Кирилло-Белозерского монастыря Антонию, вопрошающая о старцах “житием воздержательных и крепкожительных и грамоте гораздых”. В тексте первым среди белозерских монастырей назван Ферапонтов. "Добрых старцев” тех на присылать к великому князю Михаилу Феодоровичу в приказ Большого Дворца, и велено их не таить. Если же старцев утаят, писал митрополит, а после они объявятся, то быть виновным от князя. Большая часть известных когда-либо ферапонтовских рукописей относилась к ХVI веку.

Тех из монахов, кто достиг немалого искусства в писании книг, именовали “доброписцами”. Таков был старец Варлаам, о котором почти ничего не известно. В летописце Кириллова монастыря есть упоминание только о его смерти в 1514 году: “В лето 7022 месяца июля в 4 день на память иже во святых отца нашего Андрея Критского преставися старец Варлаам доброписец в Ферапонтове монастыре”.

Среди рукописей Иосифо-Волоколамского монастыря до наших дней сохранилось иллюстрированное миниатюрами Евангелие ХV века с заметкой, что это "письмо Варлаама доброписца”. Эта приписка позволяет уточнить термин доброписец который следует относить не столько к ремеслу переписывания книг, сколько к искусству книжной миниатюры, то есть, по сути, к одному из направлений иконописания. Перепиской занимались многие монахи, и вряд ли только хороший почерк выделял старца Варлаама среди прочих переписчиков. Сопоставляя даты, можно видеть, что старец Варлаам был не только современником иконописца Дионисия, но, возможно, одним из его помощников в период работы знаменитого мастера в Ферапонтове.


(с) Е.Стрельникова, село Ферапонтово

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group