ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ
ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА
– Надписание церковнаго устава и монастырскаго чина обители святой Воскресенской (рекомаго Нового Иеросалима) (с. 753); — чин и устав церковный Новаго Иерусалима Воскресенскаго монастыря како предал Святейший Никон Патриарх (с. 758); — чин Утрени (с. 760); — чин святыя Литургии (с. 761); — чин Великия вечерни (с. 763); — начало Полунощницы воскресной (с. 765); — о празднице Рождества Христова, Богоявления и Благовещения Богородицы (с. 769); — о посте святыя Четыредесятницы (с. 769); — о среде и о пятнице, в них же творится Преждеосвященная литургия (с. 770); — во святый Великий пяток вечера (с. 771); — чин Великия субботы (с. 772); — в неделю Святыя Пасхи (с. 774); — в пост святых апостол Петра и Павла (с. 776); — о хождении с литиею вне монастыря (с. 777); — о хождении на воду в день святых Богоявлений и августа в 1 (с. 777); — о пострижении в монашеский чин (с. 778); — о пришествии в монастырь Великих Государей (с. 778); — о каждении Великих Государей (с. 778); — о провождении из обители Великих Государей (с. 779); — сентября месяца в 14 день (с. 779); — чин, егда бывает заздравная чаша в день ангелов Великих Государей (с. 779); — освящение Воскресенского собора (с. 780); — описание великие церкви (с. 782); — роспись подписям по местам внутри великия церкви (с. 786); — описание колоколов (с. 788); — архив: фонд № 1 «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь» (с. 791)
ерковный Устав Воскресенской обители изложен в списке , подпись которой указывает на источники этого устава. Затем следует предисловие, в котором излагается происхождение, т.е. история создания этого списка устава, писанная одним из настоятелей Новоиерусалимской обители, постриженником Святейшаго Патриарха Никона, архимандритом Никанором (1686–1698). «Сей чин и устав, — пишет он, — держася у нас во обители Святого Живоносного Христова Воскресения Нового Иерусалима, строение Великого Господина Святейшаго Никона, Патриарха Московского и всея России, егда ему, бывшему во обители Воскресенской с 166 по 175 (1658–1667. — В.Ш.) год, держася твердо и неизменно, тако же и по себе заповеда хранити твердо же и нерушимо во веки, дондеже стоит и обитель святая». Так же описывается погребение Святейшего Патриарха Никона и особое отношение к обители Нового Иерусалима Государыни царевны Татианы Михайловны. В отдельных разделах устава представлены описания освящения великой церкви и мер и надписей Воскресенского собора.
Монастырский устав развивался от столетия к столетию, от настоятеля к настоятелю, но неизменным и навечно утвержденным оставалась уставная, как догматическая, норма — почитание памяти Святейшего Патриарха Никона как местночтимого святого, молитвенника и заступника месту сему и пребывающим зде в благочестии и благочинии, а шире — всем созерцателям нового Иерусалима — нового Израиля.
НАДПИСАНИЕ ЦЕРКОВНАГО УСТАВА И МОНАСТЫРСКАГО ЧИНА
обители святой Воскресенской (рекомаго Новаго Иеросалима) , противо книг старописаннаго нашего харатейнаго устава в лето 6954-го;
и вторыя книги старца Арсения Суханова «Хождение во Иерусалим, описание ради святых мест и всего чина церковнаго, како во Иерусалиме во святей велицей церкви, и во Александрии у Святейшаго православнаго Патриарха, и во всей Палестине православные греки чин церковный содержат»; и противо книги Шестоднева, юже напечатана во царьство благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца. По благословению митрополитов и архиепископов меж патриаршества в лето 7169 году месяца октовриа в 25.
(л. 51) Сей чин и устав держася у нас во обители святаго Живоноснаго Христова Воскресения Новаго Иерусалима, строения Великаго Господина Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всея России, егда ему бывшу во обители Воскресенской со 166 году. Первей год держася твердо и неизменно; такожде и посем заповеда хранити твердо же и нерушимо вовеки, дондеже стоит и обитель святая.
А егда ему отсюду в преселении бывшу во страны Белоезерские, в монастыри Ферапонтов, Кириллов.
И того же 175 (1667) декемврия в <...> день было Государьское пришествие в Саввин монастырь на память святаго Саввы чюдотворца, тогда нашея обители архимандрит Акакий по чину, как было при Святейшем Никоне Патриархе, ездил в Саввин монастырь со образом и хлебом в поднос Великому Государю, и Великаго Государя архимандрит докладывал о чине и уставе церковном и монастырском и о звоне, яко у нас чин и устав церковный и монастырский и звон, и отменить, не точию как в прочих обителех Московских; и Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя Росии самодержец приказал известно своим Государьским словом архимандриту: какоже было у вас при Патриархе чин и устав церковный и монастырской и звон, так вы пойте и звоните, ничего не переменяйте.
И в то же время ис того же похода с Саввина монастыря приезжал во обитель Воскресенску для соглядания строения великия каменныя церкви и всего монастыря и церковнаго чина и монастырскаго его Царьскаго пресветлаго Величества духовник протопоп Андрей Саввиновый и он приказывал царьским словом архимандриту с подкреплением великим, чтобы чины из устава церковнаго и монастырскаго как было при Святейшем Никоне Патриархе пение, чтение и звон, так бы все творили и ничего не изменяли.
И жившу ему тамо по 189 (1681) году от сего (л. 51 об.) времени, и великое каменныя церкви и великое монастырское строение престаша; тогда в те лета во обители нашей началнейшии архимандритии, уставщики, священницы, диакони, крилошане и братия рядовая пременишася ови сего света отыдоша, ови гонения ради изыдоша, недостатку же и оскудению любви, и пищи, и потребнаго на одеяние тела, яже было при нем, Святейшем, денежнаго казеннаго зажилого , и сами изыдоша , а началнейшии священницы, крилошане все временныя сташа со всероссийских монастырей, инии же от стран киевских и литовских, и кийждо по своим обычаем и уставом твориша, якоже что где обычно, а сей чин и устав презреша и повеление Великаго Архиерея ни во что же вмениша: все твариша по своим волям, якоже что хотеша. И от того самочиния и нововводных чинов по уставу разных людей, и чин, и устав, иже был при Святейшем Никоне Патриархе и во обители нашей хранимо повелением его архиерейским, и во время подобно и часы, якоже устав наш старописанный харатейной повелевает, Вечерни, Павечерни, Полунощницы, Утрени, Часов и святыя Литоргии, благовест, звоны в доску во дни праздничныя и простыя, наипаче же во святый и Великий пост и в прочие посты все пременили, глаголюще: у них в других монастырях чин так, инии же: у нас в Киеве и в белоруских монастырех устав гетак, и так надобно творити. И в том многочинии и разных людей самоволством, чин и устав наш монастырской, яже предаде нам отец наш хранити, все до конца истребиша. А в те времена старожилые братия нашего монастыря, кои при нем пострижены, при Святейшем, иеромонаси, иеродиакони, крилошане и братия, кои были от обители неотходно, всякия нужды и чаяния правды ради претерпевая и видя пременения нашего чина и устава, яже хранима было при Святейшем, страха ради воспретити не смеюще дондеже возсия истина и правда с небесе приниче.
И паки бысть в лето 7187, во царьство благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича и всея великия и малыя и белыя России самодержца, Бог с высоты призре паки на обитель святую, вложи благочестивейшему мысль благую во сердце: первее присети своим пришествием обитель и виде в ней, яко здание добро каменныя великия церкве, а иже и совершения доспеша, любовию же сердце его о совершении храма разжеся вкупе со словом здати повелевает; и бысть царьское слово его всем и дело.
Тогда во обители нашей началнейший архиман(л. 52)дрит Филофей, строитель Герман, казначей Сергий; и вопроси их Царьское Величество о уставе церковном и о чине монастырском, како было при Святейшем; и сказаша ему они все подробну и како предал нам Святейший чин и устав монастырский во всем хранити.
И Царьское Величество изволи во обители нашей два дни пребыти и разсмотре душевныма своима и телесныма очима, яко ничтоже в чине церковном и уставе согласуется, како было при Святейшем, в пении, во чтении и во всяком благочинии церковном и монастырском, но мало нечто и то все превращено и нововводно; нерушимое, ни греческое и ни киевское, чин и устав его архиерейский потеряли, а иного не приняли.
И повеле Царьское Величество устав церковный и чин монастырский, како было предано церкви Святейшим Никоном Патриархом хранити во веки твердо нерушимо, вскоре написати и в Саввин монастырь прислати. И того дни Великий Государь Царь изволил итети в Саввин монастырь.
И бысть Царьское повеление вскоре и начаша писати тояжде нощи: писцы же трудившиися в деле сем сея же обители постриженцы и добре ведевше истину известно, понеже бывшу всем во обители при Святейшем, и по преселении его, все были началницы церковнии и уставщиками: в первых строитель Герман, прежде бывый из младенчества Святейшаго келейник, потом же был архимандрит обители сей Воскресенской, вторый иеромонах Тихон, третий иеродиакон Инокентий Саввинской, тут же и аз убогий Никанор трудился. И написаша весь устав церковный и чин монастырский по чину, како было при Святейшем, и послаша его к Москве к Великому Государю, подписав своими руками.
И паки во 188 году, месяца декемвриа в 1 день, Царьское пресветлое Величество паки изволи быти во обители у нас Воскресенской и о сем архимандриту Филофею, строителю Герману, казначею Сергию и братии изволил приказать из уст своих царьское свое слово: именно чтоб устав в церкви Божией церковный и пение, чтение и чин весь монастырский, како было при нем, Святейшем Патриархе, все хранити твердо и неизменно, такожде и после того времени и протчих архимандритом; Герману приказывал своим государьским словом непрестанно чину и уставу тому же во обители нашей быти во веки неизменно, как было при Святейшем.
И от времени того Господу Богу, изволившу свыше милостию Своею на обитель святую призрети, якоже и на древний Иеросалим, паки царьским повелением запустелое здание здати начаша.
Тогда благочестивейший Великий Государь Царь и Великий (л. 52 об.) Князь Федор Алексеевич всеа великия и малыя и белыя России самодержец разжегся ревностию божественною о совершении великия церкви, якоже иногда во благочестии сияющи Царь Иустиниан Великий, зиждай храм великий во славу Спасителя нашего Бога, и зиждущу ему дотоле, яко и <...> ему вся царьская сокровища, яже суть своя руку, яко любовию к Нему и сердце его разжеся, показа ему ангелы своими сокровице много на совершение храма святаго.
Такожде и благочестивейший Государь наш Царь, имеяй велию веру ко Господу Богу, и от всего своего сердца желанием возжеле о совершении святаго храма сего Воскресения Спасителя нашего Бога; и возсия над него свыше мысленное солнце правды Христос Бог наш, положи ему во сердце; помысли во своем сердцы мысль благу глаголя: да возмется и наченши обитель сию, юже нача и великую церковь созидати к совершению Святейший Никон Патриарх, и бысть слово его царьское и всего освященнаго собора вскоре и дело.
Тогда послаша по него на Бело езеро в Кириллов; и желание сердца их едино, яже видети друг друга и духоносныя любви насладитися во веселии; Святейшему Никону Патриарху тогда в велицей болезни сущу.
И тако благоволившу Создателю нашему Богу: Святейшему Никону Патриарху обители Воскресенской не достигшу, на пути во граде Ярославле, на реце Которости, благословение дав своим учеником, с миром успе в вечный покой, от жития сего отыде во иное блаженство в настоящее лето от создания мира 7189 году, месяца августа в 17 день; желаемаго не получи, еже сердце его желах непрестанно во вся дни жития его в преселении видети святую обитель Воскресенску и великую церковь в совершении, яже сам основа, и благочестивейшаго видети его царьское пресветлое лице имети сподобитися, от него в житии своем не получи, егоже жела непрестанно.
Царьское пресветлое Величество слыша о сем, яко Святейший Никон Патриарх на пути от жития сего ко Господу Богу отыде, и возжеле душею и возрыда жалостно со слезами от всего своего сердца, яко не сподобися видети его жива, благословение от него прияти и святыя молитвы, повеле тело его вести во обитель, еже он сам созда.
И благочестивейший Великий Государь Царь, разжеся сердцем и душею, возжеле сам тело его гробу и земли предати, и изволи и со всем своим царьским домом подвиг сотворити в монастырь Воскресенской, с ним же множество боляр и всяких чинов людей, бывшу же на его погребении и от священнаго чину Корнилий, митрополит Великаго Нова города и Великих Лук, архимандрит Инокентий Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря, архимандрит Никита Кириллова з Бела езера, бывший (л. 53) Патриарху духовник, архимандрит Селивестр Саввина монастыря Сторожевскаго, архимандрит Герман, сего монастыря Воскресенскаго, и прочии иеромонахи, иеродиакони и монаси обители сея и иных, и священницы, и диакони приходских церквей, и множество народа велми.
Сам же благочестивейший изволи со всем царьским своим сигклитом и с митрополитом, со архимандриты и со всем освященным собором, идуще из монастыря со честными кресты и хоругви, и с певцы своими и монастырскими пояше сам «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», и тамо, дошедше честнаго креста , иже есть пред монастырем, идеже бе лежало тело Святейшаго Никона Патриарха, на Московской догоре; и пришедше, возжгоша свещи великия на то уготованныя черныя: и преосвященный Корнилий, митрополит Великаго Нова града, раздаяше свещи по чину Царю и всему освященному собору и царьскому сигклиту, а Троицкой архимандрит раздаваше всенародному множеству, людем и женам; бяху же те свещи устроены от царьския казны, и инии же свещи устроены бяху велики, яко быти или в сажень ручную. И с теми свещи идяху царьския певцы около одра Святейшаго Никона Патриарха во одеждах; на то устроены рясы подобны стихарем от камок китайских, лауданов смирных узорчатых восточных. И тако взяша честное тело Святейшаго Никона Патриарха и несоша во обитель священническима рукама, Царь же и митрополит со всем освященным собором предьидуще со свещами паки пояху «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» и братия же и инии предьидуще и инии же со всенародным множеством, со свещами последующе, и тако принесше в монастырь, в великую каменную церковь, идеже есть церковь Успения Пресвятыя Богородицы, зовомая темница, и певше над ним надгробная по чину. Сам же благочестивейший Великий Государь Царь соизволи от начала пения над гробом своими спеваки и лики пети и читати до скончания службы. Егда же приспе целованию время, сам же благочестивейший соизволи целовати тело его, Святейшаго, в десницу и повеле по сем чином от велика и до мала тако же в десницу его целовати.
И совершивше ту вся по чину надгробная, и понесоша тело его на южную страну в той же великой церкви, в церковь святаго Иоанна Предтечи, под самую Голгофу, идеже та церковь из камене издолблена.
И певши ту над ним подобная и по скончании пения всего, благочестивейший Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодержец, аще и не виде его жива, но любовию от всего своего сердца к нему присвоися.
Сам соизволи своима царьскима рукама тело его со слезами гробу и земли предати.
(л. 53 об.) Яко дивитися всему ту предстоящему посаду, вся творяща сия благочестивейшаго Великаго Государя Царя и толико сердечныя любви ко Святейшему Никону Патриарху, яко не слыхано в нынешних родех тако творяща Царя и в память предбудущему роду сия во удивление сотворися.
И бысть всего погребения с Литоргиею дея поста яко от 1-го часа до 12-го часа всеми чювствы своими.
И по скончании же погребения вниде благочестивейший в ризницу, в его архиерейску, соглядати служащих одужд его архиерейских.
И даде от одежд его Корнилию, митрополиту Великаго Нова града и Великих Лук, лутчий саккос аталас белой сребряной и от амафори аталас золотой и сто рублев денег.
Лутчую митру посла к Москве Симеону, митрополиту Смоленскому и Доргобужскому.
Протчим же архимандритом и всему священному собору прилутчимся ту, на погребении, всем дая царьския своея казны нещадно и убогим милостыню великую.
И паки вера сердца его, благочестивейшаго, ко обители святой приложися и любовию разже и возжеле от всея души своея совершити великую церковь, и повеле с прилежанием делающим навершить вскоре.
Сокровища же и казны своей государьской даяше неоскудно на всякия потребы, злата, сребра и денег, утварей. И церковных риз, стихарей, поручей и патрахилей драгоценных, и сосудов златых и сребряных и иных множество вещей таже прилично суть церкви святей и олтарям; монастырей, пустынь с окрестны и со всеми угодии и село Троицкое с деревнями даде монастырю во владение вечное.
Но и паче же всего жела душа его и попечение велие име непрестанно во вся дни жития своего о совершении великия церкви. Но Содетеля нашего изволение, Великаго Бога, бысть тако: обще долг человеческаго естества смерть живот прекрати, святая душа его ко Господу в вечное блаженство сего света отыде, тело же его гробу и земли предадеся.
Желаемаго не получи, яже душа его и сердце жела во вся дни живота его видети святую великую церковь в совершенстве.
Но еще милостивый Бог наш Творец всего мира и Содетель молитвами отца нашего архиерея, Святейшаго Никона Патриарха, не остави обители сия быти в забвении.
И вложи мысль благу во сердце Великим Государем Царем и Великим Князем Иоанну Алексеевичю и Петру Алексеевичу всеа великия и малыя и белыя России самодержцем.
И государыням благоверным царевнам и благородным царевнам и Великим Княжнам Татиане Михайловне, Софии Алексеевне и прочим государыням царевнам, якоже и Великому Государю Царю и Великому Князю Феодору Алексеевичю попечение о навершении.
(л. 54) И верою ко Господу Спасителю нашему Богу и любовию ко обители святей тщанием своего Царьскаго пресветлаго Величества каменную великую церковь вскоре совершиша и освятиша в лето 7197-га месяца генваря в 18 день на память иже во святых отец наших Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских чюдотворцов.
Освятися та великая церковь великим архиереом Святейшим Иоакимом, Патриархом Московским и всея России.
Бысть же ту и освященнаго чина архиереи Варсонофий, митрополит Крутицкий, Гавриил, архиепископ Вологодцкий, Афанасий, архиепископ Колмогорский, архимандриты, священницы и диакони множество.
На освящении же сея великия церкви соизволи бысть Царьское его пресветлое Величество благочестивейший Великий Государь Царь и Великий Князь Иоанн Алексиевич всея великия и малыя и белыя России самодержец, благородная государыня царевна и Великая Княжна Татиана Михайловна и благородная государыня царевна и Великая Княжна София Алексеевна, благочестивейшии царицы и благородныя царевны и от царьскаго их сигклита всякаго чина множество.
Ко освящению же тоя великия церкви потребныя вся вещи проуготова Государыня благородная царевна и Великая Княжна Татиана Михайловна из своея комнаты.
Иные она, благородная государыня царевна, о церкви Божии и обители святой и живущих в ней попечение велие имеет непрестанное о строении и о всяком благодеянии монастырском. Наипаче же всего о благочинии церковном, како предал чин и устав святей церкви Святейший Никон Патриарх и при нем была служба Божия и чтение, и пение киевское, греческое, болгарское и русское отчасти, токмо догматики воскресны, антифоны, ирмосы на осьм гласов все по новоисправленным книгам печатным, а в праздники Господьския и в дни воскресныя пели ис партесу.
После его преселения от нас в Ферапонтов, чин и устав тот многия лета держался. Потом мало помалу и иныя чины стали вводити и все пременили его архиерейское, понеже началнейшии и священницы, диакони, головщики и крилошане, и братия, и инии, и пременнии иностраннии, и в том во обители нашей в церковном уставе и в чине монастырском несогласие великое учинися. И о сем государыня благородная царевна приказывала многожды изустно своим государьским словом. Нынешнего настоящаго лета 194-го месяца ноемврия дня 16 приказывала она, Государыня, крестовому своему диакону Иоанну Корнильеву Шушерину к нам в монастырь Воскресенской отписать о церковном чине и уставе: написать, против пиша, како предал чин и устав церковный Святейший Патриарх Никон в священнослужении и пении, чтении; и весь чин церковный (л. 54 об.) и монастырский твердо хранити во веки неподвижно како при нем было, Святейшем, и книгу прислать старца Арсения Суханова «Хождение во Иерусалим и описание святых мест и всего церковнаго чина, како во Иерусалиме, во святей и велицей церкви Воскресения Христова, и у Святейшаго Патриарха, и во святей Горе Афонстей, и во Александрии, и во Египте, и во всей Палестине в великих лаврах и монастырех благочестивыя греки, волохи, сербы и прочия христиане православныя чин и устав содержат церковный».
Такожде то у нас держася предание Святейшаго Никона Патриарха чин и устав церковный и монастырский противо сих свидетелствованных книг Арсения Суханова и писаннаго в лето 7169-го скорописаннаго нашего харатейнаго устава, яже писан в лето 6954-е. О сем уставе церковном и чине монастырском обители сея Воскресенской архимандрит отец Герман отходя от жития сего написал духовную изустно своею рукою, а в ней писано моление сице: «Молю же братия и отца моего, что будет по благоволению Божию и по разсуждению Святейшаго Патриарха архимандрит, да чин церковный писанный и неписанный хранит, якоже ставися при отце нашем, да и сам сохранен будет от всякаго злаго поречения; мене же грешнаго да поминает во сятых своих молитвах».
И тако все было неизменно именем, благодатию Спасителя нашего Бога и паки по сему, якоже свидетельствуем о сем подлинно, сей чин и устав писанный сице.
Тщанием благородной государыни царевны
и Великой Княжны Татианы Михайловны,
паки установися, якоже бысть при
Святейшем Никоне Патриархе
устав церковный и чин
монастырский, якоже
ныне свидетельствует
сия книга, о сем
писанная
сице
|