Летопись Горицкого монастыря
убликуемая летопись хранится в фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника под названием «Сведения о Горицком женском монастыре». Ее появление связано с попыткой возродить во второй половине ХIХ века угасшую летописную традицию. Одним из первых с такой инициативой выступил епископ Оренбургский Варлаам, распорядившийся в 1865 г. о создании летописей в церквах и монастырях вверенной ему епархии. Он же разработал и программу описаний. Инициативу Варлаама поддержал святейший Синод и в 1866 г. издал указ о составлёнии летописей во всех церквах и монастырях империи*.
На местах заводить летописи не спешили, и потому в 1893 г. последовало определение Новгородской духовной консистории «О заведении в церквах Новгородской епархии церковных летописей» со следующего, 1894 года. Через два года была опубликована подробная программа как руководство к составлению летописей**.
Таким образом, помимо причины, повлекшей за собой создание Горицкой летописи, выясняются и ее хронологические рамки. Работа над летописью началась, по-видимому, не ранее 1896 г., т. к. авторы четко следуют опубликованной в этом году программе. Последней датой, упоминаемой в тексте, является 1913 год, его следует считать временем окончания работы.
Имена составителей рукописи обнаружить не удалось. Определение 1893 г. предписывало ведение летописей самим настоятелям или настоятельницам. В создании Горицкой рукописи участвовало не менее трех писцов, о чем свидетельствуют разные почерк. Но очень сомнительно, чтобы непосредственное участие в этой работе принимала какая-либо из трех игумений, управлявших монастырем между 1896 и 1913 годами. Игумения Арсения (1895-1904) едва владела грамотой, что видно из подписанных ею документов; а ее сестра игумения Асенефа, вступившая в должность в 1910 г. обучалась грамоте после поступления в монастырь. Игумения Адриана, возглавлявшая монастырь после Арсении также не имела светского образования, поскольку в монастырь поступила в 9 лет. Скорее всего составление летописи являлось послушанием монахинь из числа пострижениц, получивших основательное светское образование и владевших хорошим слогом.
Публикуемая летопись имеет очень большое значение как исторический источник. В ней не только излагается история Горицкого монастыря с момента его основания, но дается краткий обзор приписных пустыней и скитов: Фетиньиной, Зосимо-Ворбозомской, Никулина. При составлении рукописи авторы использовали подлинные документы, многие из которых давно утрачены, что увеличивает ценность летописи. Помимо источниковедческого, публикация данной рукописи имеет немалое историографическое значение. В отличие от более именитых и древних собратьев — Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей — Горицкая обитель до настоящего времени не имеет обобщающей работы по своей истории. Немногочисленные сведения о ней можно встретить в путеводителях, монографиях и других публикациях.
Рукопись представляет собой разбитый блок размером 34 х 21,5 см; переплет утрачен, текст написан черной тушью на белой бумаге, часть листов имеет в верхнем углу фирменный знак-оттиск фабрики наследников Сумкина. До нас рукопись дошла не полностью: утрачено предисловие, о существовании которого свидетельствует авторская нумерация страниц и помещенное в конце оглавление. Судя по карандашным правкам и замечаниям на полях, летопись готовили к публикации еще в монастыре.
В настоящей публикации сохранены все особенности авторской лексики, характерной для конца ХIХ — начала ХХ вв., но орфография и пунктуация приближены к современным правилам правописания, за исключением цитат из описных книг и других документов, которые даны в авторской редакции. Многовариантиость авторских сокращений (например, слово «преподобный», имевшее три сокращения: преп., препод., преподобн., дается как преп.) приведена к единообразию. Поздние правки рукописи не воспроизводятся. Авторские замечания даны подстрочно, как в тексте.
Г. О. Иванова
* Новгородские епархиальные ведомости. 1893. №9-10. С. 158-160.
** Новгородские епархиальные ведомости. 1896. №8, С. 495-498.
|