ИЗДАНИЕ ВЫСОЧАЙШЕ УЧРЕЖДЕННОГО КОМИТЕТА ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О РУССКОЙ ИКОНОПИСИ
ФРЕСКИ
ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ
В. Т. ГЕОРГИЕВСКОГО.
С приложениями 42 рисунков в тексте, 7 цветных таблиц
и 40 таблиц фототипий.
С.-ПЕТЕРБУРГ
Т-во Р. Голике и А. Вильборг, Звенигородская, 11
1911.
ПРЕДИСЛОВИЕ
ятнадцатый век в истории русского искусства совпадает с усиленным строительством в Московском княжестве и в самой Москве и характеризуется блестящей деятельностью знаменитого Аристотеля Фиораванти, Петра Алоиза и др. художников, выстроивших Московский кремль и целый ряд палат и церквей во главе с Успенским и придворным Благовещенским соборами в Москве. В то же время в Московской Руси созидается несколько монастырей с их церквами, трапезными, кельями, башнями и стенами, – последователями отца северно-русского монашества пр. Серия, - пр. Кириллом Белозерским, пр. Пафнутием Боровским, Иосифом Волоцким и др. Все эти обширные и важные постройки требовали выдающихся художественных сил в лице архитекторов, а затем, иконописцев и стенописцев, которые украшали эти вновь построенные храмы фресками и иконами. Таким образом, XV в. в истории русского искусства является одним из наиболее важных и интересных.
Но в то время как памятники русской архитектуры этого периода, за немногими исключениями, уцелели и доступны для изучения, фрески и иконы почти все погибли для науки или испорчены позднейшими реставрациями. Этим и объясняется то обстоятельство, что XV в. в истории русского искусства является наиболее темным и менее всего изученным.
Нам посчастливилось найти в глухом углу Новгородского края, в полузабытом древнем Ферапонтовом монастыре целую стенную фресковую роспись, сохранившуюся почти чудом, принадлежащую кисти сотрудников знаменитого Аристотеля Фиораванти по украшению выстроенных им Успенского и Благовещенского соборов в Москве – иконописцев Великого Князя Иоанна III, – Дионисия и его сыновей – Феодосия и Владимира, продолжавших дело отца при дворе Великого Князя Василия III, и расписавших гораздо ранее храмы монастырей Пафнутьева Боровского, Иосифова Волоколамского, Спасо-Каменного и др.
Изучение этой фресковой росписи Ферапонтова монастыря дало нам целый ряд ценных указаний для решения некоторых весьма важных вопросов в истории русского искусства XV–XVI в., как напр., о западном и юго-славянском влиянии, о царских жалованных иконописцах, о начале и происхождении школ, так называемых, московской и строгановской, и проч.
При отыскании художественных работ Дионисия и его школы в местах их деятельности, в монастырях Волоколамском, Пафнутьевом Боровском и Спасо-Каменном, во время нарочитых поездок по этим монастырям, нам удалось найти в библиотеке Иосифо-Волоколамского монастыря весьма интересную рукопись (помещенную нами в приложении – опись этого монастыря 1545 года, дающую драгоценные сведения о художественной деятельности Дионисия, его сыновей, Феодосия и Владимира, и целого ряда других иконописцев-художников, сотрудников Дионисия по росписи Волоколамского монастыря, а затем работавших и на Великих Князей Московских. Интересна эта рукопись и во многих других отношениях, как сообщающая новые данные об убранстве церквей в XV–XVI в., имена писцов и переписчиков книг и проч.
Древнерусская иконопись так мало изучена, что представляет, по словам одного компетентнейшего знатока искусства, настоящий дремучий «лес» 1) [Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери. СПБ. 1911 г., стр. 18]. Если нам удалось сделать хотя некоторую небольшую просеку в этом „темном лесу", посредством издаваемой нами книги, мы будем считать свой труд не бесполезным.
В заключение приносим глубокую благодарность Высочайше учрежденному Комитету попечительства о русской иконописи, предоставившему свои средства на издание этой книги, и Председателю Комитета графу С. Д. Шереметеву, живо интересовавшемуся нашей работой и способствовавшему наилучшему изданию этой книги, – Товарищу Председателя Комитета – академику Н. П. Кондакову и членам Комитета Н. П. Лихачеву и Н. В. Покровскому, помогавшим нам своими ценными указаниями и советами, а также художникам В. М. Васнецову и Д. С. Стеллецкому, заботившихся об украшении книги, и фот. И. Н. Александрову, давшему наилучшие фотографические снимки с древней росписи Ферапонтовского храма.
В. Георгиевский.
|