История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека ПАТРИАРХ НИКОН В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ Современная литература о Патриархе Никоне Устав монастыря Нового Иерусалима Богослужебные Восточные традиции, из Проскинитария А. Суханова Богослужебные Восточные традиции, из Проскинитария А. Суханова

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ВОСТОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ, ИЗ ПРОСКИНИТАРИЯ А. СУХАНОВА


Глава 46


В Волошской земле в Яссах и в Торговищи к Вечерне напред бьют в доску на колокольнице един раз, потом благовестят в один колокол очапом, то и звон есть (на поле подписано: В Иерусалиме колоколов нету, а только в доску бьют). И как отблаговестят, священник начинает Вечерню сице: пришед, став на обычном своем месте, на крылосе в креслах, а не перед царскими дверьми, и говорит: «Благословен Бог наш», без епитрахели, в скуфье, снем клобук, и читает девятый час: «Аминь, Царю небесный»; по «Приидите, поклонимся», «Коль возлюбленна» и проч. Егда же по «Честнейшую» проговорит молитву: «Владыко Господи Иисусе Христе», и после той молитвы иной псаломщик говорит: «Приидите, поклонимся» трижды и «Благослови, душе моя, Господа». Во Иерусалиме же девятый час говорят, и начинают в притворе, и отпустя идут вси в церковь. Священник же, вшед в олтарь, творит начало в епитрахели, в скуфье пред престолом, двери затворя, токмо занавес открыв; говорят: «Приидите, поклонимся» и прочая. Священник, же другова начала к вечерне не творит; аще ли есть Патриарх, то «Приидите, поклонимся» и псалом говорит Патриарх сам всегда неизменно; аще ли Патриарха нет, а есть митрополит, или епископ, или архимандрит, или игумен, то кто честнее, тот и говорит. Егда же молвит конец псалма «Благослови, душе моя, Господа», таже «Солнце позна запад свой, положи тму, и бысть нощь», таже «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси», таже «Слава, и ныне, аллилуиа» по трижды, а последнее аллилуиа говорит сице: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». «Докса Си о Феос имон, докса Си», сиречь, «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или же говорят также Патриарх: «Елпис имон», сиречь: «Упование наше, слава Тебе». Егда же начнут говорит: «Приидите, поклонимся» и «Благослови, душе моя, Господа», тогда сошед с места своего поп и станет пред царскима дверми прямо, и взимает за вервь и отворяет, и говорит молитвы вечерния, в скуфье, в епитрахели, без клобука; греки все, аще и не служат Литургии, а молитвы вечерния и утрения неизменно говорят всегда, вечерния на «Благослови, душе моя, Господа», а утрения на екзапсалмех. Егда же Патриарх проговорит «Благослови, душе моя, Господа», аллилуиа трижды, и абие священник говорит ектению «Миром Господу помолимся» в скуфье, без клобука; клирицы и вси людие говорят: «Кирие елейсон», еже есть «Господи, помилуй», егда же священник «Христу Богу предадим», клирицы же рекут: «Си Кирие», сиречь: «Тебе, Господи», иерей возглас, и егда молвит: «И во веки веков», клирицы же «Аминь». Таже клирик вышед из кресл, и вымает на налой псалтырь, и говорит стоя под стеною на крылосе у налоя, на запад лицем, и мало поклоняся на полночь, а ин на полдень, сиречь на церковь, а не среди церкви, и не на восток лицем (на поле приписано: У Синайскаго епископа говорят псалтырь стоя среди церкви, а говорят молоденькие чернечики от образов далече, на восток лицем). Егда же кто мирянин, или малой ребенок, то выходя среди церкви, на восток лицем говорит; священник же сложа епитрахель, положа на себя камилавку, сиречь клобук, и станет на своем месте в креслех. Егда же придет время на «Славе» кой псалтырь говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; и абие на крылосе говорят: «И ныне и присно и во веки веков, аминь; аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», «Господи, помилуй» трижды, «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». И абие псаломщик говорит: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», по сем псалтырь вторую славу. Егдаж и другую славу проговорит, говорят на крылосе «И ныне» також, якож на первой славе, той же крылос, а не на ином крылосе. На аллилуиа крылошане и Патриарх не кланяются ни мало, но просто стоят в креслах своих; токмо псаломщик, который псалтырь говорит, тот кланяется. Егдаж проговорит третью славу псалтыри, и речет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; инии же: «Упование наше слава Тебе»; и абие священник говорит, стоя на своем месте в креслах, или вышед из кресл мало, без епитрахели, в скуфье, а иногда и в клобуке: «Паки и паки миром Господу помолимся». Патриарх и вси людие говорят: «Господи, помилуй» дважды. Егда же молвит: «Христу Богу предадим», людие говорят «Си Кирие», еже есть: «Тебе, Господи». Егда же иерей молвит на возгласе: «И во веки веков», людие говорят: «Аминь». Таже канархист сказывает глас стихир, и станет против Патриарха, прижав руце к сердцу. Аще ли Патриарха нету, а есть иная которая власть, митрополит или игумен, то перед ним станет. Аще ли никого нету властей, то пред патриаршим местом станет, а головщик начнет петь «Господи, воззвах к Тебе», сице: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Вонми гласу молитвы моея, егда воззову к Тебе, услыши мя, Господи». Егда же первый лик поет первый стих, канархист в то время стоит пред Патриархом; и егда поют: «Вонми гласу молитвы моея», тогда канархист поклонится до земли Патриарху, или иншему коему началнику, кой в то время прилучится, и поклоняся единожды, и отшед, взимает канархист книгу и присматривает стихиры. Егда же пропоет первый лик, таже начинает левый лик: «Да ся исправит» и прочее по ряду. Лик правой первый стих поют пением, прочие же говорят поскору пением же. А левой крылос первый стих поет пением же, прочие же говорят говором поскору, всегда по вся дни неизменно, и ожидая друг друга.

Егда начнут пети: «Господи воззвах», тогда священник исходит северными дверми с кадилом и кадит по чину.

л. (- левый лик) «Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи».

п. (- правый лик) «Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих».

л. «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».

п. «Се человеки, творящими беззаконие, и не счетаюся со избранными их».

л. «Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намаслит главы моея».

п. «Яко и еще молитва моя во благоволениях их, пожерты быша при камени судия их».

п. «Услышатся глаголи мои яко возмогоша яко толще земли, проседеся на земли, разсыпашася кости их при аде». (на поле приписано: Сих псалмов иной псаломщик не говорит никто, и среди церкви не кананархает, якоже в Московских монастырех, но токмо поют лики; также и «Хвалите Господа с небес» на Утрени).

л. «И яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои на Тя уповах, не отыми душу мою».

л. «Сохрани мя от сети юже составиша ми и от соблазны делающих беззакония».

п. «Впадут во мрежу свою грешницы, един есть Аз дондеже прейду».

л. «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолюся».

п. «Пролию пред Ним молитву мою, и печаль мою пред Ним возвещу».

л. «Егда изчезаше от мене дух мой и Ты позна стезя моя».

п. «На пути сем по нему же хождах, скрыша сеть мне».

л. «Смотрях одесную и возглядех, и не бе знаяй мене».

п. «Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою».

л. «Воззвах к Тебе, Господи. Рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых».

п. «Вонми молитву мою, яко смирихся зело».

л. «Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене».

п., на 10. «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему».

л. «Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне».

п. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой».

л. «Будут уши Твои, внемлюще гласу молитвы моея».

п., на 6. «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит, яко у Тебе очищение есть».

л. «Имени Твоего ради потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя слово Твое, упова душа моя на Господа».

п., на 4. «От стража утренняя до нощи, от стража утренняя да уповает Израиль на Господа».

л. «Яко от Господа милость и много от Него избавления, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его».

п. «Хвалите Господа вси языцы и похвалите Его вси людие».

л. «Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во веки» (на поле приписано: Крылошане, аще и мнози стоят, но един поет, прочии же молчат; егда же устанет, то ин поет, и тако пременяются, поют по единому).

После последняго стиха стихир и «Славу, и ныне».

«Слава, и ныне» на сходе николи не поют, но сице: егда пропоет последнюю стихиру второй лик, тогда первый лик поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», и поет иже на славе стих на своем крылосе. Потом второй лик поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», и поет Богородичен, или празднику на своем же крылосе, а не на сходе. Егда же един стих «Слава, и ныне»; то поют сице: по последней стихире поет первой лик: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» пением, а второй лик поет «И ныне». Потом паки первой лик поет стих, иже на «Слава, и ныне» на своем крылосе, а не на сходе. Егда же пропоют, и абие Патриарх, или ин кто началник, если нет Патриарха, говорит: «Свете тихий» весь; таже священник, стоя на своем месте в креслах, в скуфье, без епитрахели, возгласит: прокимен и абие первой лик поет прокимен; аще и великий прокимен, а поют трижды, токмо священник прокимна и стихов не сказывает, но просто сами крылошане прокимен токмо поют; таже Патриарх говорит: «Сподоби, Господи, в вечер сей». По прочтении же сего стиха, священник сошед с места своего, и станет против царских дверей, и положит на себя епитрахель, и говорит в скуфье ектенью: «Исполним вечерния», люди говорят: «Господи, помилуй», и «Подай, Господи» по чину; егда же на возгласе речет иерей: «И во веки веков», людие же рекут вси: «Аминь». Таже Патриарх возгласит: «Ирини паси», еже есть «Мир всем», людие же «И духови твоему»; таже поп возгласит: «Главы ваша Господеви приклоните», людие же рекут: «Тебе, Господи»; таже иерей глаголет молитву мало преклонився, потом возглас: по возгласе людие рекут «Аминь»; таже канархист сказывает на левом крылосе стихиры на стиховне; таже правой лик говорит припев: «К Тебе возведох очи мои», и поет другую стихиру; таже правый лик поет славу, или «Слава, и ныне» по чину, якоже писано на Господи воззвах; и по скончании говорит Патриарх: «Ныне отпущаеши», потом ин кто-нибудь говорит «Святый Боже» и «Отче наш»; по сем иерей возглас. Егда говорит «Святый Боже», тогда канархист, вышед среди церкви, творит царским дверем великий поклон един, и пришед против Патриарха поклоняется до земли, и приступя целует у Патриарха руку и отшед покланяется паки, и идет на свое место. Таже правый лик говорит «Аминь» и поет тропарь поскору, потом на другом крылосе поют Богородичен без «Слава, и ныне». Таже священник сошед с места своего из кресел и став против царских дверей, и взем епитрахель, и положит на себя, и говорит ектенью в скуфье «Помилуй нас, Боже»; Патриарх и вси людие на всякой статьи говорят: «Господи, помилуй» трижды, а не по 12, а пением не поют, и по возгласе глаголет «Аминь», таже иерей возгласит «Софиа», еже есть «Премудрость», людие же вси и мнози выступя из кресел своих, рекут «Евлогисон», сиречь «Благослови»; а священник обратясь на запад в епитрахели и в скуфье говорит: «Сый благословен»; по скончании того возгласа рекут вси «Аминь»; таже Патриарх говорит вслух: «Утверди, Боже, святую православную христианскую веру во веки веков»; таже на крылосе говорят: «Честнейшую», а на другом или на том же «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» дважды. «Владыко, благослови». Иерей отпуст, таже лик поет: «Деспотин ке архиереа имон Кирие филатте, ис полла ети деспота» единожды, а Патриарх осеняет рукою на народ, а предстоящии и вси вкупе из кресл поклоняются мало Патриарху, а не низко.

Егда же кутью принесут и поставят пред местным образом на скамейке, как пропоют после отпуста: «Тон деспотин ке архиереа», таже еклесиарх вынесет кадило, и даст попу, и взем кадило и покадя возгласит: «Евлогитос о Феос», а клирик «Аминь» и Трисвятое, по «Отче наш» и прочее зри по Литургии. А кутью в пост и в среду и в пяток едали с сахаром, а Патриарх в постные дни коли вина не пьют, то воду с сахаром пивал, а как Арсений с греками во многом о том говаривал, что сахар скоромен, и Патриарх в великий зазор себе поставил, кутьи не велел ставить в постные дни с сахаром и шербету с сахаром не стал же пить, а говорил Арсению: я де право по се время не ведал, что сахар скоромен, а ныне де впрямь доведался.

В субботу в вечер по скончании девятаго часа, отпусту девятому часу не бывает, иерей сошед с места и став против царских дверей покланяется образом и говорит: «Ди евхонтон агион патерон имон Кирие Иисусе Христе о Феос имон елеисон имас» и рекут «Аминь»; и обратяся иерей к Патриарху покланяется издалека и отходит на свое место в кресла, а иной иерей вышед из своих кресл с диаконом, или без диакона, где его нет, и покланяется Патриарху до земли и целует руку у Патриарха, а егда Патриарха нет, то у инаго началника целует руку, который прилучится, и отходит в олтарь южными враты и станет пред престолом, и снем с себя клобук, и полагает на себя епитрахель, и открыв завесу, что у царских дверей, а дверей не отворяет, а стоя пред престолом на восток лицем без риз в епитрахели, говорит гласно: «Евлогитос о Феос», еже есть «Благословен Бог» и рекут вси «Аминь»; аще ли Патриарх, то говорит сам «Аминь», «Приидите, поклонимся» и прочая, якоже писано в повседневней Вечерни; аще ли ни, то ин началник говорит; священник же в олтари пред престолом стоя говорит молитвы вечерния в одной епитрахели, в скуфье. А диакон Вечерни начала не говорит и «Благослови, владыко» не говорит, якоже обыкло на Руси в Московском государстве. Егда же Патриарх совершит псалом, и абие диакон вышед из олтаря в стихаре северными дверьми, и став против царских дверей, не близко, но далече от дверей, а двери затворены, токмо завеса открыта, и говорит ектенью «Миром Господу помолимся», в скуфье, держа уларь правою рукою, уларь на левом плече; аще нет диакона, то поп в олтаре ектенью говорит пред престолом в епитрахели, а двери затворены, токмо завесу открыв; людие говорят: «Господи, помилуй»; егда же диакон проговорит ектенью, и стоит ожидая, дондеже иерей проговорит возглас; егда же по возгласе рекут «Аминь», тогда диакон покланяется образам трижды, и обратяся к Патриарху поклонится, мало главу поклонит и идет в олтарь в северныя двери, а царския двери затворены стоят, и по «Аминь» став псаломщик посреди церкви говорит: «Блажен муж», а пением не поют николи нигде кафизма «Макариос анир», сиречь «Блажен муж», а на первой и на второй славе «Аллилуиа» говорят, а на правом крылосе на третьей славе говорит сам псаломщик, якоже писано в повседневной службе; аще ли едина слава, то псаломщик говорит, который говорит Псалтырь, «Слава, и ныне» по чину, якоже выше писано. Таже вышед диакон северными дверьми, говорит ектенью «Паки и паки», людие говорят «Господи, помилуй» дважды и возглас и по возгласе «Аминь»; таже канархист скажет глас стихиры и правый лик начинают петь пением «Господи, воззвах» по гласу, и как пропоет правый лик свою строку, по нем начинает на левом крылосе «Да ся исправит», и тако поют стихи на оба крылоса все четыре псалма кряду, не выметывая ни единаго слова, и друг друга ожидают, дондеже пропоют всю строку; по сем начинают петь по стихам, якоже в повседневии писано. Егда же поют «Господи, воззвах», тогда диакон вышед северными дверьми кадит по чину; егда же поют и «И ныне», тогда поставят против северных дверей свещник со свещею, а инде два свещника поставляют, и егда допевают конец, взем дьячек или старец свещник несет, а за ним идет диакон с кадилом в стихаре, за диаконом священник в ризах, и как священник будет среди церкви прямо царских дверей, диакон же одесную его сопреди станет, мало отступя как бы к Патриарху левым боком, держа уларь тремя персты десныя руки и приклонив главу глаголет молитву, а священник в то время стоит среди церкви спустя ризы приклонився, и мало приоборотяся, и по молитве восклоняся, и диакон показуя рукою со уларем во олтарь, и глаголет тихо: «Благослови, владыко, вход святый», и Патриарх благословляет рукою на восток, сиречь на олтарь, глаголет тихо: «Благословен вход святых Твоих всегда ныне и присно и во веки веков», диакон же тихонько «Аминь». И обращся к царским дверем став прямо олтаря кадит образы и власть, по скончании же пения возгласит: «Софиа орфи», еже есть «Премудрость прости», и идут во олтарь. Егда же диакон молвит: «Премудрость», тогда царския двери отворяют изнутри или старец или малый ребенок; и как в олтарь пройдут, тотчас паки двери затворяют. А светильники несут старцы, снем скуфью и с клобуком камилавки и сукамилавку; також и в Киеве. Егда же рекут «София орфи», тогда Патриарх говорит «Свете тихий», а не поют, и соборнаго облачены ни который праздник не бывает, но токмо в Иерусалиме, егда Патриарх где у праздника бывает, ино поют «Свете тихий» и попы, которые облачилися, собором на выходе, а не на крылосе, а егда нет облачения соборнаго, то и не поют, аще и выход, ино все говором. После «Свете тихий» возгласит диакон «Есперас прокименон», сиречь предлежащий прокимен, а «Вонмем, Премудрость, вонмем; И духови твоему»; псалом Давидов диакон, ни поп не говорят, и прокимен и стихов не сказывают, но просто сами крылошане поют 1-й лик, таже 2-й, потом паки первый, и тако поют трижды, а не пять, аще и в субботу вечер прокимен, а в печатных служебниках писано: Диакон говорит: «Просхомен». Таже иерей или Патриарх «Ирини паси», таже диакон «Софиа просхомен» и потом прокимен. А буде есть паремьи, чтут по обычаю, и сидят, а диакон возглашает також, якоже у нас, «Премудрость, вонмем», а двери затворены царския, а инде не затворены видехом. Иерей, вшед во олтарь, двери затворит, и разоблачась говорит ектенью пред престолом стоя в одной епитрахели, и не облачася даже и отпуст. Аще есть диакон, то вышед северными дверми, и став против царских дверей на обычном своем месте, и говорит ектенью: «Рцем вси», людие говорят на всякой статьи по трижды «Господи, помилуй», а не по двенадцати; ектеньи говорят все малыя, а не сугубыя; а царския двери затворены; потом иерей стоя в олтаре говорит возглас высоким гласом, и рекут «Аминь»; таже Патриарх говорит «Сподоби, Господи» без поклонов; на «Сподоби Господи» николи не творят поклонов ни великих, ни малых, ниже в пост Великий. Таже диакон говорит ектенью «Исполним вечерняя», зри в повседневии. По совершении же ектеньи, канархист понесет стихиры на стиховне и канархает на левом крылосе, таже со стихом канархает на правом, таже паки на левом и прочее, зри в повседневии. Егда же пропоют «И ныне», Богородичен, таже Патриарх говорит: «Ныне отпущаеши», потом ин кто говорит Трисвятое; по «Отче наш» таже головщик поет пением поскору тропарь, аще есть другий, поют на другом крылосе, аще же ни, то поют Богородичен; таже диакон вышед северными дверми в стихаре, и станет посторонь царских дверей, возгласит «Софи»; крылошане же и миряне рекут: «Евлогисон», и абие царския двери отворяют; иерей же обратяся на запад лицем, стоя в олтаре в царских дверех, в епитрахели без риз в скуфье, говорит: «Сый благословен», и рекут вси людие «Аминь», и абие Патриарх, стоя на своем месте, говорит: «Утверди Боже», потом крылошанин, коего лика нибудь, говорит «Честнейшую» поскору; таже на ином крылосе, или той же говорит «Слава, и ныне» поскору и «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови»; таже иерей перекрестясь с ризами рукой, говорит отпуст; в то время Патриарх и вси людие перекрестясь, егда речет иерей «Христос истинный»; по совершении же отпуста поет клирик праваго лика многолетье государю. В Иерусалиме у Патриарха многолетья не поют, но токмо «Тон деспотин»; аще несть Патриарха, то и «Тон деспотин» не поют, но «Еония имними»; потом на другом крылосе поют «Тон деспотин ке архиереа имон Кирие филатте, ис полла ети деспота». Иерей же сложа епитрахель, вышед северными дверми и стоит, а Патриарх сошед с места и став среди церкви, и молится образам, и поклонився пойдет, а иерей говорит: «Ди евхон агиу деспоту имон Кирие Иисусе Христе о Феос имон елейсон имас», и рекут вси «Аминь», и идут из церкви. Егда же Патриарх выйдет из церкви, и станет на правую сторону у церкви, а за ним из церкви идут вси, прежде священницы, потом прочии вси по ряду, и вышед из церкви, поклоняются по малу Патриарху и проходят мимо его, и становятся вси власти, и иноцы, священницы на правую сторону за Патриарха, також и миряне честные люди становятся на правую сторону, прочие же вышед и поклоняся Патриарху мало и становятся по левой стороне против Патриарха; и тако вси выйдут из церкви и до малаго ребенка, и Патриарху по малу покланяются, а Патриарх всякаго на его поклон осеняет благословенною рукою; а жены не исходят с мужеским полом вместе, но стоят в церкви дондеже мужской пол выиду из церкви; и егда вси пройдут, и клирицы пропоют единожды «Ис полла ети деспота», и Патриарх идет в свою келью и пришед к лествице своея кельи оборотяся к миру, осеняет рукою на весь мир, и идет к себе в келью; власти же и миряне поклонясь идут койждо к себе во свою страну; а преж Патриарха ни из церкви, ни от церкви отнюдь никто не пойдет; жены же покланяются Патриарху, егда Патриарх пойдет из церкви, стоя на своих местах в церкви, а с мужским полом из церкви не исходят вместе, и из церкви вышед, Патриарху поклонения не чинят, но егда мужской пол выдут вси из церкви, а Патриарх пойдет в келии, то жены пойдут просто из церкви своим путем из монастыря. А Повечерницы после Вечерни николи нигде не говорят; бывает, и то не везде, после ужина, бьют в доску малую, что у церкви, и приходят в притвор, или в паперть, а не в церковь, и говорят Повечерницу токмо псалмы одни, без свечи, а инде и без образа; церкви не отворяют, а кланяются простой церковной стене, на восток зря; егда же псалмы проговорят, таже говорят «Достойно есть», говорком, а не поют, а иные «Достойно» не говорят, но по «Верую во единаго Бога», Трисвятое и «Отче наш»; канона николи нигде ни в минеи, ни в октои не бывает, окроме Великаго поста, прощения общаго великаго нигде не бывает; по отпусте приходят братия по два ко священнику и покланяются мало единожды и с поклоном говорят тихо малое прощение и отходят из церкви; священник же говорит: «Бог простит», и осеняет коегождо издалека рукою.

В Иерусалиме после Вечерни расход для ужина, или егда ужина нет, егда время, ударяют в доску мало, и пришед творит иерей начало в притворе, а не в церкви, всегда неизменно. Во Иерусалиме у Патриарха псаломщик говорит: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю небесный», по совершении же «Верую во единаго Бога», канархист канархает канон в октае Богородичен, ирмоса не поют, но токмо скажет первый ирмос, того ради понеже поют стихи на ирмос; а сказывают первый стих, а запевает: «Иперагиа Феотоке сосон имас», сиречь «Пресвятая Богородице спаси нас», а «Госпоже» не говорят никто нигде, такоже на другом крылосе другий стих, такоже третий, «Слава», потом четвертой, «И ныне», и поют весь стих якоже ирмос поскору, а не концы токмо. А сказывали старцы, что в Иерусалиме канона не певали на Повечернице; что де ныне Патриарх приказал стыдяся вас. Третью песнь той же лик начинает и прочее, яко у нас; на шестой песни кто «И ныне» пел, тот и седален поет, стоя, весь же, а не конец; на нем не сидят; на каноне по шестой песни ирмос не поют, вначале не покрывают ими, токмо осьмую песнь поют; вместо «Славы» «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа». А по совершении последняго стиха поет лик: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поем и превозносим Его во веки». Таже поют осьмой песни ирмос, потом девятую песнь поют ирмос дважды; и тако творят на Повечернице, на воскресной Полунощнице, и на Параклисе, и на Утрени осьмую песнь кончают; по девятой песни «Достойно» поют поскору, на одном крылосе один лик, а не оба, а иногда един сам Патриарх поет. А поют канон единым гласом, сиречь един человек, прочие же молчат переменяяся, первой поет до четвертой песни, а четвертую иной поет до седмой песни, а седмую иныя; и тако греки творят везде во всяком пении, поет един, а по два по три нигде не поют, такожде и на Утрени и на параклисе всякаго пения. По «Достойне» говорит псаломщик Трисвятое по «Отче наш», таже возглас от иерея, псаломщик «Аминь», тропари, «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», и прочее, а в печатных у них писано «Боже отец наших» и прочее, а нигде не говорят, но по вышеписанном везде неизменно: «Господи, помилуй» 40 вслух везде говорят, таже «Иже на всякое время» и прочее, и по «Честнейшую» говорит Патриарх сам: «Боже ущедри ны», псаломщик «Аминь», «Нескверная» и «Даждь нам» и прочее, таже «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови», иерей говорит: «Христос истинный Бог наш», обратяся на запад, и соверша отпуст поклонится в пояс, глаголя поскору: «Прости мя, владыко святый», таже восклонясь говорит на запад же лицем: «Помолимся о державном», а на восток не обращается, и тако творят везде от мала даже и до велика места; а предстоящие вси говорят и сам Патриарх «Господи, помилуй» по единожды на всякой статье, а иерей говорит мало постаивая, дает людям где молвить «Господи, помилуй». Проговоря ектинью иерей обращается на восток, и складывает с себя епитрахель, глаголя: «Ди евхонту агиу деспоту имон» все до конца; и идут по два к Патриарху, и творят издалека поклон един глаголя: «Хорисе ме деспота», сиречь: «Прости мя, владыко святый», и идут вон и ожидают паки вси Патриарха, и паки покланяются с прощением и отходят; миряне також творят, а не так якоже у нас, приступя близко и шепотом говорят прощение малое, но сице якоже зде писано; а Патриарх осеняет каждаго рукою, глаголя: «О Феос хориси», сиречь «Бог простит». И егда вси пройдут, и Патриарх, сошед с места, станет среди церкви, на восток помоляся, осеняет рукою на все страны окрест стоящих; вси поклоняются и поют тихо по скору единожды «Ис полла эти деспота»; и тако идет Патриарх из церкви, а за ним вси от мала и до велика.


<<< Предыдущая 1 2 3 ... 5 6 7 Следующая >>>

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group