История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека ПАТРИАРХ НИКОН В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ Современная литература о Патриархе Никоне Устав монастыря Нового Иерусалима Богослужебные Восточные традиции, из Проскинитария А. Суханова Богослужебные Восточные традиции, из Проскинитария А. Суханова

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ВОСТОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ, ИЗ ПРОСКИНИТАРИЯ А. СУХАНОВА


Молебен, по грецку параклис


Егда иерей проговорит заамвонную молитву, и абие клирик «Аминь», «Господи, услыши молитву мою» весь, «Слава, и ныне» без «Аллилуиа», таже «Бог Господь» поют поскору, по дважды на крылосе, итого четырежды; иерей, или диакон того ничего не сказывают, таже лик правый тропарь к «Богородице прилежно притецем» дважды, таже «Слава, и ныне; Не умолчим николиже»; потом псалом 50, потом поет правый лик запев сице: «Иперагиа Феотоке сосон имас», сиречь: «Пресвятая Богородице, спаси нас», и поет первой стих канона «Многими содержим напастьми» весь; таже на другом крылосе запев и стих, таже «Слава» и стих на правом, потом «И ныне» и стих на левом; а канархист канархает; ирмоса в начале не поют, тако ж и третьей песни ирмоса не поют, катавасии по первой песни нету ж; третью песнь начинает петь правой же лик, и поют тако ж, яко же и первую; после четвертаго стиха поет лик правой катавасию «Спаси от бед», потом на левом поет другую катавасию «Призри благоприятне». Таже поп говорит ектенью во олтаре, двери отворя; аще диакон, то затворя двери, и сшед в северныя двери и став против царских дверей, говорит ектенью «Помилуй нас, Боже» и прочее, все говорят малыя, а сугубых николи не говорят, на всякой статье поют «Господи, помилуй» по трижды: на первой статьи на правом пропоет трижды, а на другой статие на другом пропоет трижды, а на третьей паки на правом и тако и на прочих. По шестой песни и на последней ектеньи поют на оба ж лика «Господи, помилуй», потом возглас; таже левой лик говорит седален поскору «Молитвенница теплая». Таж он же начинает четвертую песнь по чину, яко ж и первую песнь; тако ж и пятую песнь начинает и поет правый лик, яко ж первую, а шестую начинает левый лик и поют яко ж третию. По шестой песни поет левый лик катавасию «Спаси от бед», а правый «Призри благоприятне»; таже поют ектенью яко ж по третьей песни; по возгласе говорит правый лик кондак без икоса; таже он же поет поскору прокимен «Помяну имя Твое во всяком роде и роде», потом на левом, потом паки на правом; таже иерей, или диакон возгласит «Ту Кириу деифомен», и отворит двери, людие же «Господи, помилуй»; таже иерей возглас, по совершении же предстоящии рекут «Аминь»; таже лик «Всякое дыхание да хвалит Господа», яко ж писано на утрени; таже иерей, или диакон «И о сподобитися нам», яко ж и у нас, и «Премудрость прости», предстоящии же вси и Патриарх говорят «Господи, помилуй» трижды; и таже Патриарх «Ирини паси», предстоящии же рекут «И духови твоему»; таже иерей от (имярек) святаго Евангелия чтение; Патриарх и вси иноци клобуки сложат и рекут вси: «Докса Си Кирие, докса Си»; диакон или иерей просхомен, и чтет во олтари. По прочтении же поют краткое «Ис полла эти деспота» однажды; аще ли без Патриарха, то говорят «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», а инде и не говорят. Таже лик правый поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; молитв ради Богородицы»; потом на левом «И ныне» и тоже; таже правый говорит: «Элеисон ме о Феос ката то мега елеос Су ке ката то плиефс тон иктирмон Су экзалипсон то аномима му», а по словенски «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по многим щедротам Твоим очисти беззакония моя», и поет стихиру Богородицы: «Не остави мя в человеческое достояние». Таже иерей говорит во олтаре отворя двери, пред престолом стоя, на восток говорит: «Спаси, Боже, люди Своя», что на литии; таже затворя двери, взем кадило, и сходит северныма дверми и кадит по обычаю. Аще есть диакон, то по Евангелии, затворя двери, выйдет северныма дверми и говорит в церкви, стоя против царских дверей: «Спаси, Боже, люди Своя». По совершении же поет правый лик «Господи, помилуй» трижды, потом на левом трижды, и паки на правом трижды, таже паки на левом трижды, и того будет дванадцать; а диакон кадит. Таже правый лик начинает седмую песнь и поет яко ж первую; восьмую песнь начинает левый лик, вместо «Славы» припевает: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа»; по совершении же четвертаго стиха поет лик левый: «Хвалим, благословим и кланяемся Господеви, поем и превозносим Его во веки» и поет: «Царя Небеснаго» ирмос; потом поет правый лик ирмос «Воистину Богородицу» весь; таже левый тоже поет, потом правый припевает и поет яко ж первую песнь; по совершении же четвертаго стиха катавасии нет, но абие «Достойно есть» поют, поет правый лик сложа клобуки, тако ж и вси иноци клобуки сложат. По совершении «Достойна» поет левый лик ин Богородичен и прочих четыре (ищи на особном месте). Таже Трисвятое, по «Отче наш» иерей возглас, таже лик правой, или сам Патриарх поет поскору тропарь «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», потом на другом крылосе, «Слава; Господи, помилуй нас», таже на левом «И ныне; Милосердия двери», таже ектенья и возглас; таже поет лик: «Пантон простатевис» (Всем предстательствуеши. На поле помета: «Владычице приими» нигде не поют). Патриарх стоя в своих креслах говорит всегда аще и не служит: «Благословение Господне на всех вас», лик: «Слава, и ныне» и прочее, отпуст Литургии творит иерей якоже писано на ряду. Таже лик поет: «Тон деспотин ке архиереон имон Кирие филатте ис полла эти деспота» однажды; таже говорят «Буди имя Господне» и два псалма, а Патриарх дает антидора. Тако везде, параклисис поют: в начале ирмосов не поют, окроме девятой песни, катавасии ирмосов не поют же, окроме восьмой песни ни на которой песни, токмо по третьей и по шестой особныя яко ж писано на ряду. А другаго канона на параклисе отнюдь не бывает и ни на который праздник отнюдь нигде не поют молебнов празднику Господскому и Богородичну и святым никому. А коли и производит петь, ино все едино поют: «Многими содержим напастьми». А ино редко гораздо бывает, поют вместо того канона ин канон Богородице, гласа седмаго ирмос: «Вооружена фараона» творение царя Феодора Ласкаря, и то бывает не в праздник, но в простые дни во вторник и в четверток. Евангелие целовать к Патриарху не выносят и креста по отпусту не выносят же; водосвящения по праздникам нигде не бывало. Параклис поют во вторник да в четверток, а в Неделю и в прочие дни отнюдь не поют молебнов ни в пост, ни в мясоед. Аще суббота, или ин день, аще есть кутья, то по заамвонней молитве клирик говорит: «Аминь», Трисвятое; по «Отче наш» таже иерей возглас и рекут «Аминь», таже сам Патриарх, или ин кто на правом крылосе, поет поскору тропарь «Со духи праведными», таже на левом «В покоищи Твоем», потом на правом со «Славою», «Ты еси Бог сошедый во ад», таже на левом «И ныне, Едина чистая и непорочная». Иерей в то время кадит образы и коливо и Патриарха, таже говорит ектенью якоже и у нас; аще есть диакон, то кадит и ектенью говорит диакон. Таже иерей, или диакон возгласит: «Господу помолимся», людие «Господи, помилуй»; а Патриарх читает молитву: «Боже духов и всякой плоти»; по скончании же паки иерей или диакон возгласит: «Господу помолимся», людие «Господи, помилуй», а Патриарх говорит: «Яко Ты еси воскресение и живот», по скончании рекут вси «Аминь». Таже клирик «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови», иерей же, обратяся на запад, говорит отпуст; и идет Патриарх с места и молится, а иерей говорит: «Ди евхон», и идут вон вси.

В субботу же и в Неделю приносят в церковь к Обедни хлебы и оловенник вина, и по отпусту после антидора вынесет старец из олтаря хлебы в кошнице разрезаны ломтиками малыми, токмо одна оставлена целая четверть; и поклонився поднесет Патриарху, и Патриарх взем четверть хлеба и отдает диакону келейнику, диакон же взем ту четверть, отнесет Патриарху на стол. А старец несет хлеб по всей церкви и в притвор, и взимают у него по малой части. А другой диакон взем оловенник и чашки две сребряны, и налив, подносит Патриарху; Патриарх, взем и прикушав, отдает первому, кому ни будет, стоящему близ его. И носит наливаючи вино старец во всю же братию; а Патриарх сидит ожидает докуды всем поднесет вина. По совершении же востав идет в келью, а кутью относят на трапезу, и после стола, сидя за столом емлют рукама кутью, а не ложкою; тако ж и сам Патриарх и прочие вси; а подносят кутью прежде Патриарху, потом и всем; а не поют ничего за упокой на трапезе по нашему чину над кутьей нигде, но просто пред трапезою ядят.


Сие написание, егда иерей служит один или с диаконом


Егда же время идти иерею в церковь, идут к Патриарху в келью, аще есть диакон, то оба пришед целуют у Патриарха руку и идут в церковь и говорят вход и целуют иконы, и шед во олтарь облачаются по чину, потом умыв руки, пришед к жертвеннику, украся святыя сосуды, начнет действовать, а архиерейских молитв не говорит, и в письме у них их нету. Таже иерей возмет левою рукою просфиру, а правою святое копие, и знаменует сверху просфиры копием крестообразно трижды глаголя: «Воспоминанием творим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». А в другом печатном же служебнике написано у диакона Дорофея сице: «Воспоминание творим Господа Бога и Отца нашего Иисуса Христа»; и режет с правой страны, потом с левой, потом сверху, таже снизу, глаголя по чину якоже и мы; егда же речет диакон «Возми, владыко», иерей вложив святое копие от боку с правой страны просфиры, глаголя: «Яко вземлется от земли живот Его, ныне и присно и во веки веков, аминь». А в старом служебнике написано токмо «Яко вземлется от земли живот Его»; а «Всегда, ныне и присно» нету; таже диакон «Пожри, владыко», иерей обратя артос и надрежет копием крестовидно святый артос, глаголя: «Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира за всех живот и спасение», таже диакон «Прободи, владыко», иерей положа артос на дискосе печатию вверх и прободает копием Агнец с правой страны, сиречь от полуденной; таже диакон льет вино и воду по чину, якоже писано, таже прием иерей вторую просфиру, а в старом написано: взем первую сфрагиду глаголя: «В честь и память Преблагословенней и славней Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии, Ея же молитвами приими Господи жертву сию в пренебесный Твой жертвенник», и взем мерида треугольну невелику и положит одесную страну святаго хлеба, глаголя: «Предста Царица» и прочее; таже прием третию просфиру, глаголя: «Честнаго и славнаго пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна и святых славных пророк Моисея, Аарона, Илии и Елисея, Давыда и Ессея и триех отроков и Даниила пророка и всех святых пророк»; и взем первую часть маленьку крошку уткнет, а не как мы, обрезав треугольну, вымет и положит одесную страну, сиречь от южныя страны нижнея части Богородичной, творя начало перваго чина. Таже держа тоеж просфиру или сфрагиду, глаголя: «Святых славных и всехвалных апостол Петра и Павла и двунадесяти и седмидесяти и всех святых апостол»; и вторую часть, сиречь мерида, крошку малую якож и первую ущипком уткнет и положит ниже первыя. Таже глаголет: «Иже во святых Отец наших вселенских великих учителей и иерархов Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Иоанна Милостиваго Патриархов Алекеандрийских, Николы Мирскаго, Спиридона чудотворца и всех Святых иерархов»; и положит третию часть ниже второй и кончает первой чин. Таже держа ту же третию просфиру, или сфрагиду глаголя: «Святаго апостола первомученика архидиакона Стефана и святых великомученик Георгия, Димитрия, Феодора и всех и за вся святых мученик». И взем четвертую мириду положит по стороне первой части, творя второму чину начало. Таже глаголет: «Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы освященнаго, Онуфрия, Арсения, Афанасия Афонскаго и о всех и за вся преподобных»; и взем пятую часть и положит ниже первой части втораго чина. Таже держа тую же просфиру глаголя: «Святых чудотворцов и безсребрянник Козмы и Дамиана, Кира, Иоанна, Пантелеимона и Ермолая»; и взем шестую часть и положит ниже вторыя, и кончает второй чин. Таже держа тую же сфрагиду или просфиру глаголя: «Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны»: и взем часть седмую творит начало третияго чина. Таже глаголет святаго его же настоящий день и взем осьмую часть, положит ниже первыя третияго чина. Таже глаголет: «Иже во святых отца нашаго Иоанна архиепископа Константина града Златоустаго», аще ли Литургия его; аще ли Василиева, то глаголя: «Иже во святых отца нашего Василия архиепископа Кесарии Кападокийския Великаго»; и взем девятую часть и положит ниже вторыя третияго чина, и кончает третий чин, глаголя: «И всех святых Твоих, их же молитвами посети нас, Боже».

Таже взем четвертую просфиру, или третию сфрагиду, что случится, глаголет: «Помяни, Владыко человеколюбче всех епископов благочестивых и архиепископа нашаго (имярек) честнаго пресвитерства и еже о Христе диаконства и всего священическаго и иноческаго чина и спасения их и отца нашего игумена и братий наших священников и диаконов». Таже поминает, их же хощет, живых имена и взимает части и полагает ниже трех чинов. А ныне греки действуют из четвертой просфиры не вымают, но токмо украшивают малыми крошками на место прямо Агнца ниже всех частей во едину кучку. И тут поминает и царей и государей и Патриархов и прочих, их же хощет, всех вместе живых и мертвых. В служебнике писано: «Таже прием иную сфрагиду глаголет о памяти и о оставлении грехов блаженных и приснопамятных, имярек, создателей святыя обители сея» и поминает, их же хощет, и кончая глаголет: «И о всех иже о надежди и воскресения и жизни вечныя усопших отец и братий наших зде лежащих и повсюду православных». Таже глаголя: «Помяни, Господи, и наше недостоинство и прости ми всякое согрешение вольная и невольная».

Не оставлю и сего писати, еже обретох писано во всех греческих печатных служебниках и в славянских старых. Таже диакон прием из той сфрагиды и святое копие поминает, их же хощет, живых и мертвых и взимает части, и как совершит скончает глаголя: «Помяни, Господи, и мое недостоинство» и прочее, якоже выше писано, а не деют того ныне греки, токмо писано у них. И все диакон прием, кадило и фимиам положа в кадильницу глаголя ко иерею: «Благослови, владыко, кадило и фимиам»; иерей глаголет молитву; таже диакон глаголя «Аминь; Господу помолимся», иерей, покадя звезду, поставит сверху святаго хлеба глаголя: «И пришед звезда, и ста верху, идеже бе Отроча». А в другом написано в Дорофееве: «Ке елеон о астир ести епано у ин то педион кименон». Таже диакон глаголет «Аминь; Господу помолимся; Покрый, владыко», таже прием иерей, покадя первой калимма (покров), покроет святый хлеб с дискосом, глаголя: «Господь воцарися» и прочее; таже диакон «Господу помолимся; Покрый, владыко», иерей покадя второй калимма, сиречь покровец, и покроет святый потир глаголя: «Покрый небеса добродетель Твоя, Христе» и прочее; таже диакон «Господу помолимся; Покрый, владыко», иерей покадя воздух, покрывает обоя, глаголя: «Покрый нас кровом крылу Твоею» и прочее, и поклоняются со благоговением, глаголя: «Благословен Христос Бог наш» и прочее трижды, таже диакон глаголет: «Всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь»; таже «О предложенных честных дарех Господу помолимся»; иерей глаголет молитву: «Боже, Боже наш, иже небесный хлеб» и с молитвою кадит глаголя; таже диакон глаголет: «Слава, и ныне»; «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови»; иерей творит отпуст: аще Неделя «Воскрес из мертвых»; аще ни, то «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матери», и «Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустаго, и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец». И кадит весь жертвенник, таже идет и кадит святую трапезу крестовидно, глаголя в себе: «Во гробе плотски во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле беяше Христе со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный». Таже кадит святилище, сиречь олтарь, глаголя пятидесятый псалом. И покадя олтарь, сядет и ждет Патриарха; и как придет Патриарх, помоляся осеняет рукою на все страны, и станет на свое место в креслах; лики же поют: «Ис полла эти деспота» однажды краткое. Таже паки иерей взем кадило кадит престол спереди токмо; и отверзши пономарь, или кто нибуди, двери, кадит иерей по обе страны царских дверей местныя иконы, стоя на пороге, таже Патриарха и лики и всю церковь, и возгласит: «Софиа», а лик говорит «Достойно есть», таже «Именем Господним благослови, отче», а Патриарх говорит, аще нет Патриарха, то иерей говорит: «Боже, ущедри ны» весь, таже лик «Аминь», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» дважды, «Господи», или «Владыко, благослови»; и иерей же, отдав кадило, говорит отпуст и предстоящии же все рекут «Аминь». «Пресвятая Богородице, спаси нас» и «Слава Тебе, Боже, упование наше, слава Тебе» не говорят, но токмо отпуст; а иные и говорят и то редко кто, и затворя двери; а прощения отнюдь нету, яко же у нас, нигде у греков, но просто по отпусте обратится к престолу и творят начало по обычаю. Аще ли диакон, а Патриарх тут: то идет севернымя дверми и пришед к Патриарху, преклонит главу и говорит: «Время послужити Господеви. Благослови, владыко»; а Патриарх, положа на главу диакона десную свою руку, глаголет обычное; и всклонясь диакон целует патриаршу руку, и отходит на обычное место, и помолясь, глаголя обычное, возгласит: «Евлогисон деспота»; таже иерей «Благословенно Царство», а царския двери затворены даже до входа; лики и предстоящии вси рекут «Аминь»; таже диакон говорит ектенью, на статиях отдыхает, сиречь мало постаивая; а люди вси и Патриарх говорят: «Кирие елеисон», а не поют нигде николи и прочая зри в святителской службе. Егда же от начала Литургии третию ектенью, сиречь, «Паки и паки» проговорит диакон, поклонясь Патриарху мало, и идет в северныя двери, понеже царския затворены. Егда же время, екклесиарх взем лампаду со свещею возженною, и идет, снем шапку, по нем диакон с Евангелием, а поп позади идет, спустя ризы на дол, и станет среди церкви, а диакон с правой руки мало постороне, сиречь левым боком станет к Патриарху, и преклонится; а Патриарх говорит молитву тайно; таже диакон всклонясь говорит «Аминь», и укажет рукою во олтарь, и пришед к Патриарху, поднесет Евангелие целовать глаголя: «Благослови, владыко, вход святый»; Патриарх целовав Евангелие сверху в край книги, а не в распятие, говорит: «Благословен вход святых Твоих», и благословляет рукою во олтарь; а диакон целует Патриаршу руку, что у Евангелия, и идет на свое место и возгласит: «Софиа орфи»; и абие екклесиарх отворит двери и идут во олтарь; а клирик поет: «Приидите, поклонимся и припадем Христу, спаси нас» и прочее. Таже по крылосам говорят тропарь и кондак. Таже диакон: «Господу помолимся», а людие вси «Господи, помилуй»; и паки диакон тихо глаголя: «Благослови, владыко, время Трисвятаго»; потом иерей возглас Трисвятаго на восток, а диакон возгласит: «И во веки веков». Таже иерей говорит молитву, а лик поет «Святый Боже» все, таже другой, и паки первый, таже паки другой «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а первый «И ныне и присно и во веки веков; Аминь»; таже другой, сиречь левый, «Святый Безсмертный, помилуй нас»; таже первый поет динамис (усиленно) «Святый Боже» и прочее все большое поет и прочее зри в великом указе писанном в служебнике Дорофееве. Как пропоют Трисвятое, диакон глаголет просхомен, а чтец глаголет прокимен, таже паки диакон просхомен, а чтец глаголет Апостол. А как прочтет, глаголет иерей: «Ирини си», а лик: «Аллилуиа», а после Апостола диакон и чтец ничего не говорят, не писано ничего тутож, писано после Евангелия, поп молвит «Ирини си», а не «Паси». А как прочтет Апостол и Патриарх возгласит тихо: «Ирини си», екклесиарх отворит двери, а диакон кадит, и тако двери отворены даже прочтет Евангелие; аще ни, то иерей. По пропетии аллилуиа, диакон взем Евангелие, идет северныма дверми и пришед к Патриарху, преклонит главу, держа Евангелие, глаголет тихо: «Благослови, владыко, благовестити» и прочее; а Патриарх, положа ему на главу правую свою руку, говорит потиху мало вслух; аще нет Патриарха, то иерей служащий так чинит; а диакон не кричит пред престолом. Потом диакон, целовав руку, идет на свое место; а поп из олтаря говорит: «Премудрость прости»; Патриарх возгласит тихо: «Ирини паси»; предстоящии же: «И духови твоему».

Таже диакон от «Имя рек святаго Евангелия чтение»; и говорит Патриарх и вси говором: «Докса Си Кирие, докса Си»; таже поп просхомен; и чтет Евангелие диакон. По прочтении же поют вси «Ис полла эти деспота», а «Слава Тебе, Господи» тут не говорят; а Патриарх осеняет рукою; диакон же отдав Евангелие во олтарь; а екклесиарх, или робенок двери затворит из олтаря. И тако стоят двери затворены; а диакон стоя пред царскима дверми говорит ектению. Егда иерей возглас говорит: «Да и тии с нами славят», взем Евангелие лежимое на антиминсе, или на литоне, поставит выше антиминса и распростирает антиминс. Возглас: «Яко да под державою», говорит на восток; а диакон поклонясь Патриарху, идет в северныя двери, и пришед, взем кадило, кадит. А екклесиарх отворит двери; диакон кадит по чину. По каждении же идут в жертвенник, и подаст воздух иерей диакону; аще хощет, взем копие и хлеб, и украшивает над дискосом и поминает кого хощет. А кто приступая к нему станет сказовать имена живых и мертвых, иерей говорит: «Мнисфити Кирие», и украшивает копием хлеб, мало приподняв покровца. Таже подает диакону, и взем потир, идут; а пред ними екклесиарх, снем шапку, идет, в левой руке несет свещу с лампадою, а в правой кадило; и идет задом напред, понеже кадит дискос; и мирской человек, аще случится, а иногда то малой робенок деет, кадит идучи с лампадою (на поле приписано: диакон и иерей идут и говорят «Да помянет Господь Бог во Царствии Своем»). И вшед во олтарь и затворит екклесиарх двери и завесит. На переносе Патриарх сошед с места и стоит, снем клобук с шапкою; такожде и вси стоят, преклонив главы, снем скуфью и с клобуком, дондеже пройдут со святынею во олтарь. Егда же пропоют «Иже херувимы», Патриарх осеняет народ рукою, лики же поют: «Ис полла эти» краткое однажды. После переноса, как диакон пойдет ектенью говорить, глаголет ко иерею: «Помолися о мне, владыко»; иерей глаголет: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя». Таже диакон идет из олтаря, глаголя: «Помяни мя, владыко», иерей: «Помянет тя Господь Бог» и прочее, а диакон: «Аминь, аминь, аминь». После возгласа: «Щедротами единороднаго Твоего Сына», людие рекут: «Аминь»; таже иерей: «Мир всем» (на поле приписано: аще при Патриархе, то «Мир всем» Патриарх говорит, а поп того не говорит, но молчит, потому что Патриарх говорит то. Аще диакон говорит ектенью, то поп тех ектений отнюдь не говорит никто, ни сам Патриарх); диакон или поп: «Возлюбим друг друга» и прочее; лик: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и неразделную»; а у нас «Святую Троицу» не написано (в списке за № 575 стоит: написано; в списке за № 574 сверху написано «не», что вернее). «Верую во единаго Бога» говорит Патриарх сам; аще Патриарха нету, то кто честнее, тот говорит. Иерей в то время подымет воздух обеима рукама и держит за край; а другой край спустя вниз к Святыне и потрясает потиху, яко бы от страха руки трепещут; а на главу не подымает воздуха; и сложа воздух обмахивает им Святыню, дондеже проговорит «Верую»; инии же и на главу подымают. Потом положа воздух, отворотясь мало направо, на церковь, осеняет рукою, не отворяя дверей. И как время, взем диакон, аще есть, аще ни, то иерей звезду притычет концами ко краем дискоса накрест, не складывая звезды, но как стояла, так и притычет, койждо конец звезды к своему краю дискоса. А как говорит «Твоя от Твоих», то приимается правою рукою за край дискоса, а левою ниже правой руки за край потира, и с согласом возгласит: «Твоя от Твоих». А диакон глаголет «Аминь» трижды, окроме двух прежних, егда речет «Приимите, ядите и пийте» движет мало святыню, а не приподымает; а в Киеве высоко приподымет; аще есть диакон, то он тако чинит, а поп токмо возглас говорит. На изрядном покадит токмо спереди престола и отдаст кадило, а руки горе не воздев, и поют «Достойно»; стоят вси снем клобуки, в шапках, також и Патриарх. А если поют «О Тебе радуется», то певцы и стоящии вси в клобуках стоят, токмо на самом «Достойне» и «Честнейшую» без клобуков; а на «Тебе радуется» и на ирмосе, сиречь, на задостойнике клобуков не снимают. На Литургии и на Утрени по праздникам поклона земнаго на «Достойне» в начале и в конце отнюдь нету нигде у греков, но самый малый. Егда же проговорит иерей «В первых помяни Господи», и в церкви поют лики тихо «И о всех, и за вся»; таже кличет диакон «Фими» Патриарху, аще при Патриархе, или без Патриарха, кличет как хочет; и то бывает редко, как хочет диакон, а заповеди и приказу о том ему нету. И как скончает фими, паки лики поют «И о всех и за вся». Егда же время «Отче наш», Патриарх говорит сам, таже иерей возглас, людие «Аминь»; а Патриарх говорит «Ирини паси», людие же «И духови твоему». Егда же диакон возгласит: «Со страхом Божиим», людии вси: «Аминь, аминь, аминь», таже лик поет: «Благословен грядый во имя Господне» весь; а Патриарх говорит: «Спаси, Боже, люди Своя» и осеняет рукою на народ; лики же поют «Ис полла эти деспота» единожды краткое; таже поет лик: «Видехом свет истинный» весь. Аще ли есть причастник, то Патриарх: «Спаси, Боже, люди Своя» говорит подле причастника. Егда же иерей отнесет Святыню в жертвенник, и речет: «Всегда ныне, и присно и во веки веков», лик говорит: «Аминь; Да исполнятся». Таже иерей идет из олтаря в царския двери, глаголя: «С миром изыдем», а лик: «О имени Господни», таже диакон: «Господу помолимся», таже лик: «Господи, помилуй». Священник же говорит молитву. И будет не петь параклисато, клирик: «Аминь. Буди имя Господне» трижды. «Слава, и ныне», таже возгласит диакон аще есть, аще ни, то иерей: «Господу помолимся»; предстоящии же рекут: «Господи, помилуй», а Патриарх: «Благословение Господне на вас всегда, ныне» и прочее; а лик говорит: «Слава, и ныне. Господи, помилуй» дважды, «Владыко, благослови». Иерей творит отпуст на праге, а иногда затворя, отпуст чинит в церкви стоя; лик поет: «Тон деспотин» весь; а Патриарх осеняет. Таже екклесиарх или ин диакон, или малый робенок раздробив подножие, а по гречески то зовется гроб, и все просфиры малыя и велит все вместе, а иногда и простая тут же искрошат, егда людей много будет, на блюде принесет к Патриарху и станет подле его посторонь. И Патриарх дает всякому по кусочку, а в то время клирик говорит: «Благословлю Господа», таже: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю»; а иерей, затворя двери, разоблачается или потребляет Святыню, аще не будет диакона, а потребляет, ризы сложа, в стихаре одном. Егда же совершит все и выйдет в церковь благословить людей глаголя гласно: «Филаксе Кириос о Феос пантас имас ти авту харити ке филантропиа пантоте нин ке аи ке ис тус еонас тон сонон»; и рекут людие «Аминь»; «За молитв святых отец» и прочее, идут с миром.

Бывает из одной просфиры служба сице: преж середку вынет из просфиры со крестом четвероуголно обрезав, и из того вынятаго хлеба вынет Агнец, а бока обрежет у той же просфиры, и из тех вынимает часть Пречистей и прочим, а за Царя, или за коего государя, или за Патриарха отнюдь никак нигде не вымают особно, но из одной все вообще с прочими со всякими имены и за живых и за мертвых, и украшивает крохотками мелкими, а не частками вынимает.


<<< Предыдущая 1 2 3 4 5 6 ...

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group