История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека ПАТРИАРХ НИКОН В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ Современная литература о Патриархе Никоне Устав монастыря Нового Иерусалима Богослужебные Восточные традиции, из Проскинитария А. Суханова Богослужебные Восточные традиции, из Проскинитария А. Суханова

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ВОСТОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ, ИЗ ПРОСКИНИТАРИЯ А. СУХАНОВА


Повседневная полунощница


Первое эклесиарх возстав, взем у Патриарха благословение, будит священника; обходя по келиям, у всякой кельи ударяет в трещетку; и вшед на верх пред церковь, ударяет в доску пятью и в силах шестью. И как приидет Патриарх, став среди церкви помоляся, осеняет рукою на все страны, и шед станет на своем месте под стеною в креслах; предстоящии же егда осеняет покланяются, и с поклоном поют тихо вси краткое «Ис полла эти деспота» однажды. Абие поп творит начало, стоя в креслах под стеною без епитрахели в скуфье, глаголя: «Евлогитос о Феос имон пантоте, нин ке аи, ке ис тус еонас тон еонон», сиречь «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков»; псаломщик «Аминь»; «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе»; «Боже, очисти мя грешнаго» не говорят, и в письме нет; «Царю небесный», Трисвятое и «Отче наш»; по сем поп стоя в креслах своих под стеною говорит возглас: «Яко Твое есть царство», псаломщик «Аминь», а говорит «Аминь» изжидая попа, таже и поп изжидая от псалма конца, «Господи помилуй» 12 говорит вслух, а не шепотом. «От сна востав» не говорят, також и «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою» не говорят же; но «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся», потом псалом 50, кафизма и прочее якоже у нас. «Господи, помилуй» 40 говорят вслух, а не тайно, таже «Иже на всякое время». Инии же говорят сице: 40 раз «Господи, помилуй», «Ке сосон имас на всякое время и на всяк час», и прочее до конца, таже «Слава, и ныне», «Честнейшую»; потом «Ен ономати Кириу евлогисон деспота или патер»; и Патриарх сам всегда говорит: «Боже, ущедри ны, и благослови ны»; аще нет Патриарха, то иерей говорит, который действует; а естли есть иной архиерей, то он говорит; по совершении же псаломщик говорит «Аминь», «Владыко Боже Отче» и прочая. Егда же проговорит «Помяни, Господи, иже в надежди воскресения», абие Патриарх говорит скоро пением тропарь «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», потом на другом крылосе також поет «Слава», «Господи, помилуй нас», потом Патриарх «И ныне», «Милосердия двери»; таже поп, став пред царскими дверми на восток и положа на себя епитрахель, говорит в скуфье ектенью «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй». По сем: «Еще молимся о еже сохранитися граду сему», все до конца, конец «Помиловати нас», а «Рцем вси» на конце нету; а прощения великаго отнюдь нигде нет ни в письме на Повечернице и на Полунощнице. По совершении же сея ектеньи поет Патриарх сам или ин клирик «Господи, помилуй» трижды, потом 10, потом на другом 10, потом на правом 10, таже паки на левом 10, потом на правом единожды, таже на левом единожды, потом на правом паки единожды же. А поют изжидая друг друга, а не вдруг; по сем поп говорит высоким гласом возглас «Услыши ны Боже, Спасителю наш», предстоящии же рекут «Аминь»; таже лик «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови»; иерей же обратяся на запад говорит отпуст, и совершив, поклонится мало, глаголя тайно поскору «Прости мя, владыко святый» или «Отцы святии», и говорит, стоя на запад лицем ектенью, в скуфье и епитрахели «Помолимся о державном» даже до конца, а Патриарх, лики и вси предстоящии говорят «Кирие елейсон» даже до совершения, а не поют; и по окончании иерей обратится на восток, и сложит с себя епитрахель и положит у столбца на гвозде у царских дверей, глаголя: «Ди евхонту агиу деспоту имон Кирие Иисусе Христе о Феос имон елейсон имас», и рекут вси «Аминь». Идет в олтарь и став на востоке пред престолом без риз в скуфье, положа на себя иную епитрахель и взем кадило, возгласит: «Евлогитос о Феос имон» даже до конца; а двери не отворяет, но токмо завесу откроет; и кадит олтарь поскору и церковь, а псаломщик говорит «Аминь», «Приидите, поклонимся» трижды и два псалма, потом Трисвятое по тиху, изжидая, чтобы священник, откадя церковь и притвор, назад возвратился; и проговоря стоит ожидая священника, егда же возвратится, и говорит возглас, таже псаломщик «Аминь» и говорит тропарь.

У Синайскаго архиепископа в монастыре во Египте, «Приидите, поклонимся» и двух псалмов не говорят, но в начале Трисвятое, по «Отче наш» тропарь, понеже церковь не велика, отходит скоро; а в Волошских монастырях у Патриарха в простой день поют, якоже в Синайском монастыре, «Приидите, поклонимся» и двух псалмов не говорят, но токмо в неделю говорят, понеже начинает с кадилом; да и везде у греков на Утрени «Приидите, поклонимся» и два псалма токмо в неделю, или в праздник, егда с кандилом начинает, говорят, а не в праздничныя дни по отпусте Полунощницы начало без кадила, и говорят Трисвятое по «Отче наш» тропари и прочее, «Приидите, поклонимся» и двух псалмов везде не говорят. Егда священник откадя притвор идет назад в церковь и говорит возглас «Яко Твое есть царство», а псаломщик говорит «Аминь», «Спаси, Господи люди Твоя» и прочее. Иерей, возвратяся, паки кадит образы местные и Патриарха; по скончании же тропаря, шед в олтарь говорит ектенью пред престолом, аще ли не кадит, то в церкви, пред царскими дверми говорит; предстоящии же лики говорят на всякой статьи «Господи, помилуй» трижды, а не поют нигде; таже иерей возглас, предстоящий же «Аминь», «Ен ономати Кириу евлогисон патер»; таже иерей возгласит повыше глас глаголя: «Слава Святей Единосущней Троице», по скончании же рекут вси «Аминь» и Патриарх сам говорит «Аминь»; «Слава в вышних Богу» и прочие шесть псалмов; егда же по трех псалмех говорит «Аллилуиа», и абие иерей вышед из олтаря в епитрахели, в скуфье, став у царских дверей говорит утренния молитвы; молитвы сия по вся дни везде неизменно говорят, аще и Обедни не пети, також и на Вечерни неизменно; по совершении же шести псалмов «Слава, и ныне», «Аллилуиа» по дважды трижды, инии же по трижды трижды, а третие говорят сице: «Аллилуа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже, упование наше слава Тебе». Такожде и на Вечерни по «Благослови душе моя Господа», и сам Патриарх також; а Синайский архиепископ говорит токмо последнюю трижды; а у иных такожде у многих, слыхал есмь, говорят по однажды трижды, а не поют отнюдь нигде на крылосех «Аллилуиа» и «Господи, помилуй». Таже иерей став пред царскими дверми в епитрахели, в скуфье, говорит ектенью «Миром Господу помолимся» до конца, а царския двери затворены, токмо завеса открыта, предстоящии же вси говорят «Кирие елейсон»; священник говорит постаивая, дает время говорить «Господи, помилуй»; по совершении же ектеньи, иерей возгласит глас выше, глаголя возглас, предстоящии же рекут «Аминь». И поставляют пред Патриархом лампаду со свещею горящею на «Бог Господь», также поет Патриарх сам или лик: «О Феос Кириос ке пефане имин евлогименос о ерхоменос ен ономати Кириу», потом другой лик поет тоже, таже паки первый лик поет тоже, а поют изжидая друг друга, а не вдруг, и тако поют на оба лика четырежды, койждо лик по дважды; а священник «Бог Господь» якоже у нас не сказывает, ниже стихов; и тако творят вси греки, на всяком месте; таже тропарь поют первый лик на «Бог Господь», а канархист канархает, а кто помнит, ино и без канархиста поет, таже на другом крылосе, и паки «Слава, и ныне» на первом; а ту «Славу, и ныне» не поют, но по скору, якоже и у нас, говорят; таже первый лик «Господи, помилуй» трижды, и «Слава»; потом псаломщик говорит «И ныне» псалтырь две кафизмы рядовыя под стеною на налое, а не среди церкви, а иногда на запад и на полдень и на полночь, греки того чину мало брегут; а в Волошских монастырях, где бывают малые робята, то те говорят среди церкви на восток, и то бывает редко; а у Синайскаго архиепископа говорят среди церкви молоденькие чернечики. И егда речет псаломщик «Слава», и абие лик «И ныне», «Аллилуиа» по трижды трижды; инии же по дважды трижды «Господи, помилуй» трижды, также псаломщик «И ныне» и паки говорит псалтырь; и на прочих славах потомуж; а говорит на обеих кафизмах на всех славах один лик, а не отделяся на оба лика, якоже у нас; а третьей кафизмы у Патриарха до Воздвижениева дни не говорили николи, и в Волошских монастырях не говорят же. По первой кафизме ектеньи и седальна нет; а на последней славе в той кафизме говорит псаломщик сам сице: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» по трижды или по дважды трижды, а третию сице: «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже наш, слава Тебе». Таже ектенья, на ней «Господи, помилуй» дважды, и «Тебе, Господи», «Аминь» говорят, а не поют нигде; таже седальны поют обеих кафизм, на них вси сидят; а поют на оба лика переменяяся, а канархист канархает стихи, что меж седальна, не говорят, но просто рядом, и богородичен первой кафизмы, к последнему Богородичну говорят «Слава, и ныне», и то бывает редко, сиречь не всяк день, но все просто.

Аще и полиелеос святому, то кто псалтырь говорит, тот же на налой на крылосе «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне», таже два псалма иже на полиелеосе, на конце «Слава, и ныне»; а не поют тех псалмов, и величания нет же, ни избранных псалмов; потом ектенья малая, и сядут и поют седальны и полиелеос, потом встав поют степенныя; и прочее, зри в Неделю; потом встанут и говорит псаломщик «Господи, помилуй», по трижды «Слава, и ныне», «Помилуй мя, Боже» весь до конца; потом иерей возглас и рекут «Аминь»; таже поют ирмос, а канархист канархает прежде ирмос, потом стихи в Октае и в Минеи рядом по обычаю на 14 всегда неизменно, кроме Господских и Богородичных праздников. Перваго канона ирмос однажды без запева, аще ли суббота или полиелеос, то по дважды ирмос без запева; аще кроме субботы и полиелеоса, тропарь, ирмос; а к стиху первому в Октае припевают в Неделю «Слава, Господи, воскресению Твоему», в понедельник и во вторник «Слава, Тебе, Боже наш, слава Тебе», в четверток апостолом, в пяток Кресту; а к прочим 10 стихам припевают от песней стихи, то есть стихология, таже два стиха последних «Слава, и ныне», и тако со ирмосом 14; песней не говорят николи, егда же канонов не поют, то прежде говорят стихология, а не песни, един кто нибудь, и по совершении девятой песни говорит ин канон в Октае, прежде ирмос, потом стихи просто без всякаго запева на крылосе на налое; егда же проговорит девятую песнь во Октае, и абие взимает Минею, и говорит без припева же на крылосе, а ирмос, где доведется, не поют же в минеи, но вся говорят рядом по просту, прочая писана в предыдущем указе. Стихология: «Поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море».

«Помощник и покровитель бысть мне во спасение. Сей Ми есть Бог, и прославлю и, Бог отца моего и вознесу и».

«Господь сокрушаяй брани, Господь имя Его. Колесницы фараоновы и силу его вверже в море».

«Пучиною покры их, погрязоша в глубине яко камень».

«Тогда потщашася владыки Едомские и князи Моавитстии, прият их трепет, растаяшася вси живущии в Ханаане».

«Нападе на ня страх и трепет, величием мышцы Твоея да окаменятся».

«Дондеже приидоша людие Твои, Господи, дондеже приидоша людие Твои сии, их же стяжа».

«Еже содела Господи, святыню, Господи, еже уготовасте руце Твои».

«Господь царствуя веки и на веки и еще, яко вниде конь фараонов с колесницами и всадники в море».

«И наведе на них Господь воду морскую, сынове же Израилевы проидоша сушею посреди моря».

«Слава и ныне».

Первой песни ирмос не покрывают; но по «И ныне» поет второй лик третьей песни ирмос.

«Утвердися сердце мое о Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем».

«Расширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении твоем».

«Яко несть свят яко Господь, и несть праведен яко Бог наш, и несть свят паче Тебе».

«Не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни, ни да изыдет велеречие из уст ваших».

«Яко Бог разумом Господь, и Бог уготовал начинания Своя».

«Дая молитву молящемуся, и благословил есть лета праведнаго».

«Господь немощна сотвори супостата его, Господь свят».

«Да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим».

«И творити суд и правду посреде земли. Господь взыде на небеса, и возгреме. И Той судит концем земли, праведен сый».

«И даст крепость цареви нашему, и вознесет рог Христа своего».

«Слава, и ныне».

Третью песнь покрывают ирмосом в Минеи, аще суббота, — в Октае. Таже ектенья, и седален поют, на немже сидят, чтения не бывает.

«Господи услышах слух Твой, и убояхся, разумех дела Твоя, и удивихся».

«Внегда смутится душа моя во гневе, милости помянеши».

«Бог от юга приидет, и святый из горы присенныя часть».

«Покры небеса добродетель Его, и хвалы Его исполнь земля».

«Зане смокви плода не сотворят, и не будет рода в виноградех».

«Солжет дело маслично, и поля не сотворят яди».

«Оскудеша овца от пищи, и не будет волов при ясле».

«Аз же о Господе возрадуюся, и возвеселюся о Бозе Спасе моем».

«Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение».

«И на высокая возводит мя, победиши мя в песни Его».

«Слава, и ныне».

Четвертую песнь ирмосом в Минее не покрывают, но просто по «И ныне» запевают пятую песнь ирмоса. Таже припев.

«От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли».

«Правде научитеся вси живущии на земли».

«Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни».

«Господи, высока Твоя мышца, и не ведеша, разумевше же постыдятся».

«Зависть приимет люди не наказаны, и ныне огнь сопостаты пояст».

«Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли».

«Господи, в печали помянухом Тя, в печали мале наказание Твое нам».

«И в болезни своей вопияше, тако быхом возлюбленному Твоему».

«Не падемся, но падутся живущии на земли».

«Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех, и возвеселятся иже на земли».

«Роса бо яже от Тебе изцеление им есть, земля же нечестивых падет».

«Слава, и ныне».

«Возопих в печали моей ко Господу Богу моему, и услыша мя».

«Отверзл мя еси во глубины сердца морскаго, и реки обыдоша мя».

«Вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша».

«Еда приложу призрети к Церкви святей Твоей».

«Возлияся вода до души моея, бездна обыде мя последняя».

«Помре глава моя в разсели горския. Снидох в землю, еяже верея ея заклепы вечнии».

«И да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи, Боже мой».

«И да приидет к Тебе молитва моя, к Церкви святей Твоей».

«Хранящей суетная и лжу, милости своя оставиша».

«Аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе. Елика молихся, воздам Тебе во спасение мое, Господеви».

«Слава, и ныне».

И поют ирмос от канона святаго; аще суббота, в Октае; так же ектенья «Господи, помилуй», «Тебе Господи», «Аминь» вси говорят, а не поют везде. Таже кондак и икос говорит канархист на налое, а на крылосе не сказывают и не канархают; токмо от налоя скажет конец, а на крылосе пропоют конец у кондака и икоса, на одном крылосе. Изредка бывает, что кондак поют весь; на нем не сидят. Таже той же канархист чтет Пролог на налое на крылосе; а среди церкви николи не чтут нигде. У Патриарха токмо Синайскаго видех среди церкви чтут Пролог, а чтут поскору, как разсказатем, а не как у нас гласят. А инаго чтения кроме Пролога у Патриарха Иерусалимскаго нигде не чтут; токмо у Синайскаго архиепископа видех по праздникам по кафизмах, или по полиелеосе едину статью чтут во Евангелии толковом. Егда же Пролог прочтут, не говорят: «Богу нашему слава», но сице: «Тех святых молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси нас», и людие рекут: «Аминь». И поют ирмос седмой песни, таже припев: «Благословен еси Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки».

«И вся дела Твоя истинны, и прави путие Твои».

«И вси суды Твои истинны, и суды бы истинны сотворил еси».

«И на град святый отец наших Иерусалим».

«Благословен еси Господи, Боже отец наших, и препет и превозносим во веки».

«И благословенно имя славы Твоея святое, препето и превозносимо во веки».

«Благословен еси в церкви святыя славы Твоея, и препет и превозносим во веки».

«Благословен еси видяй бездны, седяй на херувимех, препет и превозносим во веки».

«Благословен еси на престоле славы царствия Твоего, и препет и превозносим во веки».

«Благословен еси на тверди небесней, и препет и превозносим во веки».

«Слава, и ныне».

Ирмос не покрывают седмой песнию, но поют ирмос осьмой песни; таже припев: «Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки».

«Благословите ангели Господни и небеса Господня, Господа пойте...».

«Благословите воды вся, яже превыше небес вся силы Господни, Господа пойте...».

«Благословите солнце и месяц, звезды небесныя, Господа пойте...».

«Благословите вся птицы небесныя, зверие и вси скоти, Господа пойте...».

«Благословите сынове человечестии, да благословит Израиль, Господа пойте...».

«Благословите священницы Господни и раби Господни, Господа пойте...».

«Благословите Ананиа, Азария, Мисаил, Господа пойте...».

«Благословите апостоли, пророцы и мученицы Господни, Господа пойте...».

«Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа».

Таже: «Хвалим, благословим и кланяемся Господеви, поем и превозносим Его во веки»; и поют ирмос осьмой песни.

Таже иерей возгласит: «Богородицу и Матерь Света песнми возвеличим». Аще диакон есть, то сие возгласит диакон, и поют по крылосам: «Величит душа моя Господа» и припевают каждому стиху: «Честнейшую херувим», а поют поскору непротяжно, токмо изжидают друг друга; поклонов на «Сущую Богородицу» отнюдь нигде нет у греков, ни в Великой пост, но мало поклоняются, и то не на всех стихах, как кто хочет, стоя в креслах; и на Обедни пред «Достойно» и по «Достойне» поклона земнаго отнюдь нету же нигде николи. Егда же иерей возгласит: «Богородицу песнми возвеличим», и абие поставляют против Патриарха среди церкви лампаду со свещею горящею, и стоит дондеже пропоют песнь Богородицы, и погасят. Таже иерей, аще полиелеос, то диакон, кадит по обычаю все. На «Величит душа моя Господа» и на «Достойне» Патриарх и вси иноцы клобуки скидывают с главы на плечо, и стоят токмо вси в сукамилавках, дондеже пропоют, и паки накладывают клобуки. Егда же не поют канонов, то пропев песнь Богородицы, абие пропоют «Достойно», скоренько на одном крылосе, а не на сходе, и поклона земнаго нету, таже ектенья; аще ли каноны поют, то токмо на песнь Богородицы стоят без клобуков, а на девятой песни в клобуках, а «Достойна» по девятой песни не поют, но ирмос от канона. А Патриарх и посох отдает, и стоит без посоха на Богородичной песни, а в прочее пение во все стоит или сидит с посохом. Потом поют ирмос девятой песни, и «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим».

«И воздвиже рог спасения нам, в дому Давыдове отрока Своего».

«Якоже глагола усты святых, еже от века пророк Его, спасение от враг наших из рук всех ненавидящих нас».

«Сотворите милость со отцы нашима, и помянути завет святый свой».

«Клятву, яже клятся ко Аврааму отцу нашему, дати нам без страха из рук враг наших избавльшемся».

«Служити Ему преподобием и правдою пред Ним во вся дни живота нашаго».

«И ты отроча, пророк Вышняго наречешися, предыдеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его».

«Дати разум спасения людем Его, во оставление грех наших, милосердия ради милости Бога нашего».

«В них же посети нас восток свыше, явитися еже во тме и сени смертней седящим».

«Направите ноги наша на путь мирен».

«Слава, и ныне».

Таже поют ирмос девятой песни последняго канона, то и вместо «Достойна»; а «Достойна» по девятой песни по ирмосе ни в Неделю, ни в прочие дни, ни в полиелеосные отнюдь не поют нигде; егда каноны и стихология поют, токмо ирмос един, таже ектенья; егда же канонов и стихология не поют, тогда по совершении песни Богородицы и последняго стиха «Честнейшую» поскоро на одном крылосе пропоют «Достойно есть», а не на сходе, поклона земнаго нету, потом ектенья; таже светильны поют по крылосам, а канархист канархает, и поют все сколько их будет; потом на крылосе един говорит: «Всякое дыхание да хвалит Господа; хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вся силы Его; хвалите Его солнце и луна» и прочее рядом три псалма. Егда же совершит конец третьяго псалма, таже «Слава, и ныне»; потом Патриарх говорит «Тебе слава подобает» и прочее; аще ли стихиры на них, ино колько их указано, на четыре, на шесть, и как приидет к тому стиху и запоет к стихирам по гласу их; поют стихиры по крылосам, а канархист канархает, а другой стих псалмов не говорит и не канархает, якоже у нас на Руси; егда же стихиры пропоют, «Слава, и ныне»; абие Патриарх говорит «Слава в вышних Богу» даже до конца; таже ектенья чтома от иерея пред царскима дверми: «Исполним утренния молитвы», предстоящии говорят «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а не поют нигде николи; егда же иерей на конце ектеньи молвит «Христу Богу предадим», предстоящии же рекут «Тебе, Господи» — «Си Кирие»; таже иерей — возглас, а предстоящии — «Аминь», таже Патриарх возгласит «Ирини паси» мерным гласом «Мир всем», предстоящии же вси рекут «И духови твоему», таже иерей или диакон «Главы ваша Господеви преклоните», а Патриарх и вси предстоящии рекут «Си Кирие», таже Патриарх и служащий иерей преклоняют главы и говорит Патриарх тихо молитву преклонения, и по прочтении тоя молитвы, восклоняется иерей, говорит возглас, и по совершении рекут вси «Аминь». Таже поют стихиры на стих на оба крылоса, а не на сходе, на сходе не поют николи нигде, канархист же канархает, по совершении же «Слава, и ныне», говорит Патриарх «Благо есть исповедатися Господеви», а ин на крылосе говорит Трисвятое и тропарь; потом «Приидите, поклонимся» и час первый, по обычаю с тропарем и с кондаком, «Господи, помилуй» 40 говорят вслух, а не тайно, везде и в монастырях; «Иже на всякое время», «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче»; таже Патриарх: «Боже, ущедри ны», людие же «Аминь», таже сам Патриарх говорит: «Христе свете», потом лик говорит «Взбранной воеводе»; таже иерей пред царскима дверми говорит ектенью «Помилуй нас, Боже», предстоящие же вси говорят на койждо статьи «Господи, помилуй» трижды, по совершении же говорят возглас и людие «Аминь»; таже священник возгласит, «Премудрость», предстоящий же «Благослови». Иерей же «Сый благословен Христос Бог наш», а Патриарх говорит «Утверди, Боже, веру христианскую» весь; таже «Иперагиа Феотоке сосон имас», сиречь «Пресвятая Богородице, спаси нас», и поют «Честнейшую» поскору, таже иерей «Докса Си Кирие о Феос и елпис имон, докса Си», сиречь «Слава Тебе, Госоди Боже, упование наше, слава Тебе», таже другой лик: «Слава и ныне, Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови»; иерей говорит отпуст на запад лицем: «Пресвятая Богородице спаси нас» и «Слава Тебе, Боже, упование наше, слава Тебе», иные говорят попы, а иные не говорят; но гораздо редко, кто говорит, но токмо отпуст един; и тако творят при самом Патриархе, и сам Патриарх також отпуст токмо говорит. По совершении отпуста поет лик: «Тон деспотин ки архиереа имон Кирие филатте, ис полла эти деспота», единожды;.. иерей же, обратясь к востоку, складывает с себя епитрахель, глаголя: «Ди евхонту агиу деспоту имон Кирие Иису Христе о Феос имон елейсон имас», и рекут «Аминь»; а Патриарх сшед с места и став среди церкви, на восток помоляся и благословляет рукою на все страны, предстоящии же вси говорят потиху «Ис полла эти деспота». Таже идет Патриарх из церкви, а по нем вси, кто кого старей и честнее, и тот идет прежде. Аще несть Патриарха, то наперед идет служащий иерей, или игумен; преж служащаго иерея отнюдь никто не пойдет из церкви, ни иноков, ни мирских людей; и тако творят везде у греков.


<<< Предыдущая 1 2 3 4 ... 6 7 Следующая >>>

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group