История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Историко-краеведческий альманах "Кириллов" Выпуск второй, 1997 г. Летопись событий Кирилло-Белозерского монастыря. 1397-1893 гг. Г.О.Иванова и А.В.Смирнова (продолжение, часть IV)

ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ. 1397-1893 ГГ. Г.О.ИВАНОВА И А.В.СМИРНОВА (ПРОДОЛЖЕНИЕ, ЧАСТЬ IV)


IV


После смерти князя вместе с его областями Кирилло-Белозерский монастырь перешел московскому государю, который и стал с этих пор его единственным царственным покровителем. Московские великие князья относились к обители Кирилловой с постоянной заботою и к преподобному имели великую веру. Великий князь Василий Иоаннович со своею женою Еленою ездили в 1529 году на богомолье на Белоозеро в Кириллов монастырь, чтобы разрешил Господь молитвами преподобного бесчадие княгини. Молитвы царственной четы были услышаны: родился сын (1530 г.), названный в крещении Иоанном, будущий Грозный царь. Обрадованный великий князь подарил обители тысячу рублей и воздвиг в ней две каменные церкви (1531 г.)57: одну - во имя архангела Гавриила в память дня своего рождения (26 марта) с приделом равноапостольных Константина и Елены, имя которой носила его супруга Елена Васильевна, и другую - во имя Иоанна Предтечи, ангела его новорожденного сына, и при ней придел преп. Кириллу Белозерскому. Иоанно-Предтеченская церковь была поставлена "на горе", где первоначально поселился преп. Кирилл, и с тех пор эта часть обители стала называться малым Ивановским или Предтеченским монастырем, а та часть обители, где стоял Успенский каменный собор - большим Успенским.


Ближе всех из царственных особ к обители преп. Кирилла стоял царь Иоанн Грозный. Она была полна для него семейными воспоминаниями, и сам он ее полюбил и сделал своим царским богомольем, даже имел намерение постричься в ней. На Белоозеро для богомолья Грозный царь приезжал несколько раз. Первый раз он был здесь еще юношею в 1547 году58. Об этом посещении он сам передает в знаменитом послании к Кирилловскому игумену. Как строги были порядки в обители в то время, было уже сказано: келарь отказал царю дать рыбы, когда тот пропустил обед на трапезе. Второй раз Грозный приезжал в 1553 году, третий - в 1565 году и четвертый - в 1569 году. Особенно замечательно второе посещение (1553 г.), известное под именем Кирилловского езда, и четвертое (1569 г.)


В 1553 году, в марте, царь Иоанн сильно заболел горячкою; все отчаялись в его выздоровлении. 11 марта он составил духовное завещание, по которому царство передавал своему малолетнему сыну Дмитрию, и требовал, чтобы все присягнули ему в верности. Многие из бояр не хотели и, боясь смут и распрей, которые они видели в малолетство Грозного, были склонны иметь своим царем ради государственной пользы не малолетнего Димитрия, а двоюродного брата Грозного Владимира Андреевича Старицкого. Много хлопотала об этом мать князя Ефросиния, жена Андрея Ивановича Старицкого. Но больной Иоанн, собрав силы, приказал присягнуть своему сыну; верный его слуга Владимир Михайлович, князь Воротынский59, всех привел к целованию. Укрепили верность присяги и Владимир Андреевич60 со своею материею, но последняя в раздражении сказала. что невольная присяга ничего не значит. Все это видел и слышал больной государь; жаль ему было сирот своих - молодую жену и сына Димитрия, и это тяжело легло на его сердце. Против ожидания всех больной встал. первым делом его было исполнить обет, данный в болезни, - посетить обитель преп. Кирилла. Не успев еще совсем поправиться от тяжелой болезни, он объявил, что едет на Белоозеро молиться Богу с женой и сыном. И действительно, несмотря на советы многих оставить свое намерение, поехал. Направился он в далекую Кириллову обитель чрез Сергиев монастырь живоначальной Троицы; здесь он встретил старца Максима Грека, томившегося в чужой стороне в неволе. Святой старец убеждал царя оставить поездку, грозя смертию сына. Иоанн не послушался и поехал на судах реками Яхромою, Дубною, Волгою, Шексною и отсюда - в обитель. Царицу с сыном и своего брата Юрия оставил в обители, а сам отправился молиться в Ферапонтов монастырь. Назад царь возвратился через Ярославль и Ростов, но без сына. говорят, кормилица, заснув, утопила царевича61.


После болезни характер царя стал быстро изменяться. Юношеская веселость, доверие и доброта заменялись в царе мрачным настроением, подозрительностью и жестокостью. Первою жертвою пал князь Владимир Иванович Воротынский. Он скончался в ссылке в Кирилловом монастыре (1553 г., сентября 27). Над его могилою его супруга Мария Ивановна воздвигла церковь во имя святого Владимира. Любовь же царя Иоанна не изменялась к обители. В 1556 году на его пожертвования в монастыре поставлена была на вратах церковь во имя Иоанна Лествичника с приделами Феодора Стратилата62, имена каковых святых носили сыновья Грозного. Пока жива была, добрая царица Анастасия сдерживала Иоанна. Но Господь отнял этого доброго ангела (в 1560 г.), и царь подпал влиянию недобрых людей, желающих угождать его страстям и разжигающих его подозрения и самолюбие. Старые советники один за другим стали оставлять его. Адашев умер в походе, будучи заподозрен и обвинен заочно в измене: его жену с пятью сыновьями, его брата Даниила с 12-летним сыном и его родственника Ивана Шишкина казнили. Не дожидаясь опалы, Сильвестр, друг Адашева, с сыном Анфимом удалился в Кирилло-Белозерский монастырь и здесь постригся под именем Спиридона. В 1561 году сюда был сослан Матфей, епископ Крутицкий. Сюда же в марте 1562 года был сослан и другой Воротынский, князь Михаил Иванович, вместе с женою, сыном и дочерью. Но здесь они жили пышно, не как заключенные. Из царской казны ему отпускались иностранные вина: бастр, раманея, ренское, лимоны --сотнями, винные ягоды и изюм - пудами, сливы - ведрами, гвоздика, перец, осетры, лососи, севрюги, трубы левашные для сладких левашников63. Княгиня его ходила в бурской и венецейской тафте. Воротынский с семьею жил в ссылке четыре года. В 1565 году по ходатайству бояр и митрополита он был возвращен и ходил потом не однажды в поход. Но опять был по извету своего раба обвинен в колдовстве и замучен на огне. Иоанн сам подгребал горящие угли к его телу. Его едва живого взяли и отправили в ссылку на Белоозеро, но он, не доехав, скончался (1573 г.) в Кашине. В 1606 году прах его вместе с прахом его сына Лонгина был перевезен в Кирилло-Белозерский монастырь64. Уже много жертв пало по подозрительности Иоанна: но главный виновник злого умысла - Владимир Андреевич - оставался еще в живых. Возвращаясь из Литовского похода, Иоанн в 1563 году по пути заехал в Старицу к своему брату, пировал с ним и веселился, но в том же году ему и его матери Ефросинии, по доносу их дьяка, объявил опалу. Царь сам допрашивал обвиненных, "уличал их в неправде" и только по просьбе духовенства и из милосердия простил их. Но Ефросиния должна была уехать на Белоозеро и там заключиться в Воскресенском женском монастыре, стоящем в семи верстах от Кириллова. Здесь она постриглась в инокини под именем Евдокии. В 1566 году она приходила из Гориц молиться в обитель преп. Кирилла и здесь в церкви поставила образ Умиление Пречистой Богородицы, обложен серебром, оклад чеканный, позолочен, венец с драгоценными камнями. Кроме этого осталось еще несколько вкладов, данных ею в разное время, например, плащаница (1555 г.), две пелены и хоругви (1565 г.)65, драгоценный камень с вырезанным на нем изображением Богоматери (1566 г.). Здесь, в обители, она думала схоронить и свой прах. В 1566 году она дала двадцать образов, у десяти - пелены шиты серебром и золотом, а на пеленах вышиты кресты и образы, да чарку серебрянную в десять рублей. "И Бог пошлет по душу княгинину, - записано в вкладной книге монастыря, - и те образы поставити у гроба княгинина, а чарку на панихиды на гроб поставити". Но ее желание не сбылось. Вместе с княгинею Ефросиньею участь заключения на Белоозере разделяла невестка царя Иулиания, жена царского брата Юрия, постриженная после смерти мужа в Новодевичьем монастыре под именем Александры (1563 г.).


Настал 1569 год. Князя Владимира Андреевича обвинили в намерении отравит царя. Иоанн сам принудил своего брата и его жену с их детьми выпить яд. Тогда же послал гонца на Белоозеро с приказом утопить в Шексне инокиню Евдокию вместе со своею невесткою инокинею Александрою, в миру Иулианою, постригшуюся после смерти своего мужа, царского брата Юрия, в Новодевичьем, а теперь томившуюся в Горицах. Тела их были похоронены в Воскресенском монастыре. Предание украсило их смерть. Говорят, будто Иоанн приказал убрать по-царски лодку и, наклав в нее каменья, посадил туда княгинь. С крутого берега, по мановению царя, лодка была спущена, и княгини вместе с нею утонули. Народ считает память их блаженною. Расправившись так со своими родными, Грозный отправился вместе с царицею Мариею и сыновьями Иваном и Феодором на богомолье в Кириллов монастырь. Ездил чрез Вологду66. Еще в 1565 году в декабре были посланы в монастырь сытники для становления медов и пивов для царского приезда. Вероятно, он и был тогда в монастыре. Очень возможно, что Грозный не раз посещал обитель, пока жил в Вологде, которую некоторое время думал сделать даже своей столицей. Можно, например, полагать, что он был здесь еще в 1567 году. На монастыре у царя и его сыновей были у каждого свои особые кельи. В 1567 году царь Иван Васильевич дал двести рублей на кельи, а в следующем, 1568 году, прислал Деисус с праздники и пророки и велел поставить в своей келье. В 1570 году царевич Иван Иванович дал образ Пречистой Богородицы ("поставити тот образ в царевичеве Иванове кельи"), да на келии дал двести рублев; тогда же царевич Феодор Иванович дал образ Пречистой Богородицы и велел тот образ поставить в келье своей, да пожаловал вклад пятьсот, да сто рублев на кельи. Приехав со всею семьею на Белоозеро в монастырь в 1570 году, царь горячо предался делам благочестия, от себя и детей ставил пудовые свечи пред гробом преп. Кирилла, о заготовлении которых еще раньше, в 1567 году было приказано вологодскому погребному ключнику Сабурову.


ПРИМЕЧАНИЯ


57 Церкви Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи построены в 1531- 1534 гг.

58 Первый раз Иван IV был в Кирилло-Белозерском монастыре в 1545 г.

59 Во время болезни 1553 г. завещание было составлено Иваном Грозным 10 марта. 12 марта бояр приводили к присяге князья И, Ф. Мстиславский и Владимир Иванович Воротынский (см.: Скрынников Р. Г. Начало опричнины. ЛГУ., 1966. С. 91-94).

60 В рукописи ошибочно Андрей Владимирович.

61 По поводу гибели царевича Дмитрия во время поездки царя в Кирилло-Белозерский монастырь есть несколько версий: 1) царевич утонул, выпав из рук задремавшей кормилицы; 2) нянька с царевичем и два боярина упали в воду при высадке на берег; 3) царевича уронили в воду при передаче от отца к матери, катавшихся по озеру на разных лодках (см.: Кирилловский езд. Пг., 1912. С. 53- 54).

62 Церковь Иоанна Лествичника с приделом Федора Стратилата построена на вклад сыновей царя Ивана Грозного в 1572 г.

63. Левашник - род пирожка, либо без начинки, либо с начинкой в одном углу. Труба левашная - сковорода для печения левашников.

64 В Кнрилло-Белозерском монастыре в церкви Владимира, усыпальнице князей Воротынских, на трех из плит, вмурованных в стены, имеются сведения о Михаиле и его сыне Логине: "Перенесены ис Кашина в Кирилов монастырь Михаиле и сын его князь Логин лета в 7114 [1606] января в 21 день"; "Преставися благоверный князь Михаиле Иванович Воротынскои лета 7081 [1573] июня в 12 день. Погребен бысть во граде в Кашине"; "Преставися благоверный князь Логин Михаилович Воротынскои лета 7092 [1584] июля в 27 день".

65 Пострижение Евфросиньи состоялось на Афанасьевском подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Москве. По-видимому, имеются в виду следующие вещи: 1). Плащанииа "Положение во гроб-". 1565 г. 168 х 262 см. ГРМ. Инв. № Т-285. (П лешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. Л., 1985. С. 208. Табл. 111-112. Кат. 98.); 2). Пелена "Успение Богородицы". 1565 г. 78 х 102 см. ГИМ. Инв. № 86. (Маясова Н. А. Мастерская художественного шитья князей Старицких // Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. С. 55-56. Табл. В); 3). Пелена "Видение Иоанна Богослова". 1565 г. 66,6 х 62 см. ГРМ. Инв. № Т-103. (Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. С. 208. Кат. № 99. Табл. ИЗ); 4}. Хоругвь (после реставрации - пелена} "Спас великий Архиерей". 1565 г. 66 х 56 см. КБИАХМ. Инв. № 42 цт. (С и л к и н А. В. Двусторонняя хоругвь из Кирилло-Белозерского монастыря // Древнерусское искусство: исследования и реставрация: Сборник научных трудов. М., 1985. С. 80-94. Илл. 4).

Изложенные события имели другую последовательность. В мае 1569 г. Иван IV был в Кирилло-Белозерском монастыре, затем в июне - начале августа в Вологде. 6 сентября умерла его жена Мария Темрюковна, 9 октября был отравлен Владимир Старицкий с женой и младшей дочерью, 20 октября 1569 г. погибла Евфросинья (см.: Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 289-292).

67 Имеется в виду, что увеличилось количество.

68. Иоасаф, в миру боярин Иван Иванович Хабаров; Варлаам, в миру Василий Степанович Собакин.

69 Послание царя Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Козьме датируется 1573 г. (См.: Никольский Н.К. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича IV в Кирилло-Белозерский монастырь? // Христианское чтение. 1907. Т. CCXXII1. С. 839.).

70. Доказательств тому, что царская казна хранилась здесь, нет.

71 Церковь Преображения с приделами Ирины и Николы построена в 1595 г.

72 Святые врата в монастыре расписаны в 1585 г. старцем Александром с учениками Емельяном и Никитой.

73. Симеон Бекбулатович пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря в марте 1606 г., через два месяца переведен в Соловецкий монастырь, где жил до 1612 г. Умер инок Стефан в 1бТб году (см.: Фруменков Т. Г. Узники Соловецкого монастыря. Архангельск, 1979).


Продолжение:


Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV (текущая)

Часть V

Часть VI

Чатсь VII

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group