История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Историко-краеведческий альманах "Кириллов" Выпуск второй, 1997 г. Летопись событий Кирилло-Белозерского монастыря. 1397-1893 гг. Г.О.Иванова и А.В.Смирнова (продолжение, часть VI)

ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ. 1397-1893 ГГ. Г.О.ИВАНОВА И А.В.СМИРНОВА (ПРОДОЛЖЕНИЕ, ЧАСТЬ VI)


VI


Начало земельной собственности положил сам преп. Кирилл: во-первых, тем, что, прибыв в Белозерские пустыни, он занял необходимую часть земли для поселения и сельскохозяйственных нужд; во-вторых, тем, что он принимал приносимые ему в дар для обители Пречистой Богородицы разные земельные угодья; в-третьих, тем, что он сам покупал те участки, в которых нуждалась для своего существования обитель. На первых порах не было у монастыря вотчин, то есть населенных мест, и на владение мим преп. Кирилл, принуждаемый к тому братиею своей обители, решился, как видно из его жития, не без колебаний. В Древней Руси крестьяне не были прикреплены к земле, они были свободны, и только с начала XVI столетия окончательно выяснилось стремление сделать их нераздельными с землею, почему среди некоторых иноков этого времени возникло сильное стремление противодействовать владению вотчинами. После блаженной кончины преподобного от вкладов и покупок обитель быстро стала обогащаться вотчинами, и в царствование Иоанна IV Грозного она сделалась одною из богатейших по своим вотчинным владениям; при Иоанне же Грозном было положено начало соляному и рыболовному на море промыслам. К началу XVII века состав монастырских вотчин, за малым исключением, вполне уже закончился и вотчинное право получило свое полное развитие. В исходе XVI столетия крестьяне были окончательно прикреплены к земле, вследствие чего монастыри вместе с другими вотчинниками стали управителями и устроителями крестьянской жизни и понесли пред государством все те обязанности, которые раньше выполняли сами крестьяне, как люди вполне свободные. Чтобы дать понятие об обширности владений Кирилло-Белозерского монастыря, перечислим все его вотчины, придерживаясь писцовых книг, составленных при царе Михаиле Феодоровиче между 1625 - 1632 годами.


Подмонастырье было само обширной из Кирилло-Белозерских вотчин; оно простиралось вокруг монастыря во все стороны верст на шесть - на семь. Во времена преподобного все это пространство за малыми исключениями (село Сандыревское, деревня Куземинская (Кузминка) деревня Митина) было пустынно и покрыто первобытными лесами. В начале же XVI века здесь находилось уже до сорока населенных мест: сел, деревень, починков. В 1604 году их было 73, и тогда для удобства управления Подмонастырье делилось на три клина или "ключа", как тогда говорили. Первый ключ Колдомкой, состоявший из следующих 28 деревень, из коих шесть были пусты: Долгое, Кулига, Тишино, Миниево, Горяиново, Шортино, Шумилово, Гаврилово, Мошки, Омельяново, Зауломское, Езовки, Суховерково, Кленовищи, Колдома, Пески, Хвощеватик, Оксеново, Березик, Боровое, Красное (выть священника), Лобаново, Кривошеино, Зуево, Курганы, Онтоново, Шиляково и Терешнево. Во втором ключе Кнушовском было 18 деревень, из коих три пусты: Огурцово, Аристово, Сандырево, Понтино, Трофимово, Шидьяр, Добрилово, Погорелое, Пенково, Тимонино, Сербуй, Микшино, Холм, Ракульское, Терешково, Лабунино, Липовое и Щелково. В третьем ключе, Зарецком, все двадцать семь деревень, кроме одной, были населены: Бозино, Митино, Бахлычево, Тихоново, Бонема, Корюкаево, Родино, Горки, Змеево, Карасово, Ванино, Быково, Кабачино, Щуклино, Пребудово, Богатырево, Бренково, Костянтиново, Загорье, Князево, Кузгорино, Морозово, Брюшинино, Коренево, Пружинино, Олексеева и Обанино. На Бабьем озере, помимо того, стояла белая деревня Карботка, где было шесть дворов монастырских плотников. По писцовым книгам 1626 и 1627 годов меры князя Никиты Шеховского всего вокруг Кириллова монастыря числилось три погоста, да две деревни церковных, где жили причты, да два села, да сорок восемь деревень, да восемь пустошей, а вних 177 дворов крестьянских со 180 человеками и семь дворов бобыльских с 7 человеками, да шесть дворов монастырских плотников, людей в них то ж. Один погост стоял на Шидьрском озере, а на погосте церковь Великомученника Георгия, древяна, верх шатров, да другая церковь - Николы Чудотворца с трапезою, древяна, клецка. Возле церквей было четыре кельи, в них живут нищие, питаются от церкви Божией. На погосте же жил священник Федор Якимов. Под Кирилловым же монастырем по Вологодской дороге погост, а на нем церковь Покров святой Богородицы, верх на каменное дело, да другая церковь святых Христовых мучеников Флора и Лавра, клецки. У церкви три кельи для нищих. Возле погоста деревня церковная, а в ней священник Лука Сидоров. Третий погост на реке Шексне, на Звозе, а на нем церковь Николы Чудотворца, древяна, верх шатров; да другая церковь Леонтия Ростовского чудотворца с трапезою, верх клецки. У церквей две кельи. К ним церковная деревня Красная, белая, где жили священник Филипп Фомин да дьякон Парфений Ортемьев. Во всех шести церквях образа, книги, церковные свечи, ризы и на колокольнице колокола и вообще все церковное строение мирское и частью монастырское.


Рядом с Подмонастырьем монастырская вотчина Улома - Уломский ключ - состоявший из семи деревень: Дымково, Рябково, Кобелево, Фомушино, Прокунино, Великий Двор и Шатрецкая, и двух пустошей: Болванцы и Орлецы. Всего в Уломе было по писцовым книгам 7 дворов крестьянских с 9 человеками, да два двора вдовьих, да двор пуст. Подмонастырье и Улома расположились, главным образом, на землях, пожертвованных преп. Кириллу Авдотьей Борисовной, женой великого князя Дмитрия Донского и их сыном Андреем Димитриевичем, князем Белозерским.


Остальные вотчины Кириллова монастыря перечислим кратко, придерживаясь писцовых книг. Волок Словинский, на нем четыре погоста - Благовещенский, Георгиевский, Вознесенский и Никольский, четыре церковных деревни, где жили причты, и 74 деревни, и в них 124 двора крестьянских и 92 бобыльских и двор вдовий, и людей в них то ж. Волок Словинский пожертвован князем Андреем Димитриевичем Белозерским и его сыном Михаилом Андреевичем.


В Чуровской волости, ныне Череповецкого уезда, Кириллова монастыря вотчина - три погоста: в Чаромском ключе Ильинский - на реке Сизме, в Загостье на реке Чуровке - Рождества Пречистой Богородицы и в Коленце на реке Шексне - преп. Кирилла Чудотворца, без пенья. В вотчине 37 деревень, кроме погостов, в них 79 крестьянских дворов с 90 человеками и 59 дворов бобыльских с 59 человеками да два двора вдовьих.


Вотчина Кириллова монастыря на Колкаче (ныне Кирилловского уезда), а в ней село Талицы на речке Малой Сиземке с Троицкою церковью, погост Троицкий на Суходоле и село Старое на речке Малой Сиземке с церковью апостолов Петра и Павла. В Колкачской вотчине 36 деревень и в них с селами 70 дворов крестьянских и 56 дворов бобыльских и людей то ж, двор вдовий.


В Милобудовской вотчине, что на Покровском озере, погост Покровский с церковью, да село. да двадцать деревень и в них 29 дворов крестьянских с 31 человеком, да 19 дворов бобыльских с 20 человеками.


Вотчина Рукина слободка, где церковь Воскресенская, и в слободке 27 деревень с 44 дворами крестьянскими и с 45 дворами бобыльскими и людей в них то ж.


В Романове слободке (Череповецкого уезда) церковь Рождества Пречистой Богородицы, да к слободке село Васильевское, а в селе церковь Василия Великого Кесарийского, да 15 деревень, в которых 52 двора бобыльских с 34 человеками.

Новая Ерга и в ней село Богоявленское с Богоявленскою церковью, церковная деревня Петряево, горки да 10 деревень и в них 29 дворов крестьянских с 30 человеками, 4 двора бобыльских с 4 человеками и 27 дворов пустых.


Кириллова монастыря в Ергомже погост, а на нем церковь Дмитрия Солунского, село Великий Двор и 5 деревень, в них 11 дворов крестьянских и 16 дворов бобыльских, людей то ж.


В Старой Ерге два села - Воскресенское и Давыдово-Никольское и 14 деревень, и в них 46 дворов крестянских и 36 дворов бобыльских, и людей то ж.


Село Троицкое (Надпорожского стану Белозерского уезда), к нему сельцо да деревня, и в них 11 дворов крестьянских, да 11 дворов бобыльских и людей в них то ж.


Село Куность (Белозерского уезда), а в нем церковь Покрова пречистой Богородицы и к селу 4 деревни, и в них 11 дворов крестьянских с 12 человеками и 14 дворов бобыльских с 145 человеками. В Карголоме погост Благовещенский (близ города Белозерска) и 5 деревень, и в них 7 дворов крестьянских и 4 двора бобыльских людей то ж.


Лоза (Белозерского уезда), а в ней село Антушево с церковью Введенскою и Ильинскою. Старое село, к которому Пречистовский погост на острову и 25 деревень, и в них 65 дворов крестьянских, да 56 дворов бобыльских и людей в них то ж.


Село Мегра на реке Мегре при Белом озере (Белозерского уезда), в нем церковь Успения Пречистой Богородицы и другая Рождества Христова, в селе 15 дворов крестьянских да 26 дворов бобыльских, людей в них то ж.


Село Городище на реке Мегре, а в селе церковь Дмитрия Солунского, и к нему 9 деревень с 14 дворами крестьянскими и 13 дворами бобыльскими, людей то ж.


Вотчина Кема и в ней село Покровское да три погоста, 72 деревни. и в них дворов крестьянских 130 и крестьян 150, дворов бобыльских 33 и 34 человеками.


Село Кивуй с церковью Покровскою да 5 деревень, и в них 10 дворов крестьянских с 10 человеками и 5 дворов бобыльских с 6 человеками.


Село Вашкей с церковью Николы Чудотворца, к нему 9 деревень с 20 дворами крестьянскими и 10 дворами бобыльскими, людей то ж.


Слободка Великосело на реке Шексне, в ней монастырский двор, да монастырские амбары и при них 16 человек сторожей, из коих 7 беспашенных.


И всего Успения Пречистой Богородицы Кириллова монастыря в Белозерском уезде (по нынешнему в Белозерском, Кирилловском и Череповецком уездах), кроме Подмонастырья, 14 погостов, 21 село (церквей на погостах и в селах 49 с пеньем и 4 без пенья), 3 сельца, 1 слободка, 389 деревень, и в них 812 крестьянских дворов с 842 человеками и 411 дворов бобыльских с 419 человеками да 8 дворов вдовьих, 20 дворов пустых и 500 мест пустых.


в Вологодском уезде сельцо Михайловское на Сизме на реке Лапсарке и в них 51 двор крестьянский с 86 крестьянами и 28 дворов бобыльских с 32 человеками. Возле самой Вологды, у посада на реке Вологде, стояли слободки Кириллова монастыря, где были монастырский двор, амбары соляные и 5 белых дворов с бобылями, и в самом городе двор и лавка.


В Пошехонском уезде вотчины Кириллова монастыря в Ухтомской волости: село Семеновское на речке Копше, село Тутаново, село Карповское, село Чижово, на Кукобое, сельцо Старое Борисо-Глебское на речке Спице и село Санниково на речке Тисовке в Арбужевской волости, а всего 5 сел, сельцо, 2 починка и 21 деревня, а в них 62 двора крестьянских, 34 двора бобыльских, людей столько же. Село Спасское, Смердино то ж, на речке Саре Ростовского уезда, бывшее за князем Иваном Дмитриевичем Бельским, и к нему приселок да 6 деревень, в них 43 двора крестьянских с 70 человеками и 30 дворов бобыльских с 32 человеками.


Село Сретенское Костромского уезда, что была вотчина князя Дмитрия Феодоровича Палецкого, а потом князя Андрея Дмитриевича Палецкого, и к селу 4 деревни, дворов крестьянских 24, а бобыльских 14, людей то ж.


Село Кабаново на реке Волге, Углицкого уезда, данное по грамоте великого князя Василия Ивановича 1522 года, и 15 деревень; дворов крестьянских 26 с 43 человеками и бобыльских 20 с 35 человеками. В Бежецком уезде вотчина Кириллова монастыря село Ильгощи, Агдышино то ж, село Дугино (Пиреботан) и село, что дал боярин Федор Иванович Шереметев по государевой жалованной грамоте 1613 года, Чернево, Шаблыкино то ж. В двух последних селах во время, когда составлялись писцовые книги (1627 - 1629 гг.), не было жителей; при селе же Ильгощи состояло 7 деревень и дворов крестьянских с селом было 5 с 5 человеками и бобыльских 14 с 19 человеками.


В Коломенском уезде вотчина Кириллова монастыря, что дала вкладу княгиня старица Агафья царевича Кайбулина княгиня Иванова дочь Васильевича Большого Шереметева сельцо Щапово, и в нем 15 дворов крестьянских с 18 человеками и 6 дворов бобыльских с 6 человеками.


В Московском уезде сельцо Петровское, Пестушино то ж, сельцо Пирогово, сельцо Шилбутово на речке Лекове, что было прежде боярина Ивана Васильевича Большого Шереметева, и сельцо Елегозино, что было Ивана Васильевича Меньшого Шереметева; в них дворов крестьянских 13 с 16 человеками и бобыльских 11 с 15 человеками.


В Дмитровском уезде село Куликово, в нем 5 дворов рыбных ловцов, людей в них то ж, 22 двора с 47 человеками и 11 дворов бобыльских с 17 человеками; село Куроглино на речке Яхроме и к нему 2 деревни, в них 6 дворов крестьянских с 12 человеками и 3 двора бобыльских с 6 человеками; деревня Загорьевское на речке Сестре из 2-х дворов крестьянских с 7 человеками и одного бобыльского с 2 человеками.


В Клинском уезде пустошь, что было сельцо Кунино против данной Микиты Истленева 1577 года. За Кирилловским монастырем в рязанских переписных книгах 1646 года писано село Никицкое да сельцо Тыртово с деревнями, по писцовым книгам 1627 и 1628 годов бывшие за Федором Ивановичем Шереметвым.


По переписным же книгам 1646 года в Нижегородском уезде за Кирилловым монастырем числится село Меленки. Это село, как села Никицкое и Тыртово Рязанского уезда, а также и двор в Нижнем Новгороде были отказаны в монастырь по духовной Федором Ивановичем Шереметвым и записаны за ним монастырем по жалованной грамоте 1646 года царя Алексея Михайловича.


Кроме вотчин, монастырь владел еще усальями и рыбными ловлями как вовнутренних водах, так и на Белом море. Соляные промыслы были на реке Золотице у Белого моря, а также Пушлахте, в Неноксе, Лашенге (Лопшенге), на Умбе и Кузь-реке. Сначала при Иоанне Грозном было дозволено монастырю продавать до 40 000 пудов соли, а потом даже до 100 000 пудов. Для перевоза соли монастырь имел свои лодки, которые ходили по Двине, Шексне и Волге. Монастырские рыбные ловли были в реке Умбе да в Олениных Рогах и в реке Оленце. В этих местах ловили семгу; в год бывает меженины и осенины 9 000 рыб, да осенние же лучшие 6980 рыб. На монастырский обиход шло в год 2300 рыб, остальную продавали в год на 455 рублей. Из вырученных денег на 130 рублей покупали другой рыбы, 75 рублей платили на Москве оброку, оставалось в монастырь рыбных денег 250 рублей.


Монастырскими вотчинами, рыбными и соляными промыслами управляли посылаемые из монастыря старцы, рядчики вместе с слугами монастырскими. Жизнь вне монастыря на старцах иногда отражалась неблагоприятно. Сохранилась от 1636 года грамота, где соловецкие власти жалуются кирилловским властям на старца, жившего на Золотицом усолье, здесь. вдали от своей обители, оставившего ее строгий устав.


Во время сошного письма во владении Кирилловой обители находилось 1808 дворов крестьянских и бобыльских с 1929 человеками. С тех пор население Кирилло-Белозерских вотчин непрерывно умножалось. По росписи 1661 года, взятой из Монастырского приказа, Кириллов монастырь был одним из шести монастырей, имевших более 2000 крестьянских дворов, и занимал в числе их второе место вслед за Троице-Сергиевой Лаврой: у первой было 16 382 двора, у второго же 3 855 дворов. В 1700 году было у него уже 5 346 дворов, а в 1744 году - 21 599 крестьян.


Монастырь с своих вотчин платил правительству а) стрелецкие деньги и стрелецкий хлеб на содержание стрельцов, из которых состояло постоянное войско; б) ямские деньги на содержание почт; в) полоняничные деньги для выкупа пленных; г) деньги и хлеб ратным людям во время войны; д) даточным людям на ратную службу с полною обмундировкою. Помимо этих обычных пошлин монастырю часто приходилось уплачивать в государственную казну и другие сборы. Так в 1617 году по государеву указу собрано было с Кириллова монастыря на жалованье московским стрельцам по 120 четвертей ржи да 160 четвертей овса с сохи. С 1645 по 1666 год он, по царскому указу, тратился на постройку стен вокруг монастыря и в конце столетия принимал участие в корабельном деле на Воронеже.


В первой половине XVII века некоторые бедные и малолюдные пустыни, которые не были в силе поддерживать самостоятельное существование, приписывались к богатым монастырям. Такая общая мера была принята, как видно из просьб о приписке, подаваемых некоторыми пустынями, например, Филиппо-Ирапской, с тою целью, чтобы их защитить от посторонних посягательств и обид, причиняемых помещиками и даже крестьянами. Кирилло-Белозерский монастырь, как один из богатых и сильных, получил в управление несколько пустынь Белозерского края. К нему были приписаны пустыни Никитская, Городецкая, Благовещенская Ворбозомская, Нилов скит Сорский, Николаевская Ковжская; под попечением Кирилловой же обители находился возникший после свидетельствования чудес преп. Иродиона (1658 г.) Иродионов Илоозерский скит. Вместе с пустынями к монастырю перешли и земельные их владения. Строители туда, в пустыни, избирались из монастыря и, приезжая, принимали все по отписным книгам. Такой порядок вещей продолжался до издания штатов, когда все приписные пустыни были вовсе уничтожены.


Кириллов монастырь по своим духовным, гражданским и хозяйственно-промышленным делам имел частые сношения с многими городами тогдашней Руси. Поэтому для приезда и остановки старцев и слуг монастырских там были подворья. Известны подворья в Пскове, Дмитрове, Нижнем Новгороде, в Угличе, в Кремле, Каргополе, на Белоозере, в Ростове. Но особенно замечательны монастырские подворья в Москве и Вологде.


Кирилло-Белозерское московское подворье находилось в Кремле около Фроловских ворот, по переписи 1626 года в 5 1/4 сажени от стены - оно известно под именем Афанасьевского монастыря. Первое упоминание о нем находим под 1514 годом, когда летописец рассказывает, что повелением великого князя Василия III Ивановича заложено было в Москве двенадцать каменных церквей. "В граде Москве, - говорит летописец (ПСРЛ, VIII, 254), - поставил церковь кирпичную Афанасей святый Александрьскы у Фроловских ворот Юрьи Григорьев сын Бобыкин". Когда и каким образом перешла та церковь во владение Кириллова монастыря, нельзя сказать, но только уже в 1563 году здесь было устроено Кирилловское подворье - монастырь; на нем была пострижена в инокини под именем Евдокии княгиня Ефросинья Владимировна, жена князя Андрея Ивановича Старицкого. Афанасиевский монастырь находился под управлением строителей. посылаемых туда из Кириллова монастыря; помимо строителей здесь жили старцы. Когда по делам монастыря или государственным на Москву приезжал игумен, останавливался здесь; тут же жили и священники, приезжавшие из Кириллова к царю со святою водою дважды в год: после памяти преподобного (9 июня) и после Успеньева дня. В московское разорение 1612 года в Афанасиеве монастыре жил старец Филарет Володимерец; у него литовские люди взяли монастырских денег 130 рублей 18 алтын 2 деньги. Тогда же выменянная на соль пшеничная мука сгорела, а погибло в ней цены 239 рублей 27 алтын 4 деньги; сгорело также жемчужное ожерелье Василия Алексеева Третьякова. оставленное на подворье игуменом Сильвестром еще при строителе Порфирии Ошевенском в 1605 году92. В это время самое подворье потерпело значительные повреждения, которые были исправлены вслед за очищением Москвы от поляков. В XVII веке в Афанасиевском монастыре была церковь Афанасия Великого Александрийского с приделом преп. Кирилла чудотворца Белозерского. День памяти преподобного праздновался (около 1634 г.) торжественно: "Благовест в ревут, трезвон большой, а звон бывает, как Государь пойдет на Кирилловское подворье". По "книгам отписным церковные московские службы Афанасьева монастыря в 158 году" (1649, октября 1 дня), по которым принял московское подворье строитель чернец Илья Ивицкий у строителя старца Ионы Палицына, на подворье было при церкви Афанасия Александрийского два придела священномученика Пантелеимона и придел преп. Кирилла. названный трапезою. В 1652 году по благословению архимандрита Антония и по приговору государя келаря, старца Савватия Юшкова и старцев соборных на Москве в Афанасиевском монастыре при строителях старцах Феодосье Коромыслове и Исайе Горкине были выстроены новые каменные архимандричьи, строительские и братские кельи. Еще до введения штатов даже 1761 года, Афанасиевский монастырь был обращен в церковь. к которой причт (из священника, дьячка и пономаря) назначал Кирилло-Белозерский архимандрит, из Кириллова же священноцерковнослужители получали средства содержания. В 1769 году было совершенно уничтожено и самое подворье, имущество церковное частью было перевезено в Кириллов монастырь, а частью (ветхие иконы, оклады и венцы) переданы в Синодальную контору.


Начало вологодскому подворью положено при царе Иване Васильевиче Грозном. В Вологде сосредоточивалась монастырская торговля солью и рыбою: здесь же, с подчинением Белозерского края Вологодскому епископу (1657 г.), Кириллов монастырь должен был постоянно держать своих уполномоченных для сношений с епархиальною властью. Для управления делами подворья, заведования соляным промыслом и для сношения с епископами жили кирилловские старцы. В 1652 году в Вологде на Кирилловом подворье была построена каменная церковь93 во имя преп. Кирилла Белозерского с приделом святителей Петра, Алексея, Ионы московских чудотворцев и при ней трапеза. При основании Вологодской духовной семинарии подворье и церковь были переданы под помещение ее, где она находится до настоящего времени.


ПРИМЕЧАНИЕ


92 В рукописи 1405 г. Вероятно, описка.

93. Церковь строилась в 1651 г. монастырскими каменщиками во главе с Кириллом Тресковым. В 1652 г. проводилась отделка фасадов и интерьера. Церковь сломана в 1963 г. (Кирпичников А. Н., Х л о п и н И. Н. Великая государева крепость. С. 110).


Продолжение:


Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

Часть V

Часть VI (текущая)

Чатсь VII

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group