История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Авторизация

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Прогноз погоды:

Ферапонтово

Москва

Санкт-Петербург

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://www.ferapontovo.info/
http://www.ferapontovo.org/
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/

Инфо:

А. Контактная информация

Б. Личные сведения

В. Фото

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Патриарх Никон и его наследие Никоноведение: библиография, историография и историософия.

НИКОНОВЕДЕНИЕ: БИБЛИОГРАФИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ.

Страница 1

© Шмидт В.В.


НИКОНОВЕДЕНИЕ:

библиография, историография и историософия


Ежегодно множество людей стекается в Воскресенский монастырь Нового Иерусалима, Иверский Валдайский и Крестный Кий-островский монастыри, устроенные Святейшим Патриархом Никоном. Посещая эти великие святыни, поражаясь их грандиозностью и величием, люди интересуются историей жизни их основателя. Иные, постигая перипетии истории, заостряют внимание на XVII в., основные лица и события которого во многом определили последующую жизнь страны. И те, и другие восходят своим взором к личности Святейшего Патриарха Никона (1605–1681).

В труднейшие периоды жизни нашего Отечества послушниками Никоновских монастырей в назидание и с целью душеполезного содействия всякому осмысляющему меры своей и общественной жизни издавались «Жития Патриарха Никона». Так, со списка «Жития…», хранившегося в Иверском монастыре, в Санкт-Петербурге в 1784, 1817, 1909 гг. и в Москве в 1908 г. было напечатано «Житие Святейшего Патриарха Никона, написанное неким бывшим при нем клириком».

При сличении этого издания с несколькими древнейшими списками стало очевидным, что оно, хотя и полно по содержанию (без значительных пропусков), испорчено так называемым подновлением слога, выразившемся в обрусении церковно-славянской речи подлинника местами через неудачную перестановку слов, местами через изменение окончаний, зачастую неудачным введением разделения на главы, абзацы и предложения, не существующие в подлиннике, а в одном месте порядок глав оказался даже нарушенным в ущерб хронологическому порядку событий.

Исправив указанные недочеты изданного «Жития…» по списку Воскресенского монастыря конца XVII в., настоятель монастыря архимандрит Леонид (Кавелин) издал в Москве «Известие о рождении, воспитании и о житии Святейшего Патриарха Никона» в 1871 г.* В следующем 1872 г. в Москве вышло в свет и «Краткое известие о рождении, воспитании и житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России: (Из рукописи Воскресенского монастыря XVII столетия)».

Вслед за этими изданиями началось масштабное осмысление жизни и деятельности Святейшего Никона, о котором в середине XX в. на страницах Журнала Московской Патриархии (1947. № 9. С. 29) Н. Волнянский в статье «Патриарх Никон» писал: «О Патриархе Московском и всея Руси Никоне написано много книг и почти не поддающееся учету огромное количество статей… Оправдываются ли трудности и время, затраченные на новое исследование тем, что тема о Патриархе Никоне откликается на духовные потребности Церкви наших дней? Надеемся, что статья даст положительный ответ и оправдает нашу благонамеренную попытку».

Как неоднократно отмечалось, в нашей истории, пожалуй, нет более популярного деятеля (личности), к которому было бы приковано столько внимания, о котором высказано столько противоречивых мнений при том, что наследие его было до недавнего времени практически недоступно и не изучено1 . Стараясь восполнить существенные пробелы, было подготовлено и издано в 2005 г. наследие Святейшего Патриарха Никона2.

В данной работе мы представляем свод источников, материалов и сочинений, относящихся к личности Патриарха Никона и его эпохе, созданных как в историческом, так и апологетическом подходах, как в религиозно-философской (святоотеческой), так и в позитивистской парадигмах, как идеологически ангажированных, так и критичных, а вместе с тем и бытовавших при них страстях.

О необходимости данной работы писала, в частности, В.С. Румянцева: «Реальный облик Никона заблокирован обильным фактическим материалом, который в значительной степени мифологизирован его современниками и последующими поколениями. О Патриархе сложилось много легенд и слухов. Своеобразное восприятие эпохи, когда он жил и действовал, существенно отличается от современных научных и общественных представлений. Новый подход к данной теме требует критики источников и их демифологизации, а также хотя бы краткого хронологического обзора исторической литературы, связанной с историей Российской Православной Церкви и духовной культуры Отечества. Можно наметить примерно четыре периода в развитии историографии по рассматриваемой теме: 1) конец XVIII – середина XIX в., 2) 60-е годы XIX – начало XX в., 3) 20–80-е годы XX в., 4) 90-е годы XX в. – начало XXI века. Критерием выделения этих этапов служат уровень источниковой базы, методы ее разработки, а также духовные аспекты исследований и качественные изменения в общественном сознании»3.

В данной работе нами представляются материалы в хронологической последовательности их выхода из печати – срока введения в гражданско-научный оборот, что, на наш взгляд, ценно само по себе, поскольку характеризует общественную мыслительную и духовно-культурную активность как потребность осмысления прошлого ради осознания настоящего и перспектив будущего.

Итак, уже после издания жития Патриарха Никона в 1784, 1817 гг. архимандрит Апполос подготовил и издал «Начертание жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России» (М., 1845); оно было переиздано в Москве в 1859 г. как «вновь исправленное и дополненное, с приложением переписок Никона с Царем Алексеем Михайловичем и важнейших грамот». В предисловии к нему архим. Апполос пишет: «… теперь, когда сохраненные Правительством от забвения и истребления письменные памятники Русской древности, представляют нам новые источники к изследованию Истории, и вместе материалы для жизни Никона, я воспользовался сими пособиями при новом издании своей книжки, посвященной сооруженному сим Иерархом монастырю Новаго Иерусалима. В 16 лет своего там настоятельства, имея всегда перед глазами его гробницу, знаки высокого сана и знаки смирения, я находил для себя услаждение обновлять в памяти своей события из его жизни и невольно увлекался сердечным участием в судьбах Никона пустынника, Патриарха, друга Царева и заточника. История Церкви и Государства не забудет подвигов его ревности о благочестии и православии, ни заслуг Отечеству и просвещению народному; а гробница возвещает превратность всего земнаго; его вериги проявляют смирение и самоотвержение, коими он себя более возвеличил в падении, чем силою воли своей и деятельности в возвышении своем. Такими подвигами сооруженный им земный Иерусалим, как напоминание жизни Спасителя, послужил ему переходом и лествицею к Горнему Иерусалиму, к коему стремилась душа его и в пустыни и в заточении. Ограничивая себя очерком жизни великого Никона и воспоминанием подвигов его, я не распространялся о том, о чем еще представлено Истории изследовать и не принимал на себя решения политических задач Иераршескаго его поприща, соприкосновеннаго Двору и Государству».

В период до этого был издан ряд источников: в Москве в 1779 г. – «Уложение, по которому суд и росправа в Российском государстве творится, Царя Алексея Михайловича» (переиздано также и в 1820, и 1913 гг.; в 1829 г. в Москве выходит исследование Г.А. Розенкампфа «Обозрение Кормчей книги в историческом виде», в 1887 г. А.Н. Зерцалова «Новые данные о Земском соборе 1648–1649 гг.», а в 1917 г. в Петрограде – иеромонаха Николая (Ярушевича) – «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.)». Возросший интерес к древнерусской правовой мысли в конце XX в. засвидетельствован выходом ряда пособий, как-то: «Законодательные акты Российского государства второй половины XVI – первой половины XVII в.» (Л., 1986); «Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве» (М., 1986); «Развитие русского права в XV – первой половине XVII вв.» (М., 1986); комментированных научных изданий, в частности, «Соборное уложение 1649 года: Текст и комментарии» (М., 1987; предшествовал этой работе труд А.Г. Манькова «Уложение 1649 г.: Кодекс феодального права России»); «Статут Вялiкага княства Лiтоўскага 1588: Тэксты. Давед. Каментарыи» (Минск, 1989); «Стоглав: Исследование и текст» (М., 2000) и множества статей в специализированных журналах. Вместе с тем, вопрос о влиянии западноевропейской правовой системы и культуры на русскую, в частности на Соборное Уложение 1649 г., до настоящего времени не исследован).

В 1785 г. в № 6–10 «Вестника Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее» Викторов А.В. издал «Старинные описи Патриаршей ризницы: Критика и библиография».

В «Древней Российской Вивлиофике» (ч. VI) в 1788 г. были опубликованы «Деяние о низложении с престола бывшаго Патриарха Никона в лето 7175 (1667) происходившее» и «Статейный список посольства стольника и наместника Переславскаго Ивана Ивановича Чемоданова в Венецию в 7164 (1656) годе»; в 1789 г. – «Записка о приезде Грузинскаго Царя Теймураза Давыдовича; Какая церемония совершалась Святейшим Патриархом при отправлении Российскаго воинства в поход, как их благословлял своею рукою, и окроплял святою водою, и освящал полковые знамена в присутствии Государей» (ч. VIII «Вивлиофики»); в 1790 г. – «Записка о приезде Грузинскаго Царя Теймураза Давыдовича, писанная в оное же время, 1658 году», «Грамота Святейшаго Патриарха Филарета Московскаго и всея России о том, что в освящении Богоявленской воды при сих словах: и освяти воду сию Духом Твоим Святым, не должно прибавлять, как до того было, и огнем. 7134 (1625) г.» (ч. XIV «Вивлиофики»).

С 1813 по 1828 г. в Москве издается четырехтомное «Собрание Государственных грамот и договоров», на страницах которого довольно много документов представляющих деятельность Патриарха Никона4. Работа по собранию и систематизации российского законодательства будет продолжена – с 1830 г. в Санкт-Петербурге начнется издание 18-томного «Полного собрания законов Российской Империи», а в 1840 г. выйдут «Акты юридические»5.

В 1827 г. в «Вестнике Европы» за июль (№ 13. С. 21–33) были опубликованы грамоты Богдана Хмельницкого к Патриарху Никону, а в первом январском за 1828 г. (С. 3–8) – перевод с грамоты, писанной в 1654 г. к Никону Патриарху Паисием, Вселенским Патриархом, архиепископом Константинопольским. Спустя двадцать лет малороссийская проблематика вновь появится в печати – в 1848 г. Забелин И. опубликует на страницах ЧОИДР в № 8 (27/III) в отделе IV «Малороссийскую переписку, хранящуюся в архиве Московской оружейной палаты», где представит 21 письмо Б. Хмельницкого и запорожских казаков к Патриарху Никону и ответные письма к Б. Хмельницкому и др.


... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Следующая >>>



Сноски:


1 См.: Шмидт В.В. Никон, милостью Божией Патриарх: От господствующей идеологии к историческому наследию // Социальные конфликты в России XVII–XVIII вв.: Мат-лы Всерос. научно-практ. конф. (Саранск, 20–22 мая 2004 г.) / Отв. ред. В.А. Юрченков. Саранск, 2005. С. 24. назад

2 Патриарх Никон. Труды // Научн. исследование, подготовка документов к изд., сост. и общ. ред. В.В. Шмидта. М., 2004. назад

3 Румянцева В.С. Патриарх Никон в отечественной историографии периода ее становления: конец XVIII – середина XIX в. // Вопросы истории. 2005. № 10. С. 156; также см.: Шмидт В.В. Никон, милостью Божией Патриарх: От господствующей идеологии к историческому наследию // Социальные конфликты в России XVII–XVIII вв.; Он же. Никон, Патриарх: история и истории // Саранские Епархиальные ведомости. 2006. № 6. С. 38–71; № 9. С. 53–73; Он же. Никон, Патриарх: история и истории // Патриарх Никон: История и современность: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Саранск, 27–28 октября 2005 г.) / Отв. ред. В.А. Юрченков. Саранск, 2007. назад

4 Среди «древних» опубликованных источников к Патриарху Никону относятся следующие: поставление архимандрита Никона в митрополита Новгородского, его отписка Царю (Т. III. С. 448); о времени его Патриаршества (т. III: с. 481 – об объявлении войны Польскому Королю, с. 511 – известие о рождении Царевича Алексея, с. 520 – уставная грамота о злоупотреблениях от отдачи на откуп мыт, мостов, перевозов и др., с. 532 – о встрече в Москве посланной из Троице-Сергиевого монастыря иконы и предосторожностях во время морового поветрия, с. 537 – указ об отвоевании у Польши Белой России, Литвы, Волыни и Подолии); ответы четырех Восточных Патриархов на вопросы «о власти Царской беспредельной, а Патриаршей ограниченности» (Т. IV. С. 82); письмо Паисия Лигарида к Царю о сообщении Константинопольскому Патриарху обстоятельств дела Патриарха Никона (Т. IV. С. 118); отписка боярина Одоевского о поездке к Патриарху в Воскресенский монастырь (Т. IV. С. 126); грамота от Иерусалимского Патриарха Нектария о возвращении Никона на Патриарший престол (Т. IV. С. 134); выписки из соборного суда над Патриархом, грамота о его низложении с Патриаршего престола (Т. IV. С. 182); разрешительные грамоты Вселенских Патриархов (Т. IV. С 417); Патриарх Никон упоминается: Т. IV. С. 19, 84, 120, 131, 141; материалы, относящиеся к Воскресенскому монастырю Нового Иерусалима (Т. IV. С. 126, 128, 142, 183). назад

5 Опубликованы грамоты Никона, относящиеся к периодам: митрополита Новгородского (Т. 4. С. 166); Патриарха Всероссийского (С. 191–195, 246, 250–254, 257–258, 269, 302–303, 338–342); Никон-монах в Ферапонтовом Белозерском монастыре (Т. 4. С. 362, 371; Т. 5. С. 472); Патриарх упоминается: Т. 4. С. 172, 196, 226, 240, 245, 285, 488, 562; Т. 5. С. 233, 340, 374, 477–481). назад




Написать отзыв
Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения !
*Имя:
E-mail:
Телефон:
*Сообщение:
 

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group