История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека ПАТРИАРХ НИКОН В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ Никоноведение Никоноведение: библиография, историография и историософия. Шмидт В.В.

НИКОНОВЕДЕНИЕ: БИБЛИОГРАФИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ. ШМИДТ В.В.

Страница 13

© Шмидт В.В.


НИКОНОВЕДЕНИЕ:

библиография, историография и историософия

(Продолжение)


В 2005 г. в Москве изданы каталоги выставок: первой, устроенной к 400-летию со дня рождения Патриарха Никона, 365-летию со времени вступления на престол Царя Алексея Михайловича и 200-летию музеев Московского Кремля «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. “Премудрая двоица”»70 , и второй – «Святейший Патриарх Никон: Каталог выставки (Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник), составленный М.Н. Шарамазовым, с его статьей «Святейший Патриарх Никон» и статьей М.С. Серебряковой «Некоторые подробности пребывания Патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре». Вышли в свет выпуск № 2 сборника статей «Никоновские чтения в музее “Новый Иерусалим”»71 ; книга III «Крест как личная святыня» Ставрографического сборника72 , а также В.А. Димова «Путешествие в Новый Иерусалим: Книга о разнообразии Истринской земли, ее святых, героях и ученых».

В Санкт-Петербургском государственном университете по материалам Научной конференции «Человек верующий в культуре Древней Руси» издан одноименный сборник статей73 ; в Арзамасе – по материалам Всероссийского научно-практического семинара – Пятых Арзамасских соборных встреч (17–19.02.2005) – «Патриарх Никон как церковный и государственный деятель (к 400-летию со дня рождения)».

В Саранске по материалам Всероссийской конференции «Социальные конфликты в России XVII–XVIII веков», посвященной 400-летию Патриарха Никона, издан одноименный сборник научных статей, в котором представлены материалы, обсужденные на секции «Патриарх Никон и Новое время: история, традиции, современность»74 .

В том же 2005 г. в Саранске НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия осуществил издание третьего и наиболее полно комментированного «Жития Никона, Святейшего Патриарха Московского», воспроизводящего близкий к протографу список известного Жития, а местный художник А. Кияйкин, создавший художественный ряд образов Патриарха Никона, издал свои путевые заметки провинциального художника «Святейший Патриарх Никон – вехи земной жизни в памятных местах».

В 2006 г. в Москве были изданы под ред. А.М. Лидова материалы Международного симпозиума «Новые Иерусалимы: Перенесение сакральных пространств в христианской культуре», проведенного Центром восточнохристианской культуры и Историко-архитектурным и художественным музеем «Новый Иерусалим»75 ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет издал исследование А.Г. Авдеева «Старорусская эпиграфика и книжность: Новоиерусалимская школа эпиграфической поэзии», а также «Никоновский сборник», посвященный 440-летию со дня рождения и 325-летию со дня преставления Патриарха Никона, в состав которого включены: второе из известных краткое «Житие Патриарха Никона» (подготовил А.Г. Авдеев), статьи В.В. Лепахина «Иконическое зодчество Патриарха Никона», Н.А. Кочеляевой «”Проскинитарий” Арсения Суханова в контексте строительной деятельности Патриарха Никона» и др.

Издательство «Древлехранилище» выпустило работу Г.М. Зеленской и А.В. Святославского «Некрополь Нового Иерусалима: Историко-семиотическое исследование». В журнале «Альфа и Омега» вышла статья архим. Макария (Веретенникова) «Святейший Патриарх Никон» [№ 3 (47). С. 77–95], а в изданном Соловецким монастырем «Православном церковном календаре: 2006» на с. 282–285 помещена редакторская статья «Жизнеописание Святейшего Патриарха Никона: к 325-летию со дня преставления»; в № 9 «GEO.ru: Непознанный мир: Земля» – Е. Щеголенко «Никон, седьмой Патриарх»*, в № 2 и 3 «Раифского вестника: История» – В. Петрушко «Патриарх Никон (по материалам Православие.ru)», в № 6–9 «Саранских епархиальных ведомостей» – В.В. Шмидта «Никон, Патриарх: история и истории», в материалах Омской международной научно-практической конференции «Инновационыые технологии в повышении качества образования» (15.04.2004) в 3-й части – статья Н.В. Воробьевой «Исторические источники по идейной истории раннего раскола в Интернете».

В Санкт-Петербурге в сборнике статей в честь 60-летия А.Я. Дегтярева «От древней Руси до современной России» и в Москве в сборнике статей к 70-летию проф. И.Я. Фроянова «Исследования по Русской истории и культуре» вышли статьи З.А. Тимошенковой соответственно: «Село Валдай во второй половине XVII – начале XVIII в.» и «Договорные и подрядные записи о воинской повинности в монастырской вотчине второй половины XVII – начала XVIII в.».

В том же 2006 г. Н.Ю. Бубнов в «Памятниках старообрядческой письменности» в Санкт-Петербурге издал «Сочинение Геронтия Соловецкого: История о Патриархе Никоне». Этому научному изданию предшествовали в 2005 г. публикация старообрядческим издательством «Третий Рим» без отсылки на архив хранения подобного списка лицевого «Сказания о житии Патриарха Никона»76 (см. по этому поводу мнение В.П. Адриановой-Перетц, 1947 г.), а в 2003 г. – монографии головщика (регента хора) Б.П. Кутузова «Церковная “реформа” XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа», в которой автор пытается рассуждать о предметах якобы «церковной реформы», жонглируя филологическим материалом, не имея к тому должной подготовки ни в области литературы и литературоведения, ни в области теории и историии языка и речи.

Также в этом году Г.М. Махов написал стихотворение, снабженное послестрочным примечанием77 :


НИКОН

(к 325-летию со дня кончины)


Восстань, пасхальный Патриарх,

Из мрака спора и забвенья!

Да будет славен твой Монарх,

Тебя подвергший осужденью,

Но ты державною рукою

Воздвигнул выше жезл свой

И под Голгофскою горою

Поникнул тихою главой!


Адам расколотой России,

Твердейший веры адамант,

В посте, труде, мольбе и силе

Умножил Богу свой талант.


Строитель Новой Палестины,

Её учитель и пророк.

Раскола лютые годины –

Единству Церкви дан урок.


Ключи семнадцатого года

Одноименный держит век.

России хмурая погода –

Страдал великий человек.


Но две отвёрнутые главы.

Тогда единого орла

Холопско-царскою забавой

Она в семнадцатых сняла.


И лишь семнадцатью стихами

Вещал Орёл-Евангелист,

Что благодать и сила с нами

И открывает новый лист.


В 2007 г. вышли в свет долгожданные труды: по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Патриарх Никон: История и современность», прошедшей в г. Саранске 27–28 октября 2005 г. на базе НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, – одноименный сборник материалов78 ; в Нижнем Новгороде – издание «Патриарх Никон: Рождённый на земле Нижегородской», подготовленное настоятелем Печерского Вознесенского мужского монастыря архимандритом Тихоном (Затекиным)79 . На английском языке вышло «Житие Патриарха Никона» в переводе и с комментариями К. Кейна и К. Левинтовой: «From Peasant to Patriarch account of the Birth, Uprisings, and Life of His Holiness Nikon, Patriarch of Moscow and all Russia written by His Cleric Ioann Shusherin» (Translated & Annotated by K. Kain, K Levintova. L.; N.Y.; Plumouth).

Опубликованы статьи: в «Православном Приволжье» № 3 –Матвеева О. Миссионерская деятельность Патриарха Никона; Шмидт В. «Патриарх Никон: наследие Святой Руси; в «Имперском возрождении» № 4 – Он же. Дж. Биллингтон и Патриарх Никон: К идеологии американской политики в отношении славяно-россов; в «Обсерватории культуры» № 3 – Мурзин-Гундоров В.В. Герб Патриарха Никона – символ Русской Православной Церкви.

В Санкт-Петербурге в серии «Лабиринты истории» К. Кожурин издал труд по апологии старообрядчества «Духовные учителя сокровенной Руси», в Москве Д.В. Калюжный и Яр.А. Кеслер – «Забытая история Московии: от основания Москвы до Раскола»; С.К. Севастьянова издала «Эпистолярное наследие Патриарха Никона: Переписка с современниками: исследование и тексты»; И.В. Поздеева, А.В. Дадыкин, В.П. Пушков выпустили первую книгу «Московский печатный двор – факт и фактор русской культуры 1652–1700 гг.: Исследования и публикации».

Д.А. Балалыкин защитил диссертацию на соискание степени доктора истории «Русский религиозный раскол в контексте церковно-государственных отношений второй половины XVII в. в отечественной историографии», а В.В. Шмидт – на соискание доктора философии «Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: (опыт демифологизации)». В Омске Н.В. Воробьева в рамках своей исследовательской программы80 издала монографию «Личность Патриарха Никона в отечественной историографии».

2008 г. ознаменован рядом материалов – вышли статьи в: информационно-аналитическом бюллетене РАГС «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» № 1 – Васильевой Е.Е., Кручинной А.Н., Заболотной Н.В. и Шмидта В.В. «Патриарх Никон: Традиция и современность: (Русское певческое искусство второй половины XVII – начала XVIII века)»; в журнале «Власть» – В. Шмидта «Патриарх Никон и его эпоха: Историко-философские аспекты государственной идеологии» и А. Тодорова «90-летие восстановления Патриаршества в Русской Церкви: мистификация образа Патриарха Никона»; в 12-м выпуске сборника «Очерки феодальной России» – Л.А. Тимошиной «Грамоты Вселенских Патриархов 1682 г., привезенные П.Б. Возницыным, в делопрозводстве Посольского приказа и археографии».

В настоящее время в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации совместно с НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия готовится к печати сборник научных трудов «Патриарх Никон: Стяжание Святой Руси – созидание государства Российского», в котором представлены материалы, обсужденные на конференции РАГС–МГУ «Созидание государства Российского: симфония разделенных властей в истории и культуре», посвященной 400-летию со дня рождения Патриарха81 .


<<< Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 14 Следующая >>>



Сноски:


70 В каталоге представлены статьи: Бобровицкая И.А. Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон: «Премудрая двоица»; Бушуева Н.В. «Святой Елеазар в судьбе Царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, Никон – от игумена до Патриарха; Мартынова М.В. Царь Алексей Михайлович; Мартынова М.В. и Бобровицкая И.А. … Всея Великия и Малыя и Белыя России…; Цицинова О.А., Качалова И.Я., Гусева А.А. и Мартынова М.В. Тема греческого наследия в церковной и государственной идеологии XVII в.; Петухова А.В. Патриарх Никон и Царь Федор Алексеевич: Икона «Поклонение Кресту». назад

71 В сборнике представлены работы: Макарий (Веретенников), архим. Святители Московские Макарий и Филипп; Митрополит Макарий и Патриарх Никон: О кончине Царя Алексея Михайловича; Зеленская Г.М. Преподобный Елеазар Анзерский и Святейший Патриарх Никон; Молитвенный подвиг Патриарха Никона; Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря»; Почитание памяти Патриарха Никона в конце XX – начале XXI в.; Иеромонах Феодосий – эконом Воскресенского монастыря во второй половине 1660-х годов; Елеонская часовня в Новом Иерусалиме; Севастьянова С.К. Переписка Новгородского митрополита Никона с Царем Алексеем Михайловичем; Поучительные сочинения Патриарха Никона; Щедрина К.А. Два посоха Патриарха Никона: Заметки о происхождении и символике; Богатская И.А. Патриарх Никон и памятники его времени в графической коллекции «Древностей Российского государства»; Исаченко Т.А. Патриарх Никон и его окружение: Чудовский инок Евфимий; Кейн К.М. S.D. Miloradovich’s «Patriarch Nikon on Trial» (1886–1917); Кочеляева Н.А. Источники «Проскинитария» иеромонаха Арсения (Суханова); Святославский А.В. Паломнические записки о Новом Иерусалиме XVIII – начала XX вв.: Исторические источники и памятники культуры; и др. назад

72 См. материалы: Севастьянова С.К. «Грамота Патриарха Никона о Крестном монастыре; Яворская С.Л. «Шумаевский крест» и замысел Голгофы Царя Алексея Михайловича. назад

73 В сборнике представлены: Савельева М.Ю. Трансформация представлений о «Святой Руси» от Царства к Империи; Тихомиров С.А. Градуальность и оппозиционарность в языке, литературе и культуре поморского старообрядчества и образе «Святой Руси»; Воробьева Н.В. «Возражение или Разорение смиренного Никона, Божией милостью Патриарха…» в историографической традиции; Опарина Т.А. Поиски церковного идеала Ивана Неронова; Морохин А.В. К истории нижегородского круга знакомств Патриарха Никона; Рамазанова Н.В. Святая Русь в церковно-певческом искусстве середины XVI–XVII вв.; Кручинина А.Н. Патриарх Никон и церковно-певческое искусство его времени; Васильева Е.Е. Никоновская (Новоиерусалимская) школа в контексте русской культуры XVII в.; Шмидт В.В. Патриарх Никон в путях «пременения царств; и др. назад

74 Сбрник содержит материалы: Шмидт В.В. Никон, милостью Божией Патриарх: от господствующей идеологии к историческому наследию; Осипенко М.В. Духовные наставления христианину (Царю) Святейшего Патриарха Никона; Моргачев В.О. Патриарх Никон и византийско-русский идеал симфонии священства и царства; Савченко В.Н. Патриарх Никон и церковная реформа; Воробьева Н.В. Знаковые события жизни Патриарха Никона; Васильева Е.Е. Никоновская (Новоиерусалимская) школа песнотворчества: история, контекст, значение; … Рукопись замечательная; Кручинина А.Н. Головщик иеродиакон Григорий Жернов: история его книг и деяний; Бондарева О.Н. Об идейной сущности строительной деятельности Святейшего Патриарха Никона; Худяков В.А. Патриарх Никон и Новое время; Симорот С.Ю. О проблеме соотношения светской и духовной властей и ее места в политико-правовом поле России первой половины XVII в.; и др. назад

75 Опубликованы тезисы докладов: Лидов А.М. Новые Иерусалимы: Создание образов Святой Земли как основа христианской культуры; Гуран П. Византийский «Новый Иерусалим»: сакральное пространство и политическое богословие; Пентковский А.М. Иерусалимская литургическая традиция и «иерусалимизация» сакральных пространств; Беляев Л.А. Иерусалим видимый и невидимый: типология отражений Святой Земли в древнерусской культуре; Хофман А., Вольф Г. Иерусалим как повествование и иконическое пространство; Кешман А. Эмблема сакрального пространства: Изображение Иерусалима в форме Храма Гроба Господня; Озерков Д. Процветший Крест: Иеротопический мотив в Иерусалиме, Риме и на Руси; Ерделян Е. Новые Иерусалимы на Балканах: Перенесение сакральных пространств в контексте местных традиций; Остерхут Р. Новый «Новый Иерусалим» для Иерусалима; Белова О.В., Петрухин В.Я. «Святые горы», Киев и Иерусалим в славянской мифопоэтической традиции; Баталов А.Л. Иерусалимский образец в древнерусской архитектуре: От символической образности к изображению сакрального пространства; Самойлова Т.Е. Путь в Святую Землю: Диалог наружных росписей Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля; Зеленская Г.М. Новый Иерусалим под Москвой: Аспекты замысла и новые открытия; Яворская С.Л. Значение креста в иеротопическом замысле Нового Иерусалима: От Константина Великого до Царя Алексея Михайловича; Чумичева О.В. Соловецкий монастырь как старообрядческая альтернатива Новому Иерусалиму патриарха Никона; Бланк К. Невидимый град Китеж как альтернативный «Новый Иерусалим»; и др. назад

76

Говоря выше о идеолого-пропагандистском свойстве антижитийных материалов, не можем обойти блещущую невежеством, свойственным «ученым от старообрядцев», предваряющую анти-Житие статью «Никонианщина», размещенную на сайте Древлеправославной Кафолической Церкви Христиан Старопоморского Федосеевского согласия – http://www.staropomor.ru/nikon(8)/skaz-onikone.html

«Это творение не плод каких-то глубоких научных изысканий или неудержимого философского полета ума. Простым и доступным языком изложена пакостная жизнь одного из самых известных мерзавцев и негодяев в русской истории – Никона. … К сожалению до сих пор нет беспристрастного научного исследования пагубной и катастрофической деятельности названного “патриарха”. Все существующие «жизнеописания» представляют собой обычный, бессовестный никонианский “треп”, возносящий подлеца, сделавшего для Христовой Церкви и России вреда больше, чем большевики и фашисты вместе взятые. … Для “никониан” Никон – это “самый значительный человек в русской истории… Все проекты патриарха Никона поражают своей гениальностью и масштабом…”. Это писал известный никонианский пустослов Антоний Храповицкий, далее пафосно продолжает: “Никон – гениальный человек. Гений познается тем, что сливается с народом”. Здесь мы прервем панегирик и зададим вопрос. Читатель, тебе эти восхваления ничего не напоминают? И сколь было на Руси этих “гениев” в значительных телесах и мыслях? Вспомним восхваления царя-антихриста Петра, гнойный словесный елей, посвященный разным там царям-батюшкам (нашли себе батюшек!) и разным там Лениных, Сталиных. Правда похоже? Вместо фразы: “Никон – гениальный человек” поставьте “Ленин…” – и будет что? Да все та же мерзость.

Если убрать разные там откровения о «значительности» Никона вроде: “В Никоне с совершенной полнотой отразилось самосознание Русской Церкви…”. Так вот, если убрать это словоблудие по поводу не только “великого церковного деятеля, но и государственного”, то после этих выспренних славословий наш Антоша Храповицкий наконец-то открывает, в чем основная “гениальность” Никона: “Главной задачей своей жизни патриарх Никон ставил ослабление русского церковного провинциализма”. И все сразу встает на свои места. Антоше, как и Никону, не нравилась русская древняя Церковь как единственная хранительница Христовой Истины. Современные никониане называют ее “этнографической резервацией”, “религиозно-национальным гетто” (хотя я бы с удовольствием пожил в таком «гетто» среди братьев-христиан, а не в идиотской “империи”, где меня расценивают как “быдло”).

По большому счету, Никону, Антоше, Ридигеру и прочим современным последователям не нравится то понимание Христианства, которое содержала Русская Церковь как последний оплот против воцарения Антихриста. Никонианам нужно “воссоздание Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой является Россия”, ну и конечно первоначальным и главным идеологом этой затеи был Никон, почему так бесконечно дорог. Если перевести на русский язык смысл этой аферы, то она подразумевала создание виртуального “православного” пространства за счет русского народа (крепостное право, разная там “западная и восточная политика”, помощь “братушкам” и прочим получателям русских денежек, но это уже отдельная тема). А если раскрыть смысл этих причитаний с церковной точки зрения, то «воссоздание» есть экуменическое объединение под торговой маркой “Православие” совершенно разнородных религиозно-политических движений, к подлинному Православию не имеющих никакого отношения (о чем еще писал Арсений Суханов).

В наши дни мы видим цену этому “объединению” и “воссозданию”. Все эти “православные” народы типа греков, болгар, югославов, ну и, конечно же, румын с молдаванами, с удовольствием принимали русские денежки, которые баре-альфонсы выбивали из русских крестьян. Но как только возникали проблемы с “финансированием” или Россия оказывалась в беде, “братья-православные” с бесконечным удовольствием предавали ее и при этом еще всячески глумились. А сейчас Россию они и не вспоминают, более того, стараются забыть, что когда-либо имели к ней близость. На Россию даже грузинская православная Сабакашвили лает. Вспомнить в этой связи хотя бы судьбу армии барона Врангеля. К русским героям, оказавшимся в беде, “православные” греки относились как к скоту, а «нечестивые» турки оказали посильное содействие.

Что касается совместной “Православной Цивилизации”, то она может существовать в воспаленном мозгу разных никонианских идиотов-идеалистов или же все понимающих мерзавцев, делающих на этом свой собственный, как оказывается, достаточно прибыльный “гешефт”, опять же за счет русского народа. Что “православного” во всех этих так называемых “православных” церквах, перешедших на новый стиль и укоренивших у себя латинские и протестантские обычаи. После поистине впечатляющей и трогательной “лесбийской” любви “римского папы” Бенедикта с “константинопольской мамой” Варфоломеем, только дураки или негодяи могут буробить о “православии”. Заметьте, что от этой экуменической “любви” никониан-фундаменталистов распучило до невозможности, но а в результате молчок – “тссс”, терпим ради “церковного мира”, да и святейший начальник не велит рассуждать. Ну, а для никониан начальницы повыше Христа будут. Так что не верьте, христиане, никонианским сиренам – “гортань их – гроб отверст, языки своими льщаху”! ...».

назад

77 Как пишет Г.М. Махов (интернет-сайт: http//poeta.ru/pero/6.htm ), это стихотворение требует комментариев даже для тех, кто знает историю Патриарха Никона. Это необходимо во избежание превратного понимания данного текста. «Очень полезно было бы побывать Вам в его Ново-Иерусалимском монастыре! Перечитайте ещё Пасхальное Евангелие... Кто его написал и сколько в нём стихов? Какого числа августа месяца (по старому стилю) скончался Патриарх Никон? Где похоронен Святейший Патриарх Никон? Как называют нас – православных христиан – так называемые старообрядцы? Чья голова лежит на Голгофе под местом распятия Спасителя? Был ли Патриарх Никон инициатором раскола? Какое мудрое решение он принял, чтобы раскол не произошёл? Что же произошло на самом деле, и имеет ли сам Патриарх Никон какое-то отношение к тому, что произошло? Какова дальнейшая история самого Никона? В каком году (круглая символическая дата) скончался последний Патриарх (Адриан) перед Синодальным периодом? Какие молитвенные подвиги совершал Никон ещё в Анзерском скиту Соловецкого монастыря? Какие эпитеты можно было бы отнести ко всей его жизни? Каков Герб России? Что Россия фактически сделала с собой два раза (в отношении этого Герба) и чьими руками? Каков символ Пасхального Евангелиста? Как звучит последний стих Пасхального Евангелия? Являетесь ли оптимистом Вы, мой достопочтенный читатель?». назад

78 В сборник вошли статьи: Долгов К.М. Патриарх Никон: его роль в формировании Русской Православной Церкви, русской государственности и русской культуры; Юрченков В.А. Патриарх Никон: Опыт историографического осмысления; Шмидт В.В. Никон, Патриарх: история и истории; Новотрясов Н.И. Взаимосвязанность внешних обрядов с духовной сущностью реформы Патриарха Никона; Лескин Д.Ю. Византийский идеал симфонии двух властей и его влияние на формирование церковно-государственных отношений в России; Аксенова Г.В. «Древности Российского государства»: мемориальные предметы Патриарха Никона; Бондарева О.Н. Зодчество Святейшего Патриарха Никона: истоки и значение; Смирнова В.Б. Первый биограф Патриарха Никона И.К. Шушерин и исследование его труда; Тодоров А.А. «... И разбойнику рая двери отверзый»; Mopoxин A.B. Казанский митрополит Корнилий и поставление на Патриарший престол Никона в 1652 г.; Воробьева Н.В. Понятие «благочиние» в «Духовном завещании Никона, Патриарха Московского»; Батаев С.В. Патриарх Никон и проблема взаимоотношения светской и церковной власти; Бубнов Ю.А. Социально-политические и правовые истоки секуляризации в средневековой Руси; Чуватова Н.Е. Аксиологическая концепция Патриарха Никона и современная система образования; Кожурин Ю.Ф. Одна Библия: две философии социальной жизни; и др. назад

79 В сборник вошли статьи: Давыдова А.А. Село Вельдеманово – родина Святейшего Патриарха Никона – в XVII в. (По материалам писцового делопроизводства); Тихон (Затёкин), архим. Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь в судьбе Патриарха Никона; Нижегородские антиминсы XVII столетия; Архимандриты Иероним (Поняцкий) и Гедеон (Ильин) – настоятели Нижегородского Вознесенского и Ново-Иерусалимского монастырей; Дёгтева О.В. К истории построения Казанской церкви в селе Вельдеманово в середине XIX в.; Зеленская Г.М. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»; Рогожкина Е.И. Личные вещи и вклады Патриарха Никона из фонда драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим». В приложении см. материалы: Анзерский Свято-Троицкий скит при Соловецком монастыре Архангельской епархии; Кожеезерский Богоявленский монастырь Архангельской епархии; Новоспасский монастырь Московской епархии; Великий Новгород; Валдайский Иверский монастырь Новгородской епархии; Онежский Кийский Крестный монастырь Архангельской епархии; Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь Московской епархии; Ферапонтов Белозерский монастырь Вологодской епархии; Кирилло-Белозерский монастырь Вологодской епархии назад

80 Были также разработаны авторская концепция, структура и содержание учебных и учебно-методических пособий: «Русская Православная Церковь в середине XVII в.» (уч. пособ. для студентов неисторических специальностей вузов с грифом «Рекомендовано Научно-методическим советом по истории Министерства образования и науки РФ». Омск, 2004), «Социокультурные особенности православия: концепты религиозной культуры (методич. разработка занятия. Омск, 2008). Защата докторского исследования (ист. науки) «Историко–канонические и богословские воззрения Патриарха Никона» назначена на май 2009 г. назад

81 В сборнике войдут материалы: Шмидт В.В. Никон, Патриарх Святой Руси; Патриарх Никон: Наследие русской истории, культуры и мысли; Первушин М.В. Профетизм в жизни Патриарха Никона; Дорошенко С.М. Патриарх Никон: духовный свет сквозь века (Духовная власть как духовная опора на все времена); Долгов К.М. «Патриарх Никон: его роль в формировании Русской Православной Церкви, русской государственности и русской культуры»; Степнов П.П., Шмидт В.В. Морально-этическое сознание допетровской Руси: понятийно-категориальное осмысление; Воробьева Н.В. К вопросу о состоянии нравственного богословия в Русской Православной Церкви во второй половине XVII в.; Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония; Лескин Д., прот. К истории книжной справы при Патриархе Никоне: философско-культурологический аспект; Византийский идеал «симфонии» двух властей и его влияние на формирование церковно-государственных отношений в России; Бусева-Давыдова И.Л. Роль государства и Церкви в развитии русского искусства XVII в.; Васильева Е.Е., Кручинина А.Н., Заболотная Н.В. Патриарх Никон: традиция и современность (Русское певческое искусство второй половины XVII – начала XVIII в.); Бондарева О.Н. Истоки и значение строительной деятельности Святейшего Патриарха Никона; Яворская С.Л. Сакрализация царства в образах Нового Иерусалима: («Шумаевский крест»: опыт реконструкции замысла); Соколова И.М. Новый Иерусалим в Кремле. Незавершенный замысел Царя Федора Алексеевича; Комаровская Е.П., Мурзин-Гундоров В.В., Шмидт В.В. Становление русской государственной и церковной геральдики; Тодоров А.А., Шмидт В.В. Человек – общество – Церковь – государство: мир Бога и власть государства; Анненков В.И., Шмидт В.В. Московско-Ромейское царство: становление национально-государственной безопасности России; Меньщиков А.А., Рыбаков Ю.М., Шмидт В.В. Внешняя политика Русского Царства в XVII в.; Зимин С.Н. И жезл Лигарида расцвел…; Колотий Н.А. Преодоление средостения: власть, народ, Церковь (Проблема имуществ, имущественное и земельное право в России); Шмидт В.В., Струнин К.А., Алубаев А.В. Патриарх Никон: историософия в памятнике; ряд не введенных в научный оборот археографических материалов, представляющих эпоху Патриарха Никона в историко-культурном контексте. назад


Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group