История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека ПАТРИАРХ НИКОН В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ Никоноведение Никоноведение: библиография, историография и историософия. Шмидт В.В.

НИКОНОВЕДЕНИЕ: БИБЛИОГРАФИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ. ШМИДТ В.В.

Страница 9

© Шмидт В.В.


НИКОНОВЕДЕНИЕ:

библиография, историография и историософия

(Продолжение)


В 1990 г. в Москве выходят книги: А.П. Богданова «Перо и крест: Русские писатели под церковным судом», М.Н. Громова и Н.С. Козлова «Русская философская мысль X–XVII вв.», А.С. Елеонской «Русская ораторская проза в литературном процессе XVII в.», А.С. Лаппо-Данилевского «История русской общественной мысли и культуры XVII–XVIII вв.»; кроме того: «Связи России с народами Балканского полуострова: Первая половина XVII в.», «Церковь, общество и государство в феодальной России», в которой представлен материал М.Е. Бычкова «Николаас Витсен о Русской Церкви и Патриархе Никоне»; Д.Ф. Полознева «Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета Церкви в середине XVII в.»; «Спорные вопросы отечественной истории ХI–ХVIII веков: Тезисы докладов и сообщений, посвященных памяти А.А. Зимина», где помещен материал П. Ниче «Москва – Третий Рим?»; журнал «Новое слово» № 9 публикует материал К. Валишевского «Патриарх Никон», а ТОДРЛ, 43 т. – Н.В. Понырко «Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. – ревнители благочестия». Д.Ф. Полознев защищает кандидатскую диссертацию «Клерикальная оппозиция в начале становления российского абсолютизма: Конец 1640-х – 1660-х гг.», а Н.Ю. Бубнов – докторскую: «Старообрядческие книги в России во второй половине XVII в. (Источники, типы и эволюция)».

В 1991 г. в Саранске публикуется повесть Ал. Алтаева (псевдоним писательницы М.В. Ямщиковой-Рокотовой) «В дебрях мордвы: Детство Патриарха Никона»; в Ленинграде выходят книги В.А. Варенцова и Г.М. Коваленко «Хроника бунташного века», А.Ф. Замалеева и Е.А. Овчинникова «Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности»; в Киеве под ред. В.М. Ничика – сборник научных трудов «Отечественная философская мысль XI–XVII вв. и греческая культура»; в Москве – «Международные идейно-философские связи Руси XI–XVII вв.», а также работа В.И. Буганова и А.П. Богданова «Бунтари и правдоискатели в Русской Православной Церкви»; во втором томе книге «Три века: Россия от Смуты до нашего времени» помещена статья К. Никольского «Реформа Никона и происхождение раскола»; в «Актуальных проблемам истории русской культуры» – С.А. Вайгачева «”Обмирщение” русской духовной культуры XVII века, сущность процесса и его социокультурные истоки»; в Сыктывкаре выпущен межвузовский сборник научных трудов «Источники истории по народной культуре Севера», в котором представлено небольшое исследование О.Ю. Майоровой «”Известие о рождении, о воспитании и о житии Никона Патриарха Московского и всея Руси” (вопросы истории текста)», восходящее к методологической работе Е.В. Чистяковой «Формирование новых принципов исторического повествования (эпизоды из русской историографии конца XVII в)»35 . В Кресвуде (США) Мейендорф (Meyendorff P.) издает книгу «Russia, Ritual and Reform: The Liturgical Reform of Nikon in the 17-th Century».

В 1992 г. в Санкт-Петербурге был издан очередной выпуск «Словаря книжников и книжности Древней Руси» (Вып. 3: XVII в.), во 2-й части которого помещена статья Н.Ю. Бубнова «Никон», а в 1-й части – В.К. Зиборова и С.В. Лобачева «Алексей Михайлович»; в Москве в сборник «Реформы в России XVI–XIX вв.» вошла статья В.С. Румянцевой «Патриарх Никон и Соборное уложение 1649 г.»; в издание «Архитектурное наследие и реставрация» – работа Н.Н. Кузьминой и С.И. Сивак «Исследование наружной росписи XVII в. церкви Михаила Архангела в Валдайском Иверском монастыре»; в Новосибирске в сборнике «Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки» опубликована статья Е.К. Ромодановской «Литературное творчество Патриарха Никона и старообрядческие писатели»; в г. Онега выпущен сборник «Никон на севере: Воспоминания». В Риге одиозный исследователь-старообрядец Б.П. Кутузов издал свою раннюю «Церковную реформу XVII в., ее истинные причины и цели». Также переиздан «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» Н.И. Костомарова.

В этом же 1992 г. в Москве выходец из мордовской земли поэт В.З. Дуликов, пленившись повествованием Ал. Алтаева на страницах «В дебрях мордвы» о трудной судьба недюжинного человека с могучим характером и сказочной карьерой – Никоне, расширив свое представление, как годом позже отмечает газета «Кулят» (1993. Май. № 1. Л. 2) «о герое из многих других источников, в том числе из работ В.О. Ключевского и Н.И. Костомарова, Дуликов откликнулся на это интересным по мысли, композиции, трактовке героя стихотворением, представляющим собой взволнованный монолог Никона, произнесенный про себя по завершении его “судного дела”». Прежде, чем и мы представим данное стихотворение, приведем редакционное слово из статьи «Государь всея Руси…».


«Государь всея Руси – такое прямо-таки необычное звание носил лишь один человек в истории Русского государства, – Патриарх Никон, в отличие от Царя, который имел титул “Великий Государь”. Когда же Царь Алексей Михайлович отсутствовал в столице, то вместо себя оставлял Никона, доверял ему царскую печать, передавая вместе с нею всю полноту власти.

Если бы в России XVII века, как во многих странах теперь, выбирали человека года или столетия, Никон по праву стал бы первым кандидатом на это высокое звание. Его роль в политической и духовной жизни Руси XVII в. огромно. Насколько неоднозначен и противоречив был этот выдающийся деятель при жизни, настолько противоречивы и неоднозначны оценки, которые давались ему раньше и даже теперь через триста лет.

Но то, что он был великим реформатором, – с этим согласится каждый. Его преобразования, проводимые твердой и властной рукой, потрясали современников, привлекли многих сторонников и вызывали ярость противников. И положительные, и отрицательные стороны его реформ имели огромное влияние на судьбы русского государства и чувствуются до наших дней.

Между тем, сведения о жизни и деятельности такой неординарной личности известны немногим. Лишь в немногих изданиях и заметках можно найти упоминание, что он родился в мордовском селе. С трудом, и то косвенно, можно узнать, что он был мордвин по рождению и оставался таким в течение всей жизни, во всех его поступках и делах. Человек исключительно сильной воли, умный и находчивый, доходивший до упрямства, непреклонный и решительный, он всегда знал, что ему надо и как нужно действовать в изменяющихся ситуациях.

Мы, мордва, гордимся им, хотя не считаем, что он был деятелем мордовской истории. Это был один из самых значительных Патриархов Русской Православной Церкви, но мордвин по происхождению…».


НИКОН


Вай, верьга, верьга

Ливтить яксаргот36 ,

Седеяк верьга

Ливтить одимкат37 .

(из мордовской народной песни)


Окончен суд Святителей великих

И ты не Патриарх уже.

С сами Царем

на равных

тягался ты.

С самим Царем…

Но спор окончен…

«Боже правый!

За что меня так тяжко

покарал?

Иль мало на долю мою

послал ты

испытаний:

Сиротство раннее

и мачеху презлую

И непосильный

для ребенка труд…

Да и потом, когда я вырос

и стал отцом,

Не Ты ли в одночасье

забрал детей моих

желанных,

плоть мою…

Иль правы те,

которые толкуют,

Что был я слишком горд

И власть свою хотел

поставить

Выше власти

царской

И лез в дела мирские?

Вай, козонь, козонь

Валгить ярсамо?

Вай, козонь, козонь

Валгить симеме?

Того ли ты хотел,

безвестный в прошлом отрок,

простолюдин

О том ли думал

в келье темной

Порой осенней,

долгой и тоскливой

При свете лампадки тусклой

Пред иконой

чудотворной?

… Иль вспоминаешь:

В обитель дальнюю

приехал Царь

тогдашний

И у простого старца

просил благословенья

И руку целовал.

И не тогда ли понял ты,

Что и царям земным

нужна подмога,

Что и царям потребны

пастыри духовные,

И не тогда ли возмечталось –

Царю стать другом

собинным.

И помогать ему

в его делах нелегких?

Пиже лаймо38 лангс

Валгить ярсамо,

Кельме лисьмапряс

Валгить симеме.

Не к этому ли ты

стремился,

Никон гордый?

Не так ли было

совсем недавно,

Когда тебя избрали

Патриархом

И Царь действительно

твоим был

другом

И величал тебя

возлюбленником своим

и содружебником,

И слушался твоих

советов

И повелел,

чтоб назывался ты,

безвестный в прошлом инок,

простолюдин,

Не как ни-будь, а наравне с Царем

Великим Государем?

А что теперь?

Вай, козонь, козонь

Валгить оймсеме?

Ашо чувор39 лангс

Валгить оймсеме!

Иль слишком рьяно, Никон,

ты принялся за дело

И тем самым

нажил себе врагов,

Иль слишком ревностно

в делах церковных

наводил порядок,

Карал отступников

от веры,

И не гнушался дел

мирских,

Корил судей

неправых?

«… А разве, Царь,

тебе не нужно,

Чтоб рядом был,

кто говорил тебе бы правду?»

Вай, козонь, козонь

Валгить удомо?

Килей куросо

Эсь вест ютавтсызь!

Но суд окончен.

Я – не Патриарх…

«Ты этого хотел,

великий Царь?

… А может, самому тебе

казалось мало

власти,

И ты решил судьею

быть

в делах духовных?

Не слишком ли

возвыситься желаешь?»

Окончен суд

Святителей великих

И спор окончен…

Окончен ли?

Вай, верьга, верьга

Ливтить яксаргот,

Седеяк верьга

Ливтить идикат!


В.З. Дуликов

В 1993 г. в Ростове издан сборник «Проблемы истории и культуры», в котором представлена работа Д.Ф. Полознева «Письма русских архиереев Царю Алексею Михайловичу (1662 г.): (К истории внутрицерковной борьбы в связи с “делом Никона”)»; в Новгороде вышел «Новгородский исторический сборник» № 4 (14) со статьей Т.Б. Соловьевой «Следственное дело о новгородском восстании 1650 г. (источниковедческий обзор)»; в т. 48 ТОДРЛ – работа Б.Л. Фонкича «Греческие рукописи с пометой Арсения Суханова в Кембридже»; в Москве в издании «Памятники культуры: Новые открытия: 1993 г.» опубликовано изыскание Н.М. Михайловой «Евфимий Чудовский и датировка парсуны ”Патриарх Никон с клиром”»; в «Проблемах истории и культуры зарубежного и отечественного Средневековья: Мат-лах межвузовской конференции» – А.В. Жиляковой «Макарий Антиохийский в реформах Патриарха Никона»; в журнале «Историческая генеалогия» № 2 – С.В. Сазонова «Поминания рода Патриарха Никона в синодиках середины XVII в.», в «Родине» № 1 опубликована «Анкета Царя Алексея»; вышло исследование Д.М. Володихина «Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в.».


<<< Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 ... 10 11 12 13 14 Следующая >>>



Сноски:


35 См.: Русская литература на рубеже двух эпох (XVII – начало XVIII в.): Исследования и материалы по истории древнерусской литературы. Вып. 3. М., 1971. С. 171–184 (о житии Патриарха Никона – с. 180–183). назад

36 Морд.: журавли. назад

37 Морд.: дикие гуси. назад

38 Морд.: луг. назад

39 Морд.: песок. назад


Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group