История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


Наши сайты:

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://www.ferapontovo.info/
http://www.ferapontovo.org/
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека ПАТРИАРХ НИКОН В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ Никоноведение Никоноведение: библиография, историография и историософия. Шмидт В.В.

НИКОНОВЕДЕНИЕ: БИБЛИОГРАФИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ. ШМИДТ В.В.

Страница 2

© Шмидт В.В.


НИКОНОВЕДЕНИЕ:

библиография, историография и историософия

(Продолжение)


В 1859 г. в Киеве Комиссией для разбора древних актов будет подготовлен и издан т. I «Архива Юго-западной России», на который последует рецензия свящ. М. Архангельскаго в «Страннике» за сентябрь 1860 г., и через два года начнется полномасштабная научно-популяризаторская работа над документами по историко-правовым основам взаимоотношений с Малороссией – с 1861 по 1878 г. будет издано десять томов «Актов, относящихся к истории Южной и Западной России, собранных и изданных Археографическою комиссиею».

Спустя столетие, в 50-х гг. XX в. в Москве будет издано 3-х томное «Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы»; в 1961 г. в Киеве выйдут в свет «Документи Богдана Хмельницького».

В 1831 г. в Санкт-Петербурге увидело свет сочинение В. Берха «Царствование Царя Алексея Михайловича».

В 1832 г. В. Плаксин в «Северной пчеле» № 259–262 опубликовал «Разбор речи, открытой г. Строевым» – прочитанный Президентом Академии наук доклад, посвященный речи митрополита Гермогена по случаю коронования Царя Василия Ивановича Шуйского, в котором представлен сравнительный анализ языка и стиля речи «Слова о полку Игореве», Несторовой летописи, сочинений Кирилла Туровского, Софрония, Кубасова, Патриарха Никона, Авраамия Палицына и Дмитрия Ростовского со стороны чистоты и правильности языка и соотношения церковнославянской и народной русской лексики; даны также замечания о языке сочинений Дмитрия Ростовского.

В 1836 г. И. Аболенский издал четырехтомный труд «Московское государство при Царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне» в Санкт-Петербурге.

В 1841 г. А. Глаголев напечатал в Журнале Министерства внутренних дел (ч. XLI. № 7. Смесь. С. 1–7) статью «О древних зданиях и святынях Крестного монастыря на острове Кии», где представил отрывок из грамоты Патриарха Никона на основание Крестного монастыря и надписи на закладном кресте. С 1841 по 1843 г. в Санкт-Петербурге Археографическая комиссия издает пятитомные «Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек собранные и изданные» с отдельными «Дополнениями к Актам историческим», в которых также большое количество документальных источников представляет Патриарха Никона6.

В 1842 г. Сахаров И.[П.] публикует выпуски 1–3 «Русские древние памятники». Вып. 2: Летопись русского книгопечатания представляет «Описание Иверской типографии и книг, изданных в этой типографии в XVII в.: «Мысленный рай», «Брашно духовное»; выписки из грамот Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича; снимки книг, изданных Иверской типографией. Вып. 3: Описание русских библиотек – «Описание славяно-русских рукописей, находящихся в библиотеке Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря», на что в «Современнике» т. XXXIII (1844. Март. С. 323–326) последовала рецензия. В том же 1842 г. журнал «Москвитянин» № 9 (ч. V. С. 155–161) опубликовал две грамоты по делу Святейшего Никона, Патриарха Всероссийского, от 1665 г.

В 1843 г. вторым изданием в Москве вышли «Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов» (третье выйдет в 1881 г.; «Определения Московскаго собора» выйдут и в 1863 г. в «Православном собеседнике» (ч. II и III). Периферийная пресса не окажется в стороне – «Владимирские губернские ведомости» в № 40, в своих прибавлениях, опубликуют две грамоты по делу Святейшего Никона, Патриарха Всероссийского – грамоты Царя Алексея Михайловича 1665 г. и послания московских митрополитов Симону, архиепископу Вологодскому и Белоозорскому 1665 г., – а «Ярославские губернские ведомости» в № 44, в неофициальной части (с. 126–128) опубликуют статью С.С. «Кончина Патриарха Никона в Ярославле».

1844 г. будет отмечен обширной публикацией археографических и исследовательских материалов: журнал «Молодик» – «Грамота Царя в Киев к митрополиту Сильвестру о присылке ученых мужей Арсения и Дамаскина для справки Библии»; «Владимирские губернские ведомости», Прибавления к № 43 – грамота 1680 г. от Святейшего Патриарха Иоакима архимандриту Варфоломею о дозволении сретить Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, служить молебен и литургию в архимандричьей шапке, к № 46 – грамота 1653 г. от Святейшего Патриарха Никона архимандриту Тихону о построении церкви во имя прп. Даниила, к № 47 – грамота 1653 г. от Святейшего Патриарха Никона архимандриту Тихону об освидетельствовании мощей прп. Даниила, к № 49 – грамота 1654 г. от Святейшего Патриарха Никона архимандриту Тихону о праздновании прп. Даниилу на память его 30 декабря и на преставление апреля 7 дня.

П. Строев в Москве выпустит в свет «Выходы Государей Царей и Великих Князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Русии Самодержцев (с 1632 по 1682 год)», а в Санкт-Петербурге с предисловием архим. Илария выйдет «Истина святой Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой соловецкой, о вере Святой Соловецкой обители приношение», где будут опубликованы старообрядческая «Челобитная Соловецкого монастыря, какова послана к Великому Государю к Москве, в 176-м (1668) году в октябре месяце» с подробным историческим комментарием и «Выписки из описи библиотеки Соловецкой о старинных книгах, писанных и печатанных до книжного, при Патриархе Никоне, исправления».

С 1848 по 1896 г. в Москве будут издаваться «Письма Русских Государей и других особ Царского семейства» в пяти томах, где объемно представлена, в частности, переписка Царя и Патриарха Никона.

С 1849 по 1853 гг. в Москве по высочайшему повелению Государя Императора Николая I были изданы «Древности Российского государства». В Описи I представлены мемориальные вещи Святейшего Патриарха Никона, среди которых парсуна «Патриарх Никон с клиром» (как считается, прижизненное изображение Святейшего)7. В 1849 г. во «Временнике Московского общества истории и древностей российских» в отделе III книги 1-й было опубликовано «Письмо окольничего Богдана Матвеевича Хитрово к боярину Борису Ивановичу Морозову (1654 г.)».

В 1850 г. в неофициальной части № 11 «Новгородских губернских ведомостей» Р. Игнатьев опубликовал «Материал для истории Патриарха Никона», в котором представил выписку 1663 г. из дела Поместного приказа о покупке Патриархом Никоном у стольника князя Ивана Дмитриевича Пожарского родовых его вотчин.

В 1852 г. в Москве во «Временнике ОИДР» были опубликованы: в книге 13 – «Расходная книга митрополита Новгородского Никона во время поездки его в Москву и в Соловецкий монастырь в 7160 году», а в книге 15 – «Переписная книга домовой казны Патриарха Никона, составленная в 7166 году по повелению Царя Алексея Михайловича». На эти публикации «Современник» дал рецензии соответственно в 1852 г. в т. XXXV (№ 10. Отд. IV. С. 90–91) и в 1853 г. в т. XXXVII (№ 1. Отд. IV. С. 36).

В этом же 1852 г. в Санкт-Петербурге в т. IV «Известий Археологического общества» в 1-м вып. архим. Амфилохий (Казанский-Сергиевский) опубликовал «Выписку из подробной описи имуществу Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 1680 года». Высокопреподобным Амфилохием будет опубликовано множество работ, среди которых: 1859 г. – «Описание рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного монастыря, именуемого Новый Иерусалим, писанных на пергаменте и бумаге»8; 1875 г. – «Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, с приложением снимков со всех пергаменных рукописей и некоторых писанных на бумаге9; 1877 г. – «Описание Юрьевского евангелия 1118–1128 г. Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки с приложением оттиснутых резных на пальме букв и заставиц и словаря из него, сличенного с евангелиями XI–XII в. и 1270 г.»10.

В 1855 г. в неофициальной части «Вологодских губернских ведомостей» № 22 публикуется «Челобитная игумена Троицкого монастыря в Устюге Великом Ионы Патриарху Никону (1652 г.)».

В 1858 г. в Москве П.И. Бартенев издает «Собрание писем Царя Алексея Михайловича»; ч. II «Православного собеседника» содержит «Материалы для истории русскаго раскола: Послание боярина Андрея Плещеева к Аввакуму о соединении с Православною Церковию», а архимандрит Воскресенского монастыря Нового Иерусалима Варлаам публикует в ЧОИДР (кн. 3) свой труд «О пребывании Патриарха Никона в заточении в Ферапонтове и Кириллове Белозерских монастырях».

В 1859–1860 гг. в Санкт-Петербурге в Известиях ИОРЯС (т. VIII. Вып. 2. С. 159–160) были опубликованы «Фотографические снимки с рукописей Новоиерусалимского Воскресенского монастыря» – отзыв о работе П.И. Севастьянова по фотографированию древних рукописей и описаний Филарета и Амфилохия. Выходит труд Филарета, архиеп. Харьковского «Обзор русской духовной литературы» (кн. 1: 862–1720. Харьков, 1859; кн. 2: 1720–1858 гг. (умерших писателей). СПб., 1861), в котором дается обширный материал.


XVI–XVII вв.: Гедеон Балабан; князь Константин Константинович Острожский; Василий, свящ.; Дамиан, пресвитер; Нестор Козменич; Афанасий Кальнофойский; Иов, Патриарх; Филофей, инок; Варлаам, митр.; Иона Дунин; Нифонт, инок; Гермоген, Патриарх; Авраамий Палицын; Филарет, Патриарх.

XVII в.: Леонтий Карпович; Иоанн Вишневский; Иоанникий Волкович; Захари Копыстенский; Иов Борецкий; Исаия Копинский; Мелетий Смотрицкий; Андрей Мужиловский; Евстафий Кисель; Кирилл Транквиллион-Ставровецкий; Памва Берында; Лаврентий Древинский; Тарасий Земка; Афанасий Филипович; Петр Могила; Иосиф Тризна; Иоаким Иерлич; Сильвестр Косов; Иларион Денисович; Игнатий Оксенович-Старушич; Мелетий Стриг; Афанасий Пузина; Арсений Желиборский; Иоиль Труцевич; Богдан Хмельницкий; Адам Мефодий Кисель; Иосиф Нелюбович-Тукальский; Феодосий Сафонович; Михаил Лосицкий; Иннокентий Гизель; Иоанникий Голятовский; Лазарь Баранович; Иван Дмитриевич Сирко; Даниил Перекрестович; Антоний Радзивиловский; Адам Зерников; Варлаам Ясинский; Андрей Бялобоцкий; Павел Негребецкий; Самуил Величко; Леонтий Боболинский; Дионисий, архим.; Арсений Глухой; Антоний Подольский; Сергий, иером.; Александр, инок; Илия, игумен; князь Семен Шаховской; Киприан, архим.; Василий Бурцов-Протопопов; Иоанн Наседка; Симон Азарьин; Иона, архиеп.; Никон, Патриарх; Мисаил, архиеп.; Макарий, митр.; Арсений Суханов; Игнатий Иовлевич; Иона, иерод.; Серапион, архиеп.; Савватий Тейща; Андрей Плещеев; Стефан Вонифатьев; Иоасаф II, Патриарх; Иларион, митр.; Питирим, Патриарх; Иона Сысоевич; Павел, митр.; Александр Мезенец; Евфросин, монах; Епифаний Славинецкий; Арсений Сатановский; Арсений Грек; Паисий Лигарид; Георгий Крижанич; Феодор Грибоедов; Симеон Полоцкий; Мисаил, митр.; Симон, архиеп.; Лаврентий, митр.; Николай Спафарий; Иоанн Шушерин; Иоаким, Патриарх; Сильвестр Медведев; Авраам Фирсов; Павел Моравский, митр.; Венедикт Буторин; Корнилий, митр.; Лихуды Иоанникий и Софроний; Никанор, архим.; Феофан, иерод.; Павел, митр.; Адриан, Патриарх; Иона Баранов; Игнатий, митр.; Иона, архиеп.; Афанасий Любимов; Тимофей Каменевич-Рвовский; Андрей Лызлов; Евфимий, иером.; Козьма Святогорец; Григорий Скибинский; Неизвестный львовский свящ.

XVII–XVIII вв.: Иоанн Максимович; Антоний, префект; Афанасий Милославский; Иоасаф Краковский; Иосиф Шумлянский; Дамаскин, иерод.; Парфений Небоза; Иосиф, свящ.; Палладий Ростовский; Димитрий Ростовский; Гавриил Домецкий; Рафаил Краснопольский; Федор Полетаев; Карион Истомин; Иов, митр.; Стефан Яворский.


Приведем выдержку из названного труда:


«С. 321–323. № 210. Никон Патриарх, великий Святитель, с 1648 г. митр. Новгородский, с 25 июня 1652 г. – Патриарх, правивший Церковью столь же твердо, сколь умно и снисходительно, но происками честолюбия и суеверия лишенный доверенности Царя, 12 декабря 1667 г. лишен сана, впрочем, погребен как Патриарх в 1681 г. (см.: История Русской Церкви. Т. IV. С. 39–73, 155–157, 220–241). Доказательством его любви к просвещению служит и то, что он купил много книг в Новгороде на свои келейные деньги (см.: Временник Общ. ист. Ч. XVI. С. 133–134), кроме тех, которые куплены на востоке за счет патриаршей казны (Там же. С. 117–131). Его соч.: а) о перенесении мощей свт. Филиппа – письмо к Царю и два донесения (см.: Письма государей. М., 1851. С. 301, 324, 325); б) История исправления книг с соборными деяниями – см.: Скрижаль. М., 1656; в) Окружная грамота о принятии мер против заразы (М., 1656; также см.: Древн. Вивлиофика. Т. VI. С. 162–182), об опустошении Москвы моровой язвой – письмо Никона к Царю от 4 февр. 1655 г. (см.: Письма государей. № 386); г) несколько других писем к Царю (Там же. № 383–385, 387, 388). Они – печаль души великого Никона, всегда строгого подвижника. Самое замечательное из его писем то, которое он писал пред своей кончиной из Кириллова монастыря к братии Воскресенского монастыря: «Ведомо вам буди, что я болею болезнию тяжкою и уже не могу встать с одра, а лежу как Иов на гноищи своего смрада. Была когда-то милость великая Государя, и писал он ко мне, что хочет взять меня отсюда из заточения по вашему прошению; и доселе не совершилось это дело, нет милостиваго указа его; придется умереть мне здесь нечаянно. Пожалуйте, чада мои, не помяните грубости моей; попросите еще о мне Великаго Государя, не дайте мне погибнуть напрасною смертию. Уже близок конец жития моего. А каков я – подробно разскажет вам о том Иоанн, свидетель моей скорби»); д) Поучение священному чину остается неизданным (Опис. ркп. Царского. С. 814; издано: Патриарх Никон. Труды. М., 2004. С. 98); е) Возражения Паисию Лигариду и боярину Стрешневу остаются в рукописи, между прочим, в Воскресенском монастыре (№ 110. В.Ш.: Ныне в ГИМ ОР. Воскр. бум. № 133; изд.: Патриарх Никон. Труды. С. 197). Бакмейстер сделал извлечение некоторых мест «Возражения...» (Beyträge zu Lebensgesch. P. Nicons. Riga, 1788). Этот ответ (возражение-разорение) Никона писан после того, как в Константинополь был отправлен посол после дела по доносу Бабарыкина, следовательно, не ранее 1663 г. Это обширное сочинение показывает изумительное знание Никоном церковных правил. При всем том, что оно писано в неспокойном духе, человеком, которого до крайности раздражали интриги и наглости мелких душ, оно несет на себе печать светлого и обширного ума. Грамота Никона к Константинопольскому Патриарху, не достигшая своего назначения, заключала в себе описание отношения к нему светских властей и во многом сходна с «Возражением...»; ж) Летопись, известная по именем Никоновой, или по Никонову списку, подписана рукой Патриарха Никона в 1656 г. и без оскорбления правды может быть названа его сочинением – эта летопись составлена при пособии множества тех рукописей, которые собирал Святейший в Москву для исправления книг и брал с собой в Воскресенский монастырь, особенно летописи Новгородского Софийского собора. В ней сохранены драгоценные сведения о древних временах, взятые из утраченных ныне рукописей. Она имеет свой особый характер как сочинение, а не компиляция. Ее рассказ отличается живостью и одушевлением. Летописные сведения дополнены посланиями, поучениями, биографиями. Повествования оканчиваются 1630 г. Она издана в восьми частях (СПб., 1767, 1792 гг.), но небрежно; з) из распорядительных грамот Патриарха Никона (Акты Архелогич. эксп. Т. IV. № 60, 65, 69, 71, 73, 81, 86–88, 99, 107; Ист. Акт. Т. IV. № 71, 103, 107, 109, 113, 126, 156, 177) – самая замечательная, с разрешением виновных перед ним бояр – см. в изд. архим. Аполлоса «Жизнь Патриарха Никона» (М., 1845). Достойна внимания и грамота о Крестном монастыре (М., 1656; История иерархии. Т. IV. С. 831–860); также замечательны его грамоты о чинном и единогласном церковном пении, о некоторых обрядах – см.: Описание Соловецкого монастыря. Ч. III. С. 218–231.

С. 342–344. № 226. Паисий Лигарид, учившийся в Риме, запрещенный своим Патриархом (Иерусалимским) митр. Газский, известный по активному участию в печальной истории Патриарха Никона. Константинопольский Патриарх Парфений, не зная иерусалимской истории Паисия, рекомендовал его Москве как знающего церковные правила. В Москве враги Никона приняли его с почетом. Но, вследствие отзывов Патриарха Нектария, и в Москве в 1669 г. над ним произведен суд, на котором его обвиняли в папизме, во лжи и выдумках. Ему запретили священнослужение. Паисий был самым несовестливым врагом Никона.

Первым его делом были ответы на вопросы Стрешнева о Патриархе в 1661 г. В письме к Царю он писал, что о Никоне необходимо снестись с Константино-польским Патриархом (Собрание Государственных Грамот и Договоров. Т. IV. № 28), и приготовил в 1663 г. вопросы Патриарху о царской и патриаршей власти, представив случаи из жизни Никона (История Русской Церкви. Т. IV. С. 60–64). В челобитной к Царю от 31 декабря 1666 г., оправдываясь против обличений Никона, настаивал на немедленном низложении последнего (собр. Царск. № 473). В 1666 г. написал in Alexiano musaeo для Шведского резидента в Москве сочинение «о вере Греков и Русских» об их Евхаристии – изд. Арнольдом – De Eucharistia. Holmiae, 1667. Это то самое сочинение о вере, о котором упоминает Рейтенфельс. В 1668 г. по поручению Царя он писал обширное опровержение Соловецкой челобитной, но при заслуженном недоверии к нему в России оно не могло иметь силы и осталось без последствий (собр. МДА. № 68). Какое-то его духовное учение находится и в собрании Толстого (II. № 220). Сколько ни старались враги Никона поддержать в Москве Паисия, обесславленный на соборе 1669 г., он был вынужден в июне 1672 г. уехать в Киев, чтобы, если не встретит препятствий, выехать за границу (Доп. к Актам историческим. Т. 7. № 54), но остался в Киеве, где жил в Софийском монастыре на царском жалованье и вызвался преподавать в коллегии философию (его лекции хранились в бумагах проф. Барсова). Но заведенные им и здесь интриги заставили даже князя Трубецкого желать его удаления из Киева (Симбирский сб. 47, 73, 193). По письмам его к Царю 1676 г. видно, что он опять жил в Москве и, вероятно, здесь же и умер».


<<< Предыдущая 1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Следующая >>>



Сноски:


6 Опубликованы грамоты, данные Никоном: 1653 г. – Проезжая посланному в Сибирь с иконой Грузинской Богоматери (Т. 3. С. 186–387); 1654 г. – Отписка Никона о воспрещении немцам торговать в Москве в своих домах и в новой слободе и нигде, исключая гостиного двора (Т. 3. С. 522–523); присланный к Никону лист от Гетмана Богдана Хмельницкого (Т. 3. С. 443); О нахождении Патриарха Никона с Царицей и Царевичем в Калязино (Т. 3. С. 443–529); 1655 г. – Об отправлении в Смоленск из Ферапонтова монастыря хлебных запасов (Т. 4. С. 1); 1657 г. – О передаче Кирилло-Новоезерского монастыря в ведение строителя Гурия (Т. 4. С. 90–91); 1666 г. – Суд над Патриархом Никоном, взятие креста, который перед ним носили, о снятии клобука и панагии Вселенскими Патриархами (Т. 5. С. 99); О чтении епископа Рязанского писания о Никоне (Т. 5. С. 100); Об отправлении в Ферапонтов монастырь после отобрания посоха и мантии (Т. 5. С. 100); 1667 г. – Правило освящения на Богоявление воды, введенное Патриархом Никоном и отвергнутое Московским Собором (Т. 5. С. 472); О взятых Никоном у монастырей на мену и без мены вотчин, соляных варниц и прочих угодий, а также приписанных к сооружаемым им монастырям вотчин и новое распределение монастырей по решению Собора (Т. 5. С. 478–483); О новопереведенных, исправленных и напечатанных церковных книгах, которые признаны Вселенскими Патриархами правильными и согласными с греческими книгами (Т. 5. С. 459, 463–485); О всех посвященных Никоном в архимандриты, игумены, священники и диаконы, оставленных Вселенскими Патриархами в тех же чинах по-прежнему (Т. 5. С. 489); О воспоследовавшем от Никона запрещении исповедовать и приобщать святых Таин разбойников и татей в последние часы казни их, отвергнутого Вселенскими Патриархами как еретическое и беззаконное (Т. 5. С. 507, 509). О Святейшем Патриархе Никоне упоминается: Т. 3. С. 255, 464, 480, 482, 493, 494, 508, 509, 513, 522, 528; Т. 4. С. 37–39, 123, 125; Т. 5. С. 443, 444, 449,450, 452, 455, 457, 460, 472, 478, 480, 481, 507, 509; Т. 6. С. 80; Т. 8. С. 220. О Никоне как митрополите Новгородском и Великолукском – Т. 5. С. 209. назад

7 Многие из изображений опубликованы в кн.: Патриарх Никон: Труды. Обзор изображений Патриарха Никона см.: Кейн К.М. Изображения Патриарха Никона в искусстве XVII – начала XX века // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Сост. и науч. ред. Зеленская Г.М. М., 2002. С. 82–87; Аксенова Г.В. «Древности Российского государства»: Мемориальные предметы Патриарха Никона // Патриарх Никон: история и современность: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конференции (Саранск, 27–28 октября 2005 г.) / Отв. ред. В.А. Юрченков. Саранск, 2007. С. 112–133. назад

8 Представлены сведения о 30 русских рукописях церковного содержания XIV–XVII вв. – евангелия, апостолы, псалтыри, службы, уставы, октоихи, триоди, минеи. См. публикации Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук в «Известиях ОРЯС»: Т. VII. Вып. 2. СПб., 1858. С. 257–288; Т. VIII. Вып. 2. СПб., 1859–1860. С. 89–112; Т. VIII. Вып. 3. СПб. 1859–1860. С. 186–202. назад

9 Представлено палеографическое описание 33-х русских рукописей XI–XV вв. на пергаменте, 209 ркп. XIV–XIX вв. на бумаге, 128 печатных книг до 1700 г. и 7 печатных книг, изданных после 1700 г. См.: Снимки с рукописей Воскресенской Ново-Иерусалимской библиотеки, сделанные в 1858–1859 и 1872–1873 гг. М., 1876. См. рецензии: Котляревский. Обзор успехов славяноведения за последние три года: 1873–1875 // Университетские (Киев) известия. 1876. № 7. Ч. II. С. 301–302; Ягич В. Критический разбор сочинений о. архим. Амфилохия, сделанный профессором Берлинского университета В. Ягичем: Из Архива славянской филологии (Archiv für slavische Philologie) / Пер. с нем. [С. Р.] // ЧЛДП. M., 1878. Июнь. Отд. I. С. 756–758; Срезневский И.И. // Записки Академии Наук. СПб., 1879. Т. XXXIII. С. 17–18. Прил. IX. С. 749–754; Санкт-Петербургские ведомости. 1877. № 282, 283, 290. назад

10 Дано общее описание памятника с древне-славяно-греко-русским словарем (около 1000 слов) из Юрьевского евангелия 1118–1128 г., сличенного с евангелиями XI, XII вв. и 1270 г. назад


Домашняя страница
священника Владимира Кобец

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group