Страница 12
© Шмидт В.В.
НИКОНОВЕДЕНИЕ:
библиография, историография и историософия
(Продолжение)
2002 г. в ЖМП № 11 и в «Богословских трудах» № 37 опубликованы статьи В.В. Шмидта «Жизнеописание Святейшего Патриарха Никона»* и «Святейший Патриарх Никон и его Новый Иерусалим»; изданы подготовленная М.В. Осипенко «Кийский крест Патриарха Никона» (2-е дополненное изд. – в 2004 г.), иеромонахом Тихоном (Полянским) – «Путешествие в историю монастырей», переиздана (с издания СПб., 1909 г.) книжица «Русский Царь с Царицею на поклонении Московским святыням», в которой есть параграф «Новый Иерусалим и посещение его Царем и Царицей»; в Каргополе в книге «Святые и святыни Севернорусских земель» опубликована статья М.Л. Рягузовой «Подвижники Кожеозерского монастыря».
По итогам ежегодных «Никоновских чтений», проводимых в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» (г. Истра) в 2002 г. вышли: под редакцией Г.М. Зеленской – сборник трудов «Никоновские чтения»60 , ее же работа «Святыни Нового Иерусалима» и составленный З.П. Майбородой «Историко-архитектурный и художественный музей “Новый Иерусалим”: Путеводитель»61 .
В том же 2002 г. в Омском государственном университете состоялась защита диссертации на соискание ученой степени к-та истории Н.В. Воробьевой по теме «Церквоные реформы в России в середине XVII в.: идейные и духовные аспекты» и вышли ее одноименная монография, а в сборнике научных трудов «Образование и социально-экономические проблемы современного общества» – статья «Некоторые проблемы духовной жизни человека в конце XVII в.».
Государственный исторический музей (Москва) устроил плановую выставку «Патриарх Никон и его время» и выпустил под общей редакцией В.Л. Егорова и Е.М. Юхименко каталог «Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты» со вступительным словом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и статьей Е.М. Юхименко «Мемориальные вещи и автографы Патриарха Никона в музейных и архивных собраниях»; в 2004 г. вышел и составленный Е.М. Юхименко сборник научных трудов ГИМ – Вып. 139: Патриарх Никон и его время62 .
Заметим: в соответствии с выработанной (сфальсифицированной) в американской историографии (Дж. Биллингтон) идеологической метафорой «никоновой теократии», активно поддерживаемой современным российским старообрядчеством, согласуется и официальная позиция РПЦ. Так, на открытии первой в стране выставки, посвященной 350-летию интронизации Патриарха Никона (ГИМ, 2002), где Никон и Аввакум были неоправданно представлены в равной мере, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил: «Патриарх Никон является одной из наиболее ярких и противоречивых фигур XVII в., чья деятельность во многом предопределила ход дальнейшего развития Церкви и России… Опыт прошлых столетий свидетельствует, что и попытки создания теократии, т.е. полного подчинения всей жизни общества церковному управлению, и желание сделать церковное управление частью государственного аппарата, подчинив духовную власть светской, равно приводили к негативным последствиям и для общества, ввергаемого в катаклизмы политических и идеологических волнений, и для духовного развития народа». Тем не менее далее Его Святейшество излагает собственно позицию и тезис Патриарха Никона: «История XVII столетия преподнесла нам урок, дав возможность на конкретном примере убедиться, что имеющие различную природу Церковь и государство не могут и не должны сливаться в единое целое, ибо “порядок священства один, а порядок царства другой”; но, сотрудничая, они должны и могут вместе трудиться на благо народа»63 .
Содержащийся в передовой статье «К 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Церкви» «Православного церковного календаря на 2007 г.» (М.: Изд. Совет РПЦ, 2006. С. 6–7) информационный блок, относящийся к Патриарху Никону, кроме как идеологически ангажированный, исторически нелепый и научно несостоятельный расценить невозможно64 . Приводим его без купюр: «В 1652 г. Патриархом стал митрополит Никон, который хотел эти исключительные отношения отца-Патриарха и сына-Царя сделать общим правилом и даже добился у Царя Алексея Михайловича титула Великого Государя. Патриарх Никон исходил из западной идеи примата духовной власти над светской. Царь поначалу находился под обаянием сильной личности Патриарха, но потом начал освобождаться от его влияния. Патриарх компрометировал себя резкими и необдуманными действиями. Воздвигнув необоснованные и ненужные гонения на ревнителей старых обрядов, Патриарх Никон спровоцировал раскол старообрядчества, до сих пор остающийся незаживающей раной Русской Церкви. В ответ на противодействие Царя Патриарх Никон оставил Москву, не слагая с себя патриарших полномочий и препятствуя не только избранию преемника, но и назначению местоблюстителя для временного управления Церковью. Собор 1667 г. с участием двух Восточных Патриархов лишил Патриарха Никона священного сана и отправил его в монастырское заточение. Лишь Царь Федор Алексеевич испросил у Восточных Патриархов возвращения Никону Патриаршего сана и хоронил его в 1681 г. как Патриарха. Трагическая история Патриарха Никона оказала немалое влияние на последующую церковную историю. Петр I, задумав реформу высшего церковного управления, руководствовался стремлением жестко подчинить иерархию царской власти».
В околоцерковной литературе наблюдается некоторое снижение идеологической ангажированности, тем не менее она остается заметной. Примером может служить изданная к 400-летию памяти Патриарха Никона Издательским Советом РПЦ и издательством «Даръ» книга-антология «Патриарх Никон: Трагедия русского раскола» (М., 2006), в которой даже обложка демонстрирует характерный пропагандистский прием – воспроизведена знаменитая парсуна «Патриарх Никон с клиром», но она разорвана надвое: на одной половине Патриарх оставлен в цветном изображении, а предстоящая ему ново-иерусалимская братия отделена от своего пастыря линией разрыва и изображение черно-белое, содержание же выстроено но принципу «pro et contra»65 .
С учетом традиционного восприятия общественным сознанием образа Патриарха Никона как противоречивой фигуры, в такой принятой авторами-составителями модели построения антологии можно было бы предположить диалектический принцип, если бы не очевидность идеологического заказа, который и отражен в предисловии.
Книга, посвященная Патриарху Никону и трагедии почему-то церковного, а не государственно-конфессионального, социально-политического или, наконец, социокультурного раскола, начинается все тем же «пророческим голосом русских традиций», к которому и на этот раз вновь «прислушались»: «Церковный раскол XVII в. – это поистине великая трагедия России и ее Церкви и народа. Об этой трагедии А.И. Солженицын в 1974 г. сказал: “Это непоправимое гонение, самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости продолжалось 250 лет (не 60, как сейчас) – и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам?”».
Обозначив сохранение идеологического вектора и воздав социально-политическое должное «пророческому голосу», далее предисловие очерчивает собственно круг проблем: «Но раскол – не только трагедия, в нем сокрыта и большая тайна. В нем много непонятного и не понятого, в нем прослеживается бессмысленная “логика” всякой гражданской войны66 . Раскол столь глубоко поразил русское общество, что несколько веков к этой проблеме предпочитали просто не прикасаться… Да и сейчас, приводя одни и те же исторические факты, разные стороны разительно противоположным образом их оценивают. Вот почему личности Патриарха Никона, Царя Алексея Михайловича, их роль в трагедии русского церковного раскола XVII в. до сих пор не осмыслена. А жаль!..»67 .
Согласимся с утверждением, что о Патриархе Никоне и церковной реформе, связываемой с его именем, написано немало. И здесь уместна ссылка на Г. Флоровского: «Редко кто писал о нем бескорыстно и беспристрастно, без задней мысли и без предвзятой цели. О нем всегда именно спорили, пересуживали, оправдывали или осуждали. Его имя до сих пор тема спора и борьбы. И почти не имя, но условный знак или символ»68 . Заметим также, что при издании к 75-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II книги «Патриаршество в России» (М., 2004) глава «Никон, Патриарх Московский и всея Руси», несмотря на жесткость социально-политических установок в отношении к этой личности, документально-исторична, хотя и составлена в традиции агиографической литературы69 .
В 2003 г. в Москве было издано двухтомное сочинение митрополита Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи. 992–1892», во втором томе которого помещена статья «Никон, Патриарх Московский»; в серии «Жизнь замечательных людей» издана работа И.Л. Андреева «Алексей Михайлович»; вышел в свет труд Г.М. Зеленской «Новый Иерусалим: Путеводитель»; в Санкт-Петербурге по материалам диссертации С.В. Лобачевым издана книга «Патриарх Никон» (в журнале «Нева» № 2 за 2007 г. Е. Зиновьева опубликовала рецензию на это исследование – «Патриарх Никон: новейшая история»). В вып. XVI материалов и исследований «Художественные памятники Московского Кремля» опубликована работа И.М. Соколовой «Новый Иерусалим в Кремле: Незавершенный замысел Царя Федора Алексеевича». В этот период в Саранске написана опера «Патриарх Никон» – либретто В.В. Долгова* , музыка М.Н. Фомина.
В 2004 г. впервые в стране было издано духовное наследие Святейшего Патриарха Никона – книгу «Патриарх Никон. Труды» подготовил В.В. Шмидт, а выпустило издательство Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова. В США К. Кейн защитил диссертацию, подготовленную исключительно на русскоязычной историографической базе (хранится в РГБ ОР: Kain K. Patriarch Nikon´s image in Russian history and culture: a diss… Kalamazoo, Mich.: Western Mich. univ.).
В Москве вышли в свет книги: Н.Н. Лисового «Патриархи Московские» и составленная А. Парменовым «Патриаршество в России: К 75-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II» с развернутым биографическим материалом, посвященным Патриарху Никону; в «Славянской энциклопедии: XVII век: В 2 т.» опубликована статья Иоанна (Снычев), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского «Никон (Никита Минов), Патриарх Московский и всея Руси» (т. 2. Н–Я); в № 39 «Богословских трудов» – А.Г. Кравецкого «История снятия клятв на дониконовские обряды»; в № 1 «Вопросов истории» – А.П. Богданова «Патриарх Никон», в Русском журнале для чтения «Ныне и присно» – «Архимандрит Серафим – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря»; в № 6 журнала «Наука и жизнь» – И. Андреева «Тишайший. Строптивый Патриарх»; в сборнике «Истринская земля: Энциклопедия сел и деревень Подмосковья» – «Замысел Патриарха» С.М. Дорошенко; в материалах Ивановской конференции «Молодые женщины в науке» – Н.В. Воробьевой «Патриарх Никон – опыт символической биографии».
В Новосибирске вышла работа Е.А. Шафферт «Старообрядцы и Катехизис Петра Могилы», а в Петрозаводске – альманах «Патриарх» в котором были опубликованы авторские работы Ю.В. Линника: Анафема (с. 1), Симфония (венок сонетов) (с. 1), Самосоженцы (венок сонетов) (с. 4), Патриарх Никон на русском севере (с. 6), Идея симфонии властей в свете синергетики (с. 8), Семиотика крестного знамения ([с. 11), Эсхатология Патриарха Никона (с. 13), Никониана (цикл стихотворений: Апостасия, Унисон, Инверсия, Рецидив, Катакомбы) (с. 14–16).
СИМФОНИЯ
(венок сонетов)
Магистрал
Бояться ли прямого обличенья?
Увы, не достучаться до царя –
И вот снимает Никон облаченья,
Властям всю правду-матку говоря.
Ах, что ему угроза отлученья?
Бояре тут стараются зазря –
Земные не смущают огорченья!
Восславлю Патриарха-бунтаря.
Антихрист мучит Русь мою святую.
Антихрист подбирается к престолу.
Антихрист налагает свой запрет.
Я тоже восстаю! И протестую.
Я под Голгофой простираюсь долу –
Низводится сюда нетварный свет.
1
Бояться ли прямого обличенья?
Вот Богово – его ты отдели
От кесарева! Здесь без различенья
Никак нельзя – иначе нам в ночи
Блуждать весь век. Нужны ограниченья
Чтоб власть в стране не взяли палачи.
Однако не избегнем помраченья!
Ведь это правда – хоть ты в крик кричи –
Что прикрывает куколь белоснежный
Погоны богомерзкого сексота!
Всю истину открыто говоря,
Ты предсказал, о Патриарх мятежный,
Триумф Иуды – взлёт Искариота!
Увы, не достучаться до царя.
2
Увы, не достучаться до царя –
Никак не дозвониться до генсека.
Страну и обирая, и моря,
Владычит бес – он кровосос от века.
Он соки тянет. Славит упыря
Поэт казённый. Кто спустя полвека
Вновь гимн строчит, лишь доллары беря?
Видать, забыл про Мандельштама-зэка
Похожий на Протея стихоплёт.
Вот оборотень! Любит нынче Бога –
Вчера же Сатане свои реченья
Он посвящал! Я забежал вперёд –
Вернусь к причине. Боль в душе, тревога –
И вот снимает Никон облаченья.
3
И вот снимает Никон облаченья –
Простую рясу видите на нём?
От Бога получив препорученья,
Он твёрдый посох не сдает внаём –
Не продаётся! Будут злоключенья –
И жизненный сожмётся окоём
В узилище! Но нет ожесточенья –
И о царе, гонителе своём,
Он молится на северных широтах.
Чем Бог утешит? Даром благодатным –
Целить людей. У стен монастыря –
Сонм страждущих. И ты с утра в заботах.
Дерзишь и здесь – с послом бранишься знатным,
Властям всю правду-матку говоря.
4
Властям всю правду-матку говоря,
Ты заявляешь громко, что священство
Превыше царства! Вот встаёт заря,
Свидетельствуя внове, что главенство
Не за Луной! Что наша словопря?
Лишь в Солнце полнота и совершенство –
Ущербен Месяц. Кесаря коря,
Ему внушаешь мудрое смиренство.
Но Бога он пытается затмить,
В своих указах Церковь умаляя –
Не чувствуя Её предназначенья.
Напряжена связующая нить –
Вот-вот порвётся. Никон встал у края.
Ах, что ему угроза отлученья?
5
Ах, что ему угроза отлученья?
Так есть и было: дьявольская власть
Гнетёт Россию – ждать ли облегченья?
Вот ловчая проверенная снасть –
Алчба, корысть. Ужели пресеченья
Мы не дождёмся? Не меняет масть
Чиновник серый – вовсе уличенья
Ему не страшно: продолжает красть –
Обманывать! Коррупция повсюду –
В Кремле московском, в дальнем сельсовете!
И нет у нас такого звонаря,
Чтоб совесть разбудить. Но ныть не буду –
Помог мне Никон. Чернота в навете?
Бояре тут стараются зазря.
6
Бояре тут стараются зазря –
Как им сказать о будущем позоре?
Спасителя за крест благодаря,
Печальник Никон молится в затворе.
Ему наш Север – вместо алтаря.
И Белое ему заменит море
Церковный хор! Кто бросил якоря?
Зосима и Савватий на угоре
Часовню ставят. Это остров Кий.
Онега протекает недалече.
И пусть ты не дождёшься умягченья
Суровой доли посреди стихий –
Но ангельское ты поймёшь наречье.
Земные не смущают огорченья.
7
Земные не смущают огорченья!
Незримый столп – Никита дал пример –
Возводишь ты в тенётах заточенья,
Душой достав до запредельных сфер.
Чего хотел? Любви увеличенья!
Витийствует матёрый старовер –
И вот в апофеозе отреченья
Даёт самосожженчества пример
Стране несчастной! Будет на пожогу
Похожа Русь. Оправданы ли гари?
И всё ж, дорогу к новому торя,
Мы сложим троеперстье – слава Богу!
Вот с моря стоны слышатся гагарьи.
Восславлю Патриарха-бунтаря.
8
Восславлю Патриарха-бунтаря,
В нём находя подобие оплота –
Зыбуч наш век! И скользкостью угря
Напоминает! Разве для полёта
Ты создан? Пресмыкайся! Что моря?
Суждён моей стране удел болота.
Призвать бы в стольный град золотаря!
Кругом дерьмо. И иже с ним блевота.
Жгут книги Меня пьяные попы.
Флоренского долой: сплошная ересь.
Ужели веру принимал такую
Наш князь Владимир? Физии тупы
У юдофобов. Широко ощерясь,
Антихрист мучит Русь мою святую.
9
Антихрист мучит Русь мою святую,
К вершине власти нечисть приводя.
Кто Сталину возносит аллилуйю?
Ни разу сергианцы на вождя
Не цыкнули. А ты б напропалую
Рванул в хоромы, сердца не щадя –
Царю ты правду говорил крутую!
И поплатился. Что ж! Нам Бог судья –
И этот суд идёт на небесах.
Но на земле премирный образ Божий
Ты призван отражать! Молю Николу –
Пусть будет рядом. Побеждаю страх –
Хоть близость ада ощущаю кожей:
Антихрист подбирается к престолу.
10
Антихрист подбирается к престолу –
Антихрист восседает на престол!
Не на Лубянке ль пагубную школу
Он под эгидой Берии прошёл?
Торжественно он движется по холлу.
Ему кадят. Но скоро в перемол
Пойдёт Отчизна! Каждому оболу
Рад перевозчик – он едва ли счёл
Всех россиян, приговорённых к Лете!
Сна не поняв, с монашеской постели
Вскочил изгнанник – объясненья нет.
Что впереди? Печаль и лихолетье!
Надобрые и благостные цели
Антихрист налагает свой запрет.
11
Антихрист налагает свой запрет
На истину. И на свободу слова!
Ведь он труслив – и это не секрет.
В его душе отсутствует основа –
Она пуста. Парадный лжёт портрет.
И до чего ж бездарна, бестолкова
Политика его! На сколько лет
Зга воцарилась? Мнилась перенова –
Всё в старую вернулось колею.
Ужель напрасно полагал усилья
Великий Никон? Чую ночь глухую –
И всё же поднимусь на солею,
Раскованно выпрастывая крылья!
Я тоже восстаю. И протестую.
12
Я тоже восстаю. И протестую!
Христом дана высокая шкала.
С ней сверившись, я вижу суть простую –
И страшную: страна в объятьях зла –
Страна больна! Крест Никонов целую –
И чувствую душой приток тепла.
Власть отвергаю – стылую и злую:
Вновь наледь на отечество легла.
Был Патриарх и мучим, и гоним.
Но в тяготах душа его внимала
Звучащему из вечности глаголу –
Он строил Новый Иерусалим!
И воплощал бессмертные начала.
Я под Голгофой простираюсь долу.
13
Я под Голгофой простираюсь долу –
И вспоминаю твой достойный путь.
В Кириллове не рады новосёлу:
Хотят задеть, обидеть, обмануть.
Ты соль земли. Как этому посолу
Мне не воздать? Не загнивает суть –
Не тлеет смысл! Дивуюсь ореолу:
Спасительное пламя не задуть.
Скит Анзерский оставив, ты в Усть-Кожу
Направил путь. А после прах Филиппов
Вёз по Онеге. Я тебе обет
Сегодня дал – я душу обнадёжу,
Увидев проступанье архетипов:
Низводится сюда нетварный свет.
14
Низводится сюда нетварный свет –
И чудеса творятся у гробницы.
Не ты ль пытался мётлами комет
Зло вымести за русские границы?
Каков масштаб! Надеждой я согрет.
И что мне снится? Вынос плащаницы –
И выход твой. И Герман здесь, поэт.
И райские вокруг щебечут птицы.
Антихрист нами свергнут навсегда!
Симфония властей да станет явью –
И ты свои забудешь удрученья.
Твой посох слышу – поступь так тверда.
Куда грядём? К любви и добронравью.
Бояться ли прямого обличенья?
8.07.2004
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ
(сонет)
Вот зеркало. И в нём Земля святая
Точь-в-точь за тыщи вёрст отражена.
Кем оптика придумана такая?
Над Истрой начинается весна.
Голгофский апогей предвосхищая,
Стою у этой раки допоздна:
Ответствуй, Никон! Наша доля злая
Ужель навек для нас предрешена?
Я помню ферапонтовские муки.
Но все же верю: с горьким лихолетьем
Простимся мы – и душу утолим,
К отцам воскресшим простирая руки.
Нам надо ль становиться Римом третьим?
Мы будем: Новый Иерусалим.
<<< Предыдущая
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 ...
13
14
Следующая >>>
Сноски:
60 В сборник вошли работы: Зеленская Г.М. Прижизненные изображения Святейшего Патриарха Никона; Почитание памяти Святейшего Патриарха Никона в XVII–XX вв.; Архимандрит Леонид (Кавелин) – настоятель Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря; Музей Святейшего Патриарха Никона в ставропигиальном Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре; Щедрина К.А. Некоторые историко-богословские аспекты монастырского строительства Патриарха Никона; Севастьянова С.К. К вопросу об автобиографическом повествовании в челобитных Патриарха Никона Царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (1667–1676 гг.); Тодорова М.А. Остров Патриарха Никона в Ферапонтово; Рогожкина Е.И. Личные вещи и вклады Патриарха Никона из фонда драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим»; Дорошенко С.М. Вельдеманово – родина Патриарха Никона; Кейн К.М. Изображения Патриарха Никона в искусстве XVII – начала XX в.; Полознев Д.Ф. Место Церкви в государстве и обществе по Соборному уложению 1649 г. и Кормчей 1650 г.; Лобачев С.В. Хронология церковной реформы Патриарха Никона; Тепфер Л.Э. Реконструкция Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря на конец XVII в.; Васильева Е.Е. Три воскресенских гимна архимандрита Германа; Леонида (Кавелин), архим. Опись музея, посвященного имени Святейшего Патриарха Никона; Крючкова М.А. Словарь мастеров Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря XVIII – начала XX вв.; и др. назад
61 В содержании путеводителя: Невзорова Л.П., Майборода З.П. Новый Иерусалим – памятник русской истории и культуры; Чернилова Л.М., Савко Н.М., Михайлова Н.М., Абакумова Н.А. Архитектурный ансамбль Новоиерусалимского монастыря и его реставрация; Парушева В.Г. Архитектурно-этнографический музей под открытым небом; Черненилова Л.М. Русское искусство XVI–XVII вв.: иконопись, лицевое и орнаментальное шитье; Невзорова Л.Г. Рукописные и редкие книги; Денисова Л.М., Корчоха И.Ю., Рогожкина Е.И. Русское и западноевропейское изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVI – начала XX в. назад
62 В сборнике представлены работы: Ченцова В.Г. Митра Паисия Иерусалимского – не присланный Русскому Государю венец «Царя Константина»; Чеснокова Н.П. Восточные иерархи в Москве в середине XVII в. (по материалам Посольского приказа); Орленко С.П. Патриарх Никон и «немцы некрещеные»; Вознесенский А.В. К истории дониконовской и никоновской книжной справы; Казакова Е.Н. Апостол 1644 г.: К проблеме дониконовской книжной справы; Агеева Е.А. Требник 1658 г.: История издания; Тимошина Л.А. Распространение книг Московского Печатного двора в середине XVII в. среди высшего купечества России; Румянцева В.С. Патриарх Никон и Стефан Вонифатьев: К постановке вопроса о церковных реформах 50-х годов XVII в.; Севастьянова С.К. Духовное завещание Патриарха Никона: Письма Патриарха Никона Царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря: 1667 г.; Зеленская Г.М. Изображения и личные вещи Патриарха Никона в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре в XVII–XX вв.: (История бытования и вопросы атрибуции); Мельников А.В. Неопубликованная статья академика М.М. Богословского 1924 г. «Имущество архимандрита Воскресенского монастыря Никанора 1686–1698»; Бусева-Давыдова И.Л. О так называемом запрете шатровых храмов Патриархом Никоном; Полознев Д.Ф. Церковная реформа после Патриарха Никона: Соборы 1667–1682 гг.; и др. назад
63 Цит. по: Васильев С. Патриарх Никон и его время // ЖМП. 2002. № 8. С. 42.
Не менее интересно в данном контексте освещение визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Мордовию (Там же. 2006. № 9. С. 50–51). В журнале не приводится ни одного слова Предстоятеля РПЦ о Патриархе Никоне, дается лишь редакторский комментарий: «Патриарх Никон после соборного осуждения и низложения умер в ссылке простым монахом, поэтому он изображен в монашеской одежде и с посохом в руке (на самом деле Патриарх изображен в святительской мантии, с саккосом, панагией и в патриаршем клобуке, а также с посохом митрополита Петра. – В.Ш.). Сохранившиеся портретные изображения Патриарха Никона сильно разнятся, поэтому скульптурный портрет является скорее собирательным образом, чем изображением конкретного человека. Святейший Патриарх Алексий возглавил заупокойную литию по Патриарху Никону, а затем окропил памятник святой водой. Со словом по случаю открытия памятника к собравшимся обратился Глава республики Мордовия Н.И. Меркушкин… “Сегодня мы принимаем участие в открытии памятника великому сыну Мордовской земли – Святейшему Патриарху Никону… Патриарх Никон вошел в историю России не только как церковный реформатор и просветитель, но и как выдающийся общественный деятель. Своими молитвами и деяниями он внес огромный вклад в укрепление и развитие российской государственности. С российской государственностью и Православием он связывал будущее не только русского народа, но и других народов России. Именно по его указанию в мордовском крае строились монастыри, при которых открывались первые школы и больницы, закладывались церкви, переводились на мордовские языки богослужебные книги. Святейшего Патриарха Никона по праву можно считать первым просветителем мордовского народа”. Святейший Патриарх Алексий и глава Республики Мордовии возложили цветы к памятнику Патриарху Никону. Затем Святейший Владыка и гости торжеств посетили новый собор, после чего Его Святейшество побеседовал с жителями Саранска, пришедшими на открытие памятника» (выделено мной. – В.Ш.).
назад
64 См.: Тодоров А.А. 90-летие восстановления Патриаршества в Русской Церкви: мистификация образа Патриарха Никона // Власть. 2008. № 2. назад
65 Книга содержит избранное: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. С. 6–197; Ключевский В.О. Из лекций по русской истории. С. 198–301; Платонов С.Ф. Никон. С. 302–357; Макарий, митроп. Патриарх Никон в деле исправления церковных обрядов. С. 358–443; Зеньковский С.А. Патриарх Никон. С. 444–516; Раскол. С. 516–581; прот. Л. Лебедев. Патриарх Никон. С. 582–599; Никон, Патриарх. Сочинения: Слово отвещательно; Поучение священному чину; Переписка. С. 600–642; Акты, относящиеся к соловецкому восстанию. С. 643–644. назад
66 Отметим, что не христианским монотеистическим религиозным системам свойствен дуализм картины мира, который порождает такие явления, как индивидуальное или массовое жертвование собой, т.е. своим телом, ради достижения выгодного результата (сотериологического или политизированного индивидуально-, социально-террористического как разновидности этнополитического, социально-политического и т.д.). На это указывает также и Дж. Биллингтон на с. 192, 199: «… дуализм Аввакума заставил его в тюрьме отстаивать еретическое утверждение, что Христос Троицы не вполне идентичен историческому Иисусу… Проповедуя самосожжение, он приходит к дуалистическому разделению души и тела. “Сожегше своя телеса, душа же в руце Божии предаша” (Аввакум. Житие. С. 234; Субботин Н.И. Материалы для истории раскола... Т. 5. С. 204)… Диакон Федор, более ученый соузник протопопа, порицал Аввакума за еретичество (Субботин Н.И. Указ. соч. Т. VIII. С. 224 и сл.)» и на с. 195: «… нельзя исключить и возможности некоторого взаимодействия с еврейскими общинами. Год 1666, в котором фундаменталисты ожидали пришествия антихриста, был также годом, когда Саббатай Цеви провозгласил себя давно ожидаемым еврейским Мессией. Прибегая к тем же пророческим цитатам и вычислениям, что и старообрядцы... Саббатай привлек сторонников больше, чем любой другой еврейский Мессия во времена Иисуса… сам Саббатай стал отступником, приняв ислам… Между саббатианами и старообрядцами по меньшей мере существует поразительное сходство в их предчувствии апокалипсиса, в завороженности оккультными цифровыми выкладками, в экстатическом ощущении своей избранности и полумазохистском принятии страданий. … (см.: Гилятовский И. Ключ разумения. Киев,1672; Южнорусское духовенство и евреи в XVII веке // Восход. 1887. Апр.; Мельников Е. Участие иудеев и иноверцев в делах Церкви; также см. сноски № 107–109. С. 770–771)».
Поэтому вряд ли возможно согласиться с полемической уловкой А.И. Солженицына о расколе как «самоуничтожении русского корня», поскольку метафизические основания дуализма, никогда не были свойственны метафизике Православия, а вот именно политизированное и институциализированное старообрядчество как раз и явилось тем рычагом влияния на Русскую Церковь как институциональное образование, которая собственно и является тем стержнем, основой «русского духа, русской целости», которую не один век стараются не только ослабить, но и девальвировать как таковую как изнутри, так и извне.
назад
67 Патриарх Никон: Трагедия русского раскола. М., 2006. С. 3. назад
68 Флоровский Г. Пути русского богословия. Минск, 2006. С. 66. назад
69 Никон, Патриарх Московский и всея Руси // Патриаршество в России: К 75-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II / Авт.-сост. А. Парменов. М., 2004. С. 90–113. назад
* В 1923 г. для постановки в Петроградском государственном драматическом театре В.Ф. Боцяновским была написана трагедия в 5 действиях и 6 картинках «Патриарх Никон», но поставлена не была. Без содрогания воспринимать разворачивающиеся сцены невозможно. В своем полете фантазия сценариста отрывается настолько далеко от реальности, что невольно задумываешься, а историческая ли это вещь? Подобное случилось и с либретто к опере «Патриарх Никон», созданным по мотивам романа М.Я. Филиппова «Патриарх Никон: Исторический роман» (М., 1885; 1994). Автор либретто сконцентрировал свое внимание на проблеме исключительно плотской любви Никона к своей жене, не учитывая исторический факт, засвидетельствованный Е.В. Ушаковой в «Кратком историческом очерке Московского Алексеевского монастыря». И, если в романе Филиппова судьба жены-монахини идет параллельной линией верного служения мужу-архипастырю, то в либретто В.В. Долгова женщина с угрожающим размахом стремится затмить собой образ Христов, в сретение Которого схи-Патриарх оправлял одежды и бороду на смертном одре на реке Которосли. Да, страсть в своих интенциях умножает и гипертрофирует формы явлений, но ведь они пусты и ничтожны. Для чего их созерцать, если в них нет бытия? Искусство ведь не отражает, оно проявляет содержание бытия, его красоту через форму и знаки, современные способу восприятия человека... назад
|
|